Международная конференция, посвященная Мстиславу Д

Владимир Кольцов-Навроцкий
Международная конференция, посвященная Мстиславу Добужинскому

В вильнюсском музее искусств Витаутаса Касюлиса (Vytauto Kasiulio dail;s muziejus) прошла международная конференция, посвященная 140-летнему юбилею выдающегося русского художника Мстислава Добужинского (1875-1957), творчество которого достаточно широко известно во многих странах мира по работам экспонируемым в лучших картинных галереях США, России, Франции, Англии, Аргентине и др.
Во вступительном слове одного из ведущих вечера, протоиерея Сергия Нейфаха, настоятеля церкви святителя Николая в Вильнюсе, являющегося председателем Епархиального отдела образования и катехизации, отмечено, что наследие этого русского художника, юбилей которого мы сегодня отмечаем, стало неотъемлемой частью мировой культуры.
Затем с приветствием обратилась член Сейма Литвы Лариса Дмитриева, поздравившая присутствующих с юбилеем художника и отметившая: «Как важно, чтобы каждое поколение имело таких энтузиастов, умеющих без достаточных средств делать конкретное дело, за что организаторам конференции особая благодарность! Ведь это передача сегодняшней молодежи того, что и нам завещано от старшего поколения, что доказывает - и мы русские вносим свой вклад в копилку Литвы». ;
Затем Дмитриева, входящая в комитет по просвещению, культуре и науке Сейма Литвы, зачитала благодарственное письмо на имя преподавателя вильнюсской школы «Центро», Татьяны Афанасьевой-Коломиец, много лет осуществляющей собирание по крупицам, сохранение и популяризацию наследия нашего земляка Мстислава Добужинского, делу которому она бескорыстно отдаёт все свои знания и интеллект.

В выступлении представителя Литовского художественного музея Винцаса Матулёниса отмечены непрерывающиеся творческие связи между «хранителями памяти» музеями Литвы и России, которые «завязаны русским художником Литвы». Выступающий подробно рассказал о передвижной экспозиции из фондов Литовского музея - «М.В.Добужинский. Старая Литва», основу которой составляли зарисовки Литвы, приобретённые Литовским культурным фондом у сына художника Всеволода Добужинского. Эта выставка с успехом прошла в Новгороде, где в семье артиллерийского офицера родился Мстислав Валерианович, а затем в Русском музее Санкт-Петербурга, Московской Третьяковской галерее, в краеведческом музее Нижнего Новгорода и др.

Вышедшая к микрофону доктор гуманитарных наук Елена Петровна Бахметьева, одна из хранительниц памяти дворянских фамилий русских Литвы, напомнила всем, что в Вильнюсе есть улица, названная в честь Добужинского, и рассказала о мало известном эпизоде, «как ученик 5 класса второй виленской гимназии Митя Добужинский нарисовал карикатуру на приехавшего в Вильну министра просвещения России», внеся этой невинной шалостью наш город в реестр первых, где он отметился как художник». Выступающая упомянула, что в библиотеке Мажвидаса, в фонде Мстислава Валериановича, собраны 6028 единиц хранения, и только за последние 20 лет в Литве опубликовано 335 статей о его творчестве.
Еленой Петровной были отмечены заслуги педагогов 17-й виленской средней школы, обобщивших материалы для издания книги «Русские в истории и культуре Литвы». Собранные этим коллективом документы помогли добиться увековечевания памяти Добужинского - присвоения этой школе имени художника. Здесь впоследствии образовался центр изучения творческого наследия нашего земляка.
Интерес вызвали воспоминания о том, как в школе прошли встречи с сыном художника Валерик Добужинским и посещение гостем из Франции дома-музея Чюрлениса.

Затем слово предоставли директору музея МХАТ имени Чехова в Москве Марфе Бубновой, выступившей с докладом «Добужинский и Художественный театр. История содружества», ненавязчиво сумевшей несколькими фразами и слайд-композициями ввести участников конференции в разряд «театральных зрителей», показав декорации, макеты, костюмы, которые вошли сокровищницу театральной истории России.
Марфа Николаевна начала с того, что история профессионального российского театра во многом связана с МХАТом, ведь там работали и Станиславский, и Немирович-Данченко, и во всех учебниках по театральному искусству отмечается, что Добужинский впервые заставил в спектаклях «работать свет». Для театральной сцены художник подготовил оформление 12 спектаклей, правда, некоторые не состоялись.

