Пятнадцатая больница. Поэма

Николай Москвитин
 Введение.

1

Моя душа, болевшая так много,
Перенесла обильный груз скорбей;
Я—православный и я верю в Бога,
Но сколько зла свершил я в жизни сей!
Я был так часто узником страстей,
Нередко проявлял жестокосердье,
Тщеславился, другим грешил порой;
И Бог, как судия, но милосердный
Давал уроки в жизни мне земной.

2

От тяжких срывов сердца в лаву страсти
Возникло множество нападок от других,
И хоть сам человек не носит власти
Других судить, но было так у них;
Кричал я редко; больше был я тих;
Но в глубине души таил обиду...
Когда ж обид стал целый океан,
Уже не мог не подавать я вида,
Так я попал как будто бы  в капкан.

3

Всё началось с последних школы лет,
Когда давно, ещё в десятом классе
(То был, скажу, источник всяких бед),
Я жуткий фильм увидел. Наши власти
Могли бы запретить такие страсти.
Поймёте Вы, когда я Вам скажу,
Что этот фильм был о неделях жутких,
Что были—я волнуюсь, я дрожу—
Да! С бешенством...Совсем не шутка!

4

Вы можете подумать: "Ну зачем
Смотреть такие фильмы???" Я отвечу:
Заставили!..Но не из зла совсем,
А просто так сказали--столь беспечно!..
То летом было, в лагере; конечно,
Я тщился оторваться от экрана,
но общее внимание к нему заставило смотреть на крики, кровь и раны;
Сей фильм был добавлением к всему...

5

Когда мы отошли от кинозала,
Ребята, на две группы разделясь,
Активно обсуждать увиденное стали:
Одни дразнились ужасами (связь
С жестокосердьем всё ж не наблюдалась...);
Но были школьники и подобрей,
Что говорили всем слова в защиту
Жертв неразумных и пустых речей;
Но долго не было всё позабыто.

6

Я был в испуге аж четыре дня
И спать совсем не мог уже нормально...
Потом Господь помиловал меня,
И в августе всё было идеально...
Но сильно повреждён я был морально...
И осенью беда пришла ко мне:
Я что-то слишком ревностен стал в вере;
Но если б только это... В страшном сне
Никто всего бы не представил в полной мере...

7

Да, это так. Сказал Вам это неслучайно.
Беда вошла. Отчаянье пришло,
Пропала концентрация вниманья,
Весь юмор как волною унесло;
Тетради аж пестрели от писаний
Ужасных; стрелки вниз я рисовал...
И ближние  совсем уж испугались...
В больницу же меня никто не отдавал
Три первые недели (это жалость)...

8

Мой школьный друг старался мне помочь,
Вверх стрелки рисовал, писал с улыбкой
И светлые слова, но сердца ночь
И в сем меня нудила зреть ошибку;
Так погибает человек в пучине зыбкой
Болота...На уроках я сидеть
Уже не мог нормально: встать хотелось,
Хотел я мусор собирать, на мир смотреть,
Но сердце ведь страдало, а не тело...

9

Тогда ещё на курсы в МГУ
Ходил я, но с какою-то причудой;
Всего я описать Вам не могу,
Скажу лишь, что считал себя Иудой
(Но не буквально); часто мыслей груды
Меня вдруг понуждали отойти;
На переменах мог я одиноко
Стоять, незримый, о своём пути
Задумавшись и горько, и глубОко.

10

Там был прекрасный, просто чудный сад,
А я искал в природе утешенья,
И просто, как дремотою объят,
О ней я предавался размышленью,
Копировал из книг изображенья,
Стоял и попросту на них смотрел;
Прогулку очень полюбил, но вскоре
Рассудок мой совсем уж помутнел,
И началось ужаснейшее горе....

Глава 1. Палата №5.

1

Так смутно помню тот автобус я,
Не связанный почти ни с чем—лишь с мамой,
Когда, в печали тягостной стоя,
Я произнёс слова—и в них вся драма:
«О мама, вот вопрос мой главный самый:
«Быть может, мне уже в больницу лечь,
Там привели  бы всё ж меня в порядок?»
И мама, продолжая мою речь,
Сказала: «Да!» --И кончились все прятки.

