Показательная лекция

Васильев Валерий Васильевич
       1975 год. Учебный центр ЛВВУ им. Фрунзе. Нас, преподавателей училища построили на открытой площадке для прослушивания показательной лекции, которую должен был провести начальник училища генерал-майор Байдаков Павел Михайлович.
      
       Стоял летний погожий день. Солнце жарило нещадно. А мы, преподаватели, стояли в двухшереножном строю на песчаной площадке, в полевой форме, застегнутые на все пуговицы, при портупеях и, изнывая от жары, дожидались появления докладчика. Перед нами стоял путеукладчик ПБ-3, о котором и должна была пойти речь в показательной лекции - неказистое с виду изделие, состоящее из трактора ЧТЗ, с прицепленной к нему подковообразной загогулиной... Рядом - плакаты, на которых демонстрировались его тактико-технические данные.
 
       Раздается команда: "Смирно!" К шеренге направляется генерал в сопровождении озабоченного полковника Алимова, который готовил материал для докладчика. Как мы узнали, генерал неделю изучал лекцию, закрывшись у себя в своем домике, в котором он проживал в лагере. По пути он уточняет у полковника какие-то детали путеукладчика. Полковник на ходу поясняет...
 
       Лекция началась: "Товарищи офицеры! Путеукладчик ПБ-3, это ракета желдорвойск! Наша ракета!" ( Мне представилось, как "наша ракета" стремительно парит над земполотном со скоростью 2 км/час, укладывая звенья пути). "Он обладает...  Состоит из трактора, прицепного устройства, дышла, ящика, в котором все, что нужно...  Характеристики ... и т.д."  Кто-то, из наиболее смелых, вставляет реплику: "Товарищ генерал, а на плакатах по другому!" Генерала это не смущает: "На плакатах неверно! Убрать плакаты!" Плакаты убирают...

      Показательная лекция продолжается далее в такой же теплой рабочей обстановке; много нового почерпнул преподавательский состав из уст ученого-лектора... Занятия закончены, преподаватели разошлись по кусточкам, дабы отойти от неимоверного солнцепека. Закурили. Лекция, конечно, понравилась. Каких либо отрицательных высказываний ни у кого не было, да и не могло быть - быстро лишишься должности и отправишься осваивать "ракету" на Тюмень-Сургут или на БАМ, коль еще не освоил.
 
       Такие показательные лекции проводились не часто, ведь праздники не должны быть частыми...
 
       Наряду с этим, в училище порой устраивались и выставки научных работ преподавательского состава. На них представлялись и новые учебники для ВУЗов - по геодезии, математике, физике, строительству мостов и т.д. Первым автором всегда значился генерал Байдаков П.М., независимо от дисциплины, а затем шли фамилии истинных авторов. Субординация должна быть во всем. За эти труды и показательные лекции Павлу Михайловичу было присвоено звание доцента.
 
       Павел Михайлович принимал также и экзамены у курсантов. Происходило это так. Идет экзамен по физике. Генерал подходит к одному из курсантов и говорит:  "Напиши-ка мне общую формулу физики". Курсант в недоумении, но что-то пишет на доске.  Заглянув в свою записную книжку, Павел Михайлович возмущается: Неверно, ставьте ему два!" Преподаватель - профессор Ариничев, говорит генералу: "Товарищ генерал, написано верно, только несколько в другой интерпретации, отличной от Вашей". Генерал поправляется: "Хорошо, вполне заслуживает "четыре"...

       Уже позже, при увольнении, Байдакова П.М. из рядов СА, его на должность доцента, взял к себе в ЛИИЖТ ректор Красковский Е.Я. Но с оговоркой: "Без права выхода к студентам..."  За это, сын Красковского - Вася, молодой инженер, призванный в ряды СА, был устроен преподавателем в училище - состоялся своего рода бартер.

       Запомнились мне как показательные лекции, так и научные разработки автора: генерал-майора Байдакова Павла Михайловича, навсегда запомнились...


29.11.2015                Москва