Бредовые сны

Игорь Чупров
               
       Бывают сны бредовые и не только
                26.11.2014 г.
 Сегодня очнулся  в холодном поту от бредового сна: пришел на защиту диссертации, забыв саму диссертацию  в туалете для студентов, в который заходил по дороге. 
Снились мне бредовые сны и ранее, но не до такой степени. Дело в том, что перед защитой  кандидатской, так и докторской, диссертаций  я сдавал их секретарю Ученого совета за неделю до защиты, чтобы члены Ученого совета могли с ней ознакомиться. Так что забыть их, даже если, и заходил перед защитой в туалет, никак не мог.
    Пару десятилетий после окончания университета я иногда  просыпался в ужасе, что мне утром надо идти сдавать экзамен, к которому я не подготовится. В основе этого бреда лежал реальный случай, когда я измотанный подготовкой к экзаменам по математике и физике, впал в забытьё на двое суток, из трех, отведенных на подготовку к экзамену по истории КПСС.
 После 1985 г.  несколько раз снился бред, что мне не присвоили звание Лауреата Госпремии СССР потому, что я пришел на процедуру присвоения в Кремль с черным портфелем. В основе этого бреда лежали воспоминания о том, как я, забыв о предупреждении приходить в Кремль без личных вещей, приперся туда с портфелем, в котором была вся амуниция командировочного, включая новые спортивные брюки. Увидев в руках у меня  портфель, мои коллеги по несчастью (верней счастью) воскликнули: тебя же не пропустят. На что я ответил, если не пропустят, приду в другой раз, т.к. выбрасывать портфель с новыми брюками не хочу.
Самое удивительное для них было то, что меня не только пропустили с портфелем через тройной кордон проверяющих, даже не попросив открыть чертов портфель, но и подсказали, куда его сдать на хранение.
      Началом истории присуждения Госпремии СССР коллективу 20 отделения Каунасского НИИ радиоизмерительной техники (КНИИРИТ) послужил бредовый сон  приятеля по научной деятельности Римаса Жилинскаса, который был  моим предшественником на посту начальника этого отделения. Будучи уже зав. Кафедрой Каунасского политеха, он продолжал сотрудничать с нами. В один из своих приходов, Римас сказал мне: слушай, коллективы 5 и 10 го отделений   уже стали Лауреатами Госпремий Литовской ССР. Почему ты, как руководитель ведущего отделения КНИИИРИТ, не выходишь со своим коллективом на присуждение этой премии? Я ответил, что там надо готовить документы на литовском языке, что мне не с руки. Да, и вообще у меня без этого проблем выше крыши. На это он ответил: хорошо, оформление и подачу документов я беру на себя. Оформив все необходимые документы, он повез их в Вильнюс. Оттуда вернулся, как говорится, «чернее тучи». Документы у него не приняли по той причине, что коллектив соискателей более чем на половину не литовцы.   
  На следующей день он мне позвонил: слушай, я почти всю ночь не спал. Только под утро заснул, и мне приснилась идея: раз нас не пускают на Республиканскую премию, то давай будем выходить на Госпремию СССР. Мы с ним для реализации его бредового сна три месяца трудились день и ночь, чтобы подготовить необходимый  комплект и объем документов. На этот раз документы в Москву пришлось вести уже мне.
  Оказалось, что представлять их надо, не на прямую в Комитет по Госпремиям, а через родное Министерство. Там меня завернули, пояснив, что в составе коллектива соискателей на премию должны быть не только непосредственные исполнители ее, но и кто-нибудь из руководителей нашего НИИ и родного Министерства. Вернувшись в Каунас, передал руководству НИИ сказанное мне в Министерстве и попросил директора или гл. инженера дать согласие на включение их кандидатур в коллектив соискателей. На что они мне хором ответили, что готовы помочь нам во всем, но не имеют морального права лично претендовать на эту премию. И тут же подсказали выход из положения: включить в наш коллектив, одновременно как представителя руководства  КНИИРИТ и Министерства, бывшего гл. инженера КНИИРИТ, ушедшего  3 года назад на повышение в родное Министерство в Москву. В Министерстве удивились чудачеству руководителей нашего НИИ, отказавшихся войти в состав соискателей, но согласились с их предложением. 