2

В больнице приняли нормально нас,
Но сразу же и взяли на леченье,
Когда ещё, прикинувши на глаз,
Отёк заметили в ногах, явленье
Поистине ужасное! А зренье
Моей души показывает дальше
Двух санитаров, смену всей одежды,
И реплика моя (в ней нету фальши):
«Могу ль вернуться я иметь надежду?»..

3

И бегло «да!» сказавши, привели
Меня в палату ту, где обитали
Те люди, что совсем умом дошли
До страшного. И есть тогда же дали.
Но видно, улетевши от земли,
Моя душа мечтала всё о чём-то;
Помочь я предлагал—и вдруг отказ,
В таком ключе: «Мой друг, прости, о чём ты?!»..
Связавши, уложили на матрас.

4

Я полчаса в рыданьях страшных был,
Прося, чтоб мне дышать свободно дали;
Потом мой пыл-- немного хоть—остыл,
Тогда, вколов лекартво, развязали,
И я заснул, как и вокруг все спали.
Не помню, снился ли мне в эту ночь
Какой-то сон, но утром полегчало...
И то, что здесь мне могут и помочь,
Тогда себя хоть как-то оправдало.

5

Привыкший за последние недели
Читать слова из разных книг святых,
Я очень сильно тосковал без дела;
Но где был я, там книжек никаких
Читать не разрешали и больных
Оттуда не водили на прогулку:
Ну мало ль что плохого натворят,
С родными разве что поешь ты булку,
И то так быстро, что и сам не рад.

6

Но постепенно всё же  я лечился,
Особенно мне врач мой помогла,
Так хорошо ко мне ведь относилась
И не желала, как другие, зла;
Спросила, что, когда и как случилось...
Отчасти я про что-то рассказал,
И это так прекрасно повлияло
На душу, что уже не бунтовал
Тот, чья душа пред Вами так предстала.

7

Не бунтовал я, беды продолжались,
Конечно, там похуже, чем в миру:
Нет, не сильней меня там обижали,
Но страшно было, трудно; как к утру
Все просыпались, сразу не к добру
Вели минуты...То больной кричал,
И персонал колол ему лекарства,
Иль персонал же гнев свой вдруг являл,
Коль плохо убирали в этом царстве.

8

Была из двух частей моя палата,
В одной из них лежали...ну совсем...
В другую же, коль были результаты,
Тех клали, с кем поменьше всё ж проблем...
Я был и там, и там, и, между тем,
Не все совсем уж были дураки,
Порою даже с кем-то я общался;
Хотя бывало, в жизнь игроки,
И приколисты тоже там случались.

9

Один, я даже имя помню, был
Отличным парнем, звали же Серёжей,
Общался он со мной, и даже попросил
Зарядку показать и, как возможно,
Я показал; он не был то, что я—
Скорее просто дурачок обычный,
Любил подвигаться, веселый, бытия
Такого я не ждал, и с непривычки
Повеселел, в душе печаль тая...

10

Из приколистов я имён не помню,
Но были и над верой смехачи,
Но больше было христиан; средь тёмной,
Больничной атмосферы как лучи;
Но и они страдали; палачи
В больнице были больше не больные,
А персонал иль санитары, но
Врачи там были, к счастью, не такие,
Да и родных ходило к нам полно...

Глава 2. Переселение в другую палату и обратно.

1

Прошёл примерно месяц, и меня
Перевели в палату уж другую;
Там было веселее...День от дня
Всё лучше было мне, ведь не впустую
Лечение проходило: тех, кто буен,
Не клали в это место, нам уже
Гораздо больше разрешали; с мамой встречи
Длиннее стали; лучше на душе
Мне стало, и другие были вещи.

2

Так, например, водили нас играть
То в шахматы, то в карту путешествий,
Загадки были, стали мы гулять
(С родными и к врачам—без происшествий),
Хоть все в больнице были в сумасшествье.
К нам приходили и учителя,
Предметы школьные мы с ними там учили,
И в окончанье самом декабря
И в отпуск наконец-то отпустили.
3

Учился я сперва так хорошо,
Таская книг с собой большую кипу,
И добряки-больные (есть ещё!)
Мне помогали, чтобы вдруг не выпал
Учебник иль тетрадь...Причём не липа
Ученье было там: недолго, нет,
Но совершенно так же всё серьёзно...
А в глубине души болезни след
Остался...Так, что чуть не стало «поздно»

4

Дождавшись мамы (ждал я тяжело),
Отправился на отдых я на дачу,
Но там меня ещё раз занесло,
Из-за одной досадной неудачи:
Неправильно мне курс лекарств назначив,
Они,  меня к себе пуская вновь,
Заметили большие измененья,
Такие, что лишь холодеет кровь:
Нейролепсия, трудная в леченье...

