Закоулки бизнеса

Андрей Демидов 2
                Закоулки бизнеса
                ( На фото: полицейская будка. Самара)


А как вы считаете, кто  больше ценит ее, копеечку: разбогатевший хозяин или бедняк? Только тот ощутит  истинный вкус денег, кто научился добывать их. Пути  создания  капиталов неисповедимы, главное не потерять ориентиры и точку отсчета. Это удавалось не всем.    Кто не знал в губернии знаменитую фамилию Сурошниковых? Суровые это были люди. Вот только одна их маленькая семейная тайна. У Степана дела пошли неладно. Где взять деньги, чтобы расплатиться с кредиторами? А тут заметка в "Самарской газете" от 7 июля 1892 года. В разделе "Происшествия" сообщалось, что в кухмистерской на Троицкой улице полицейским был задержан отставной рядовой Василий Красноселов по заявлению повара о появлении у того денег, не водившихся прежде. При обыске у Красноселова изъяли сторублевый кредитный билет. Несмотря на уверения Красноселова, что это его деньги, беднягу арестовали. Современный читатель скажет: "Ну и что? Обычная уголовная хроника". А Степан Сурошников догадался, как из этого деньги сделать. 9 июля он отнес приставу заявление, в котором сообщал, что у него из незапертого сундука украли 113 рублей во время его отсутствия и никто кроме Красноселова, вхожего в дом, он не подозревает, так как ни прислуги, ни квартирантов не держит. Кстати Красноселов не так давно освободился из тюрьмы за кражу утюга из магазина Христензена на Дворянской. Благодаря дотошному адвокату Володе Ульянову Сурошников дело проиграл. Но пока Красноселов год сидел в тюрьме, купец пускал в оборот злосчастную сотенную.
Предприниматели шли напролом, не считаясь ни с чем, ведь им светило солнце золотых червонцев. Его лучи иногда ослепляли, и случалась беда. Один неверный шаг и состояние рушилось. Так, губернский город был потрясен самоубийством богатейшего купца П.С.Субботина. В 1909 году городская Управа описала его 20 хлебных амбаров. Случай¬но не пошел с молотка курорт Сергиевские минеральные воды. Выяснилось, что здравница сдана в аренду еще в 1885 году Л.Л.Савицкому.
В конце XIX века имя купца Ивана Петровича Летягина гремело по всей Самарской губернии. С ним заключали договоры на строительство Жигулевского завода А. Ф. фон Вакано. Только с ним стремился иметь дело Торговый дом Дмитрия Ермиловича Челышева. Однако свое производство, семейство Летягиных вело по старинке, качественно, но дорогостояще. А кирпича в то время требовалось с каждым годом все больше и больше. Стали внедряться новые технологические процессы, использовались Гофманские печи, пробивал себе дорогу дешевый белый силикатный кирпич. Иван Петрович переживал очень остро медленную гибель своей кирпичной империи. После очередной неудачи с ним случился удар. Дело пришлось принять вдове Марии Ильиничне Летягиной. Вместе с заводом к ней пришли, к сожалению, и мужнины долги. Кредиторы требовали немедленно выплатить 18 тысяч рублей. Мария Ильинична обратилась за помощью к старосте купеческого собрания и в городскую Думу. Под поручительство купеческого собрания платежи отсрочили. Вдова попыталась переориентировать свой бизнес и открыла на углу Заводской и Саратовской гостиницу «Северная». Реклама гласила – лучшие блюда, по вечерам играет струнный оркестр, поют цыгане. Как утопающий хватается за соломинку, так Мария Ильинична выискивала все новые способы зарабатывания денег. Так при гостинице открылся синематограф, и самарская публика визжала от восторга, когда на нее с экрана летели паровозы, махали крыльями аэропланы. Под бряцанье тапера можно было приобщиться к жизни высшего света в Царском селе. Однако налог за гостиницу составлял в год 1700 рублей, и дела не поправлялись. М. И. Летягина открывает лесопилку на Лесной, ныне район улицы Осипенко, отправляет сыновей Василия и Николая обучаться в юнкерском училище. В 1908 году за вдову заступился городской Голова Дмитрий Кузьмич Мясников, который сказал, что Летягины представляют свет самарского купечества, что они многие десятилетия являлись исправными налогоплательщиками и приносили весомый доход городской казне, город не имеет права их пустить по миру. Такой поступок будет считаться не христианским. Однако деньги диктуют свои законы, зачастую далекие от нравственности и человечности. С молотка ушли заводы, дом, лесопилка. Вдова Ивана Петровича была допущена жить в каморке при бывшей собственной лесопилке.(ГАСО,Ф.352,оп.1,д.27,с.48,154). Прогуливаясь по старому городу, вы наверняка увидите клеймо «Заводы И. П. Летягина» и тогда вспомните эту грустную историю.