«Тамбовский край в жизни и творчестве М.Добужинского» - тема выступления Татьяны Деревягиной, доцента кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Державина, председателя тамбовской областной общественной организации «Молодёжные инициативы», которая последние 15 лет популяризирует творчество на тамбовской земле Добужинского.
«Тамбовские впечатления» отразились в оформлении спектакля Московского художественного театра «Месяц в деревне» по пьесе И.С.Тургенева: в декорациях гостиной были воспроизведен интерьер дома в имении матери Елизаветы Тимофеевны, в деревне Семёновка Кирсановского уезда.
Здесь им была создана серия сельских и городских пейзажей и портретов, раскрылась прелесть и своеобразие русской природы и как вспоминал художник: «Именно мои ранние и скромные тамбовские впечатления оказались наиболее плодотворными и вдохновительными».

Белорусский период в жизни чествуемого в докладе «Добужинский в Витебске: художник, директор, педагог» затронула старший научный сотрудник Витебского центра современного искусства Марина Карман, рассказавшая, что Мстислав Валерианович приехал в этот город в декабре 1918 года, по приглашению Марка Шагала, чтобы возглавить народное художественное училище и фактически спасая семью от голода, охватившего послереволюционный Петроград.

Гость из Франции, доктор филологических наук Парижского университета Ренэ Герра осветил творчество Добужинского как замечательного иллюстратора произведений русских писателей, внёсшего свой вклад в «искусство книги». Этим хранителем и исследователем культурного наследия зарубежной России, собрана уникальная коллекция включающая в себя сотни тысяч единиц – картин русских художников, книг с автографами русских писателей, их рукописи, письма, в том числе - Бунина, Цветаевой, Мережковского, Гиппиус, Набокова.

Как рассказал господин Герра, последние его приобретения - это иллюстрации Добужинского к «Белым ночам» Достоевского, «это была моя давняя мечта» и к «Бедной Лизе» Карамзина.
«Я знал старшего сына, Ростислава Мстиславовича, который умер в 2000 году в возрасте 97 лет. Он ничего не продавал из работ отца, жил скромно, храня наследство в десять миллионов евро. Я с ним дружил, и он подарил мне портрет Набокова, написанный Добужинским с натуры в 1937 году. Я привез его на выставку в Россию, и он тут же бесследно пропал вместе с рядом других работ, но это уже другая история», - упомянул Р.Герра.

Далее с докладом выступила организатор и соведущая конференции Татьяна Афанасьева-Коломиец, учитель дополнительного образования школы «Центро», председатель общественной организации «Наследие» и член совета Ассоциации российских граждан, поблагодарившая присутствующих за интерес к конференции, творчеству и личности художника, и за всестороннее освещение граней его таланта затронутые предыдущими выступавшими.
Всем представилась возможность узнать, как проходили мероприятия десятилетней давности - «130-летия Добужинского», а также о первой передвижной выставке детских рисунков, организованной 5 лет назад в вильнюской школе имени Добужинского.
Рассказывая о "переносе" фондов музея из «реорганизованной» школы имени Добужинского в стены школы «Центро», докладчику потребовалось максимум концентрации душевных сил, чтобы констатировать вопиющий произвол чиновников, стирающих имя с карты города, а ведь в своё время кисть художника спасла целый квартал нашей столицы от «реорганизации» чиновников советского образца.
Потеплел голос у Татьяны Петровны только при показе недавно установленной скульптурной композиции «Улица Мостовая». В зале оживление вызвал также просмотр копий работ Добужинского, сделанных детьми из Санкт-Петербурга и работ с выставки «Памяти художника», выполненных учениками вильнюсской художественной школы имени Чюрлёниса.
В заключение выступавшая поделилась планами восстановить герб Добужинских, и всем представилась возможность увидеть фамильный склеп этой семьи на кладбище Расу, с Девой Марией восстановленной группой неравнодушных к истории города, без цента из средств самоуправления, у которого на то, чтобы демонтировать памятники, средства находятся.

В заключение заметок о прошедшей международной конференции, посвященной 140-летнему юбилею художника Мстислава Добужинского, хочется отметить, что камерность обстановки и особую атмосферу создавали «Размышления» Ж.Массе, исполняемые на скрипке Гретой Вислоцките из музыкальной школы Б.Дварионаса (класс преподавателя Асты Бакайниене) и прелюдии Рахманинова, которые исполнили на фортепиано Анна Головина, Елена Коломиец и Иоланта Кленовска (класс преподавателя Елены Аугайтене), а также картины талантливой художницы Дарьи Баркович, ученицы гимназии "Ювента" и художественной школы Венежинскё, и Солвиты Зачи, ученицы Санкт-Петербургской художественной школы № 2, – юных дарований, подхвативших волшебную палочку "Мира искусств".