5

Тогда я был в палате той же самой,
Но, Боже мой! Каким тогда я стал!
Не мог лежать, как будто был упрямым
И очень часто с койки вдруг вставал.
И стали надо мной уж издеваться,
Нарочно говорили, чтобы шёл;
Пугали вязками, но надо Вам признаться
Но это было большее из зол,
Что там могло когда-либо случаться

6

Но был и в это время светлый день,
Когда ко мне приехал папа, радость
Была большая, и болезни тень
Немного отступила в этом аде.
И он тогда, добра лишь только ради
Евангелье мне сразу подарил,
Но мало я читал его; от Бога
Тогда вдали я, грешный, каюсь, был,
И вновь беда возникла у порога...

7

У нас была система двух звонков:
Коль позвонят один лишь раз, то, значит,
Приход родных уже совсем готов,
И каждый раз надеясь на удачу,
Я ждал, но сколько же проклятья слов
Сказать могли бы наши все больные
О двух звонках!!!  --То, значит, новички,
Они порой бывали и плохие,
Такие в зло и пакость игроки.

8

Вот новичок и атеист в больницу прибыл..
Сперва не сделал злого ничего;
Но, ах, как резки у судьбы изгибы—
И вот такой поступок у него:
Евангелье моё куда-то спрятал,
Не чтобы—хоть получше—почитать,
А чтобы свет от книги благодати
Меня не стал бы снова осенять;
Её ужасно было потерять!

9

Последний день пред страшным возвращеньем
В палату, где больные тяжело,
Одно такое было утешенье:
Там христиане, всё заметив зло
Старались, чтобы было мне светло:
Одни меня от кличек защищали
Другие—говорили чуть со мной,
Жалели третьи, поддержать морально
Хотя—беда ждала всё за стеной...

10

И вот забрали вновь меня обратно,
Такая горечь начала терзать!!!
И я скажу, что совесть очень внятно
Мне говорила: «надо же читать
Евангелие!»!!! В чём-то сходный путь
Прошёл Серёжка, но другой был случай:
Его перевели, дни шли, взглянуть—
Нормально всё... Но, только стало скучно,
Он сальто сделал—и пришлось вернуть...

Глава 3. Снова в пятой и возвращение обратно.

1

Когда лежал я вновь в палате пятой,
И там не всё так плохо было—и
Господь, за все грехи людей распятый
И там мне дал чуть-чуть Своей любви...
Врачи ко мне ходили на осмотр
И христиане тоже были там,
И люди там рассказывали что-то,
Ну в общем жил я с миром пополам...
Из ближних посещал меня хоть кто-то...

2

Однажды папа взял с сестру собою
И я впервые после стольких лет,
Её увидел, рад я был душою,
Но еле что-то говорил в ответ,
Они меня жалели—«что ж такое,
Да здесь хоть лечат или просто держат?!»
Так полчаса прошло, они ушли,
Психолог, приходил, но я был сдержан,
Чуть-чуть поговорил...недели шли...

3

Однажды мне удача улыбнулась:
Меня обратно переводят вновь...
Душа моя как будто чуть очнулась,
Но в ней погасла  Божия любовь.
Я лицемерил: внешне был нормален,
А изнутри—и вялый, и больной;
Выздоровленье было лишь формально,
Но Бог всё вёл меня своей стезёй,
Я всё же жил, пускай не идеально...

Глава 4. Как я проводил дни в общей палате.

1

Мой день с побудки общей начинался,
Затем дежурный вскоре мыл полы,
И каждый не мешать ему старался,
Но мне не разрешали мыть, милы
Уборки были мало мне к тому же...
Когда кровати застилали мы,
Мы отправлялись завтракать, и нужно
Сказать, что разрешали пост, но ныть,
Совсем не ев, нельзя, --мы ели дружно...
2

У нас, конечно, был ещё обед,
И ужин также был; мы долго ждали,
Когда на ожидание в ответ
Нас позовут, и звали, всех нас звали.
Работал телик несколько часов,
Мигали каждый день на нём мультфильмы,
Иль фильмы, что родные «дураков»
Бывало, и в больницу приносили,
И каждый развлекаться был готов.