  С другими спортивными брюками через 5 лет был связан еще один сон, но уже, что называется сон наяву. В последний год существования СССР мне пришлось дважды с интервалом в 3 месяца побывать в командировке в Эстонии. Когда я приехал во второй раз, то администратор гостиницы, покопавшись в своих гроссбухах, с холодной эстонской вежливостью спросила меня,  останавливался ли я у них 3 месяца назад. А если останавливался, то не оставил ли что-нибудь из своих вещей? Тут я вспомнил, что перед первой поездкой в Эстонию жена купила мне новые спортивные брюки (чтобы не позориться, как сказала она), а я их в гостинице забыл.  В чем и признался администратору. На что она ответила: «Тогда будьте добры, заберите их»  и достала мои брюки из сейфа забытых вещей.
 Не знаю, донимают ли бредовые сны  граждан США. Если и донимают, то они, скорее всего, обращаются к психологу. У меня тоже промелькнула мысль, обратиться к психологу, чтобы выяснить, не являются ли мои, дошедшие до абсурда, бредовые сны признаком чего- нибудь?   
 Но, для начала решил заглянуть в Интернет.
 И вот что там обнаружил:
 «Сновидение – один из самых загадочных феноменов человеческого существования.
 В определенные моменты истории снам придавалось особое, сакральное значение. Так, во времена Римской империи некоторые сны становились предметом разбирательства и анализа в Сенате, поскольку расценивались как послания богов. Толкователи снов нередко сопровождали полководцев в военных кампаниях, дабы помочь властителям увидеть во снах добрые или дурные предзнаменования об исходе боя.
 В культурном наследии роль сновидений трудно переоценить, поскольку эта тема стала основой для создания множества шедевров литературы, музыки и живописи.
  Полное отсутствие сновидений является проявлением некоторых тяжелых психических заболеваний. Все нормальные люди, погружаясь в дрему, видят сны, но большинство при пробуждении моментально их забывает. Как ни прискорбно, но самой частой эмоцией, переживаемой во сне, является тоска или отчаяние, и, в целом, негативные эмоции в сновидениях превалируют над позитивными.»
    В результате пришел к заключению, что обращаться к психологу пока нет оснований, т.к. мои бредовые сны есть ни что иное как «негативные эмоции в сновидениях» из-за отсутствия в моем мозгу сегодня положительных эмоций. Не знаю, как  «В культурном наследии», но на основании собственного опыта могу согласиться с утверждением: «роль сновидений трудно переоценить» в научном наследии. Не раз и не два в моей жизни случалось, когда после многодневных бесплодных поисков решения того или иного вопроса в своей научной деятельности, я находил его во сне. Главное было не полениться, встать и тут же его зафиксировать на бумаге.
 Ну, и в заключении, позволю себе дать совет читателям моего возраста, не отказываться от попыток вспомнить и изложить на бумаге былое из-за плохой памяти. Когда я написал свои воспоминания о школе и университете, бывшие одноклассники и однокурсники по университету удивлялись, как я это все запомнил? Самое смешное, что я большую часть своих воспоминаний откопал в закутках памяти во сне. Опять же, главным при этом было с вечера свою память нацелить, а ночью - не полениться встать и зафиксировать, то, что всплыло в тот момент на поверхность из закутка памяти.