 Неумелое обращение с кредитами погубило и другого известного предпринимателя. Немец Густав Богданович Ротман построил завод по производству белого силикатного кирпича рядом с мельницей Шадрина. Он выпускал кирпич правильной формы и дешевле красного. Сырье брал на каменоломнях за Лысой горой. Такая проворотливость вызвала гнев конкурентов. Удачливого предпринимателя довели до самоубийства, потребовав немедленной оплаты взятых кредитов. В память о Ротмане за Студеным оврагом на берегу Волги до сих пор стоит его печь, похожая на ракету. Любопытные туристы находят вокруг обломки экспериментальных кирпичей с клеймом "Ротман". Вдоль гор сохранилась дорога, по кото¬рой вывозили кирпичи и сырье. Она упирается в скалы. Вот также и жизнь немца столкнулась с конкуренцией и оборвалась.
Конкурентная борьба в Самаре считалась не менее захватывающим зрелищем, чем спортивное состязание. Вот, например, как шло проведение линии самарского трамвая. С 90-х годов по Самаре бегала бельгийская конка. К началу века она перестала устраивать горожан. В час пик ее бук¬вально штурмовали. Многим приходилось ходить пешком. Из года в год пассажиров становилось все больше и больше. Разрастались заводы, расширялся город, возникали дачные поселки. Заговорили о трамвае. Городская Дума предложи¬ла бельгийской компании выкуп за конные пути. Европейцы напомнили, что договор об аренде заключен 5 марта 1890 года сроком на 50 лет, а потому запросили огромную сумму.  В это же время  уже итальянская фирма господина Попондопуло хотела взять концессию на строи¬тельство и эксплуатацию трамвайной линии. Деловитый европеец внес залог в размере 5 тысяч рублей и стал ждать. Гласный городской Думы  М.Д. Челышев заявил о необходимости передать за-каз русским фирмам. Оставшись у разбитого корыта, Попондопуло написал обиженное  заявление на имя городского Головы: «...Я покорнейше прошу Вас распорядиться о немедленной выда¬че мне предоставленного залога 5 тысяч рублей, так как не имею ни времени, ни желания проживать бесцельно в Сама¬ре».(ГАСО.Ф.4940,оп.1,д.12,с.5)
 В противовес иностранцам из городской казны выделили средства, и инженер П.А.Суткевич с 1913 года возглавил строительство трамвайных  путей. Чтобы  «закопать»  бельгийских конкурентов, трамвай провели параллельно с конкой. 12 февраля 1915 года от Алексеевской площади  через Троицкую к Полевой прошли первые самодвижущиеся вагоны. Шла беспощадная первая мировая война. Самарский трамвай развозил раненых по госпиталям. Что касается бельгийцев, то через год они тихо обанкротились и навсегда покинули  волжские берега. А трамваю самарского предпринимательства хотелось мчаться вперед и вперед, ведь богатство чем-то похоже на горизонт. К нему можно идти бесконечно. Главное – не потерять голову и, по возможности, совесть.