Стать писателем сложно и просто

Нина Гаврикова
Н.П. Гаврикова
Член Академии российской литературы
Руководитель Международного детского литературного клуба «Озарёнок», Сокол

СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ ПРОСТО И СЛОЖНО

Статья, написанная Н.П. Гавриковой в 2015 году, стала одним из первых глубоких высказываний о Наталье Мелёхиной. Статья была доработана и дополнена рассказом о недавней встрече автора и ее студийцев с Натальей Мелёхиной.

Наталья Мелёхина родилась в маленькой деревне Полтинино, Грязовецкого района. Детский сад находился далеко от родной деревни, поэтому девочка до школы находилась дома. В роли воспитателей выступали все члены семьи: родители – Михаил Александрович и Елена Евгеньевна, бабушка Маня и старшие братья Александр и Евгений. Наталье читали сказки – русские народные, восточные. Самую любимую сказку «Юноша-тыква» Наталья помнит до сих пор. Кроме того, в крестьянских семьях детям традиционно читали много стихов наизусть: Сурикова, Пушкина, Лермонтова, Козлова, Кольцова, позднее – Есенина. Наталье повезло – она застала этот обычай, когда в деревне малограмотные жители передавали сказки из уст в уста – поколение за поколением. Ее бабушка сказки Пушкина знала наизусть и еще рассказывала много местных народных сказок (иногда в стихах), которые нигде и никогда больше Наталья не встречала и не слышала. Сказки эти смешные и поучительные.
В начальной школе, став прилежной ученицей, она очень любила читать, особенно охотничьи рассказы из журнала «Охота и охотничье хозяйство» и литературного альманаха «Охотничьи просторы». Там публиковались и малоизвестные авторы, и классики (Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Василий Белов и др.). Кроме художественной литературы, Наталье Мелёхиной нравились книги о путешествиях, например, очерки Василия Пескова. По словам самой Натальи, в ее маленькой деревне это была практически единственная возможность «открыть для себя большой мир».
Училась Наталья в Слободской средней школе. В родную деревню приезжала на выходные. Она не стала продолжательницей династии доярок Смирновых (бабушка и мама были доярками, позже и Михаил Александрович стал дояром). Преподаватель русского языка и литературы в школе Соколова Наталья Борисовна, обнаружив у Натальи тягу к литературе, советовала выбрать филологический факультет. Окончив школу, Наталья поступила учиться в Вологодский педагогический университет, хотя в раннем детстве она хотела стать охотником-путешественником, а, став чуть постарше, – рок-звездой. Обе мечты в какой-то мере сбылась. Почему охотником? Ответ дает сама Наталья: «На охоту отец и братья стали брать меня рано, еще в дошкольном возрасте. Охота, общение с природой воспитывают и ребенка, и взрослого. Много у меня было всяких “лесных приключений” в детстве и юности. Когда выросла, вступила в общество охотников, купила собственное ружье. Проработав пару лет журналистом, поняла, что не могу больше охотиться – жалко убивать животных и птиц. Что-то изменилось во мне, говорят, некоторые солдаты, вернувшись с войны, не могут ходить на охоту, даже если до этого были рьяными охотниками. Возможно, это впечатлительность. Только вальдшнепиную тягу – самый поэтичный вид охоты, воспетый многими русскими писателями-классиками – по-прежнему люблю и хожу на нее».
После окончания вуза в 2001 году, Наталья (псевдоним – Михайлова) пришла работать в областную газету «Премьер», где трудится и по сей день.
Играть на гитаре Наталья Мелёхина училась у прекрасного педагога – Савельева Константина Александровича, которого уже нет среди нас. Это был учитель с большой буквы, известный человек в Вологде: регент первого после перестройки церковного хора в городе. Он оставил после себя много духовной музыки, а также несколько сборников пьес для гитары. Любимого учителя Наталье до сих пор очень не хватает. Она продолжает общаться с вдовой Константина Александровича, детей у тех, к сожалению, не было. Константину Александровичу посвящена миниатюра «Просто блюз».
Группу «Имаго» создала Наталья Мелёхина и её друзья – Артём Легких, Алексей Шилов, Ольга Ильинская. Наталья писала тексты песен для коллектива и играла в нем на ритм-гитаре. Она оставила группу, перенеся довольно распространенное профессиональное заболевание рок-музыкантов, из-за которого многие теряют слух. О группе «Имаго» до сих пор многие помнят: она добились большой известности в Вологде. Те из организаторов концертов, кто не знает, что Наталья больше не играет, иногда обращаются к ней с просьбой о выступлении.
Судьба нередко жестоко обращается с талантливыми людьми. Но Господь, отобрав что-то одно, обязательно взамен дает не менее важное и нужное. Так в 2011 году продолжительная болезнь подтолкнула Наталью Михайловну к творчеству. В то время появилась необходимость избавиться от негативного «багажа», и она начала писать рассказы, которых собралось около тридцати, и практически все они – о жизни в деревне. Наталья рассказывает: «С давних пор разные люди говорили, что у меня есть литературные способности, что я должна писать. В частности, так говорили и преподаватели филфака. Я сама относилась к этому скептически, пока однажды летом не написала свой первый рассказ “Последнее лето”. Об этом узнала вологодская писательница, финалист премии “Русский Букер” Галина Щекина, которая попросила меня принять участие в фестивале “Плюсовая поэзия” на семинаре прозы и критики, сказав, что хватит мне писать в стол. Я прочитала рассказ, и он был признан лучшим. С этого все и началось».