3

Я пост старался всё же соблюдать,
Евангелие слушал—но душою
Не очень-то старался я вникать
В Господне слово, а оно святое...
Молитвы всё же я порой читал,
Как будто то бы на время ободрился,
Но я тогда совсем ещё не знал,
Что дальше будет, в общем, я свалился,
Не выдержав борьбы, но Бог мой ждал...

4

Отрадой для меня была игра,
Играл я в шахматы не так уж плохо,
Читал учебники, стараясь, но хандра
Губила вдохновение, со вздохом
Я признаюсь: я просто будто сохнул...
Пытался возвратиться к вере я,
Ходил на службу, бывшую весною,
Но и молясь, и правильно стоя,
Я холоден был грешною душою...

5

Потом Господь меня к себе призвал,
Не отвратясь от страждущего сына,
Но ныне это я пока сказал,
Чтоб Вы надежду не теряли ныне.
Рассказывать об этом буду после,
Пока же лучше только напишу,
За чем я также был в больницу послан,--
Про случаи сейчас я расскажу,
(И  знать про это можно и не взрослым).

Глава 5. Случаи.
1

В больницу прибыл новый сумасшедший,
Такой же православный, как и я,
Но, вспоминая обо всём прошедшем,
Могу сказать: хотя болезнь моя
Была похуже, но вот издевались
Над ним побольше, чем и надо мной,
Частушки матные с гитарою играли
С фамилией его, и я душой
Жалел его, исполненный печали...

2

Был там совсем высокий человек,
Больной, скажу я прямо, знаменитый;
Лежал два года—это целый век
Для ада нашего, скажу сие открыто.
Он тоже верил в Бога, но беда
Настигла и его; он добрый малый,
Но совершил проступок, и тогда,
Сюда его отправили, --печально...
Над ним смеялись тоже там всегда...

3

Там были слабоумные. Один
Меня так рассмешил, что лучше стало:
Сестра нашла мне шахматы, и сплин
Игра сия немного отгоняла;
Но он взял почему-то короля
И откусил корону (ведь фигура
Была столь маленькой...) Но, веселя,
Не огорчил меня он—мало ль сдуру
Чего в сей жизни вытворял и я...

4

Бывали случаи не столь смешные:
Я как-то с кем-то в шахматы играл,
Ходы противник делал там такие,
Что радость мне и этим доставлял;
Позиция была глубокой—сразу
Его учителя позвали—и
Пришлось убрать, я лишь к тому, что связан
В больнице каждый был—летели дни,
Но каждый то же делать был обязан.

5

Учёба, впрочем, сразу Вам скажу,
Была большим для многих утешеньем;
Учился я едва-едва, дрожу
При мысли с школой провести сравненье...
Сравню: успехи были всё же редки;
Тетрадь не мог нормально я вести,
Плюс, хоть нас и держали в этой клетке,
Короче были все уроки—и
Старались мягче ставить нам отметки.

6

Тетради там нередко изводили
На очень, очень скучную игру--
Костяшки, часто время проводили
Больные так...И в вечер иль к утру
Соревнованья, много говорили...
Бросали кубики, потом ловили их,
И кто ловчей ловил, одерживал победу...
И   я пытался сам поигрывать и в них,
Но скучно было...Вот такие беды!..

Заключение.

1

В больнице той полгода я лежал,
Всё ж выписан был наконец я в мае...
О том, как я шёл Богу, как страдал
Не всё я рассказал, и что-то тайна...
Но я одно сейчас для Вас скажу:
Помиловал Господь меня, и снова
Я возвратился к вере, но тужу
О горечи моей судьбы, покрова
У Господа я ныне попрошу.

2

Дай , Боже мне везде с Тобою быть,
Не совершая горестных ошибок,
И, если смею я Тебя просить,
Пошли в судьбе побольше мне улыбок.
Ты вёл меня в столь тягостной судьбе,
И верю я: спасёшь меня ты всё же,
Через страданья в горестной борьбе,
Но радость в этой жизни будет тоже.
Всё предаю, о Боже, я Тебе!


© Copyright: Николай Москвитин, 2015