Первая книга «Медведь с заплатой на ухе» получиал диплом «За лучший дебют» в конкурсе «Вологодская книга года-2012». Она был выпущена в серии для дебютантов «Здравствуйте, я пишу» в издательстве «Легия» (Вологда). Стандартный тираж новинки в этой серии для начинающих авторов – 50 экземпляров. Книга Мелёхиной была отпечатана и раскуплена тиражом в 350 экземпляров, причем автор отказалась допечатывать книгу: «Она была очень тоненькой, и я просто пока не вижу смысла повторять ее снова». До сих пор читатели дарят прозаику плюшевых медвежат в память о центральном рассказе сборника.
В названии рассказа «Медведь с заплатой на ухе» фигурирует один из действующих персонажей. Эту игрушку главному герою дарит больная девочка, про которую он написал статью, и семье удалось собрать деньги на операцию. «Зачем мужчине нужна мягкая игрушка? Абсолютно не нужный для него предмет. Но для Сашки это воплощение тех людей, которых он не может бросить. В сумку журналистскую он не влезает, там и так всего много. И выбросить его он не может. Потому что мишка олицетворяет все те мягкие добрые чувства, которые он испытывает к тем, про кого пишет», – поясняет Наталья.
Вторая книга «Забывай, как звали» – сборник рассказов и миниатюр, и это уже не робкая попытка начинающего автора привлечь к себе внимание, а подтверждение растущего таланта молодого прозаика. С рассказом, давшим название сборнику, Наталья в 2013-м стала лауреатом Волошинского фестиваля. Лиричные воспоминания о собственном деревенском детстве сочетаются с глубокими размышлениями о месте человека в мире, в котором победила урбанизация.
Третий сборник «По заявкам сельчан» вышел в рамках электронного проекта «Том писателей». Название книге дал рассказ «По заявкам сельчан», которому было присуждено 1 место в номинации «Повесть или рассказ о любви к Родине». Ранее это произведение было оценено жюри XII Международного литературного Волошинского конкурса: рассказ занял I место в номинации «Проза».
В областной газете «Премьер» №18 (761) от 8 мая 2012 года в статье «Добро должно быть заразительным» Ольга Ильинская пишет: «Творчество Натальи Михайловны отличают яркие, выразительные образы, верность главным человеческим ценностям и… невыдуманность. Все ее герои имеют своих реальных прототипов, а описываемые события — воплощение в действительности. Еще одно важное качество писателя Натальи Мелёхиной — активное неприятие зла, разрушения, неверия. Она так страстно хочет, чтобы всегда побеждало добро, что это становится заразительным».
Недавно прошла творческая встреча Натальи Мелёхиной и участников Детского литературного клуба «Озарёнок» города Сокол Вологодской области. Я, как руководитель клуба, организовала эту встречу и до сих пор добром вспоминаю тот день. Нам есть к чему стремиться, у кого учиться. А лично мне очень близка тема деревни и боль автора за разрушение уклада жизни русского народа.
Кроме членов ДЛК «Озарёнок» на мероприятие были приглашены обучающиеся школы № 10, а это городские жители, не знающие о жизни в деревне практически ничего. Опасения Натальи о том, что не та аудитория, оказались напрасными. Когда она начала читать рассказ «Сердце без лапок», в классе воцарилась абсолютная тишина: впитывали каждое слово.
Возможно, ученики, приготовились услышать сказку: повествование начиналось со слов «давным-давно», «жили-били». Оказалось, рассказ основан на реальных событиях, происходивших в вологодской деревне. Обычно здоровые дети скептически относятся к психически больным людям, а тут главным героем выступает «местный немой дурачок Лёнька», но ведь и в сказках встречается Иванушка-дурачок. Может, поэтому все без исключения ученики проявили сочувствие и уважение Лёньке, и это, конечно, заслуга автора.
При появлении в сюжете собачонки Пуньки в классе почувствовалось оживление, но улыбки с лиц стерлись при словах: «Однажды на сенокосе малыша не заметили в густой отаве и косой отхватили ему все лапки…». Встревоженное дыхание, прерываемое унылым покашливанием, слышалось до окончания рассказа. Голос Натальи стих, а детские умы продолжали осмысливать услышанное произведение.
Обмануть детей невозможно. Если бы рассказ не понравился, никакими уговорами не заставить бы их сидеть тихо. Сколько различных мероприятий было до и после этой встречи, но настолько внимательного слушания еще не было. Может быть, потому что рассказ написан современным языком – с тонким юмором, душевностью, искренностью и подлинной любовью к семье, родителям, родному краю.
С ответным словом перед Натальей Мелёхиной выступили и члены клуба «Озарёнок». Наталья Михайловна дала справедливую критическую оценку стихотворениям Елены Хлюстовой и Ксении Бурлак, учениц 11 класса школы №1 города Сокол. Они определялись с выбором будущей профессии, и Елена Хлюстова выбрала учебу в ВоГУ на факультете журналистики. Думаю, в этом есть и заслуга Натальи. После встречи, прочитав рассказ Елены, Наталья Михайловна написала справедливые критические замечания, подобрав такие слова, чтобы тактично указать на ошибки в стилистике, сюжете, описании героев. Возможно, чтобы разобраться во всех тонкостях, Елена и пошла в ВоГУ.