          Предновогодний бредовый сон про Норвегию
   
 Один мой старый знакомый по Каунасу, ставший в начале 90х годов жителем Нью- Йорка, с началом событий на Украине из доброго знакомого превратился в не очень доброго. По той причине, что стал заваливать меня своими представлениями о событиях на Украине, диктатуре и экономической разрухе в России –  с одной стороны и расцвете демократии в США – с другой. А также доказательствами  его американских жизненных преимуществ,  перед моими – российскими.
 Правда, еще года два назад он жаловался мне, что, имея 20 летний трудовой стаж в США, получает мизерную по их меркам пенсию 800 дол. США и живет на продуктовые талоны.  Что демократия в США достигла такого уровня, что негров  нельзя называть неграми, а можно только – афроамериканцами. И что в США уже не белые линчуют черных, а черные белых. Правда, пока только – морально и только - в метро. Поэтому он боится один спускаться в метро Нью- Йорка. 
   Не достигнув особых результатов в  моем перевоспитании, он в канун Нового года решил начать воспитывать на других – более убедительных примерах преимуществ Запада над Россией, прислав материал под названием «Норвегия. Реальность Норвегии – Мечта для всех людей мира.»
  И тут он «попал точно в цель» - убедил. Правда, в преимуществах не всего Запада, а только маленькой частицы его – Норвегии. Убедил настолько, что я тут же присланное им, разместил в Проза.ру под названием «Обещанный Хрущевым коммунизм построили в Норвегии». И пришел к выводу, что мои давние предположения (думаю, не только мои), что в основе тотального господства в последние десятилетия норвегов практически во всех видах  любимого ими зимнего спорта, как раз, и лежит этот коммунизм.
  Под влиянием этих размышлений сегодня ночью проснулся от очередного бредового сна – про то, как я присутствую на открытии новой лыже - биатлонной трассы в Норвегии. Содержание сна таково: в начале 60х годов, когда Норвегия представляла еще  «рыболовецкую провинцию» с развитым судостроением, в одном из городков Норвегии решили проложить трассу, для входящего тогда в моду нового вида спорта – биатлона. И начать проводить на этой трассе международные соревнования по биатлону, тем самым привлечь инвесторов и средства на перестройку пришедшего в запустение городишка. Инициатором идеи был владелец единственного приличного дома, построенного на окраине городка. Чтобы показать потенциальным инвесторам, что они «тоже не лыком шиты», трассу решили проложить мимо этого дома.   
 Открытие в декабре 1969 года (одновременно с Россией) первого нефтяного месторождения «Экофиск» полностью изменило ситуацию в экономике Норвегии. Городок разросся, в нем появились авто и соответствующие им дороги. В результате, трасса для биатлона оказалась в черте города. «Бедным» норвегам хватило 30 лет с момента начала добычи нефти для построения коммунизма в стране. Но  жителям городка потребовалось более 50 лет, чтобы, не нарушая экологию и местный пейзаж,  демократическим путем решить проблему с переносом лыжной трассы.
 И вот я во сне присутствую на соревнованиях, посвященных открытию перестроенной трассы, и передо мной по лыжне проноситься новая звезда норвежского биатлона рыже- конопатый Юхан Бё!   
        Тут я проснулся. И понял, что сон не полностью бредовый, а основан на реальных событиях. Кажется, в 1960 г. построив большой Кавголовский трамплин под Ленинградом,   спортивное руководство СССР добилось права проведения в Кавголово международных соревнования по лыжному двоеборью (прыжки с трамплина и лыжная гонка). Начальником лыжной трассы был назначен наш тренер Демешко Александр Ефимович. Прежде чем прокладывать трассу, он поинтересовался у наших звезд лыжного спорта, таких как, супруги Гусаковы и Павел Колчин, уже побывавших в Скандинавии, чем их можно удивить?
 Видно, они ему подсказали, что в той же Норвегии жилой фонд  дорогой и не очень шикарный.     Поэтому наш тренер решил проложить трассу мимо единственного  в Кавголово нового домика из кирпича. И заставил нас - своих подопечных старательно отрезок лыжни, проходящий мимо этого дома, выровнять и утрамбовать.
 Среди норвежских участников соревнований был рыже – конопатый амбал, который хорошо прыгнул с трамплина, но буквально полз по лыжне, чем и завоевал симпатии многочисленных болельщиков, особенно, девушек.  Вот он то и приснился мне под видом Юхана Бё.
 В мае 2013 г. приехав в Питер на встречу однокурсников по случаю 50 лет со дня окончания Ленгосуниверситета, я решил навестить Кавголово, прогуляться по бывшей лыжной трассе мимо дома, который наш  ныне покойный Александр Ефимович так старался продемонстрировать скандинавам.
 Но,…увы и ах: коммунизма на нефти мы в России не построили.  Заверения Никиты Сергеевича, что через 20 лет мы будем жить при коммунизме, как и  другие обещания его, не сбылись. Зато памятник  былого величия Советского лыжного спорта – Кавголово  уничтожили. Единственное, что я нашел от знакомого мне по тем временам Кавголово, это табличку на заборе вокруг огромного котлована: ул. Лесгафта д.28с  там, где располагалась база института физкультуры им. Лесгафта.

          Возможен ли Норвежский коммунизм в России?

            Не только я, но и кое-кто из читателей,  ознакомившись с опубликованным мной в Проза.ру материалом  «Обещанный нам Хрущевым коммунизм построили в Норвегии»,  воскликнули: ну, почему в Норвегии было можно это построить, а у нас в  СССР (после 1991 г. в России) нельзя?
 Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, напомню читателям, что классики марксизма (см. Википедию) подразумевали под коммунизмом: «Коммунизм — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства. После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы. По мнению классиков марксизма в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»
    Коммунизм в норвежском исполнении имеет много общего с выше приведенным определением при одном принципиальном отличии: вместо «общественной собственности на средства производства» в основе его лежит государственная собственность на средства производства и недра страны.  Норвежцы в отличие от идеологов марксизма и горе- руководителей  СССР поняли, что общественная собственность и высокоразвитые производительные силы, без которых никакое изобилие нефти не позволит построить коммунизм, не совместимы. С другой стороны, на примере США и других ведущих стран капиталистического мира они видели, что олигархи (магнаты), прежде всего, думают  о себе, а не о народе страны. Поэтому  истинными, а не декларативными, хозяевами на средства производства,  нефть и газ, сделали  государство в лице монарха и его подданных.
  На этом можно  было бы и закончить разговор. Но я, все -таки  продолжу его, чтобы  попытаться более  обстоятельно ответить на поставленный в заголовке вопрос, комментируя основные, на мой взгляд, положения из упомянутого материала:
 1. Численность населения СССР более чем в 40 раз превышала население Норвегии равное  4.5 млн. человек. Следовательно, чтобы каждый житель СССР получил от добычи нефти и газа что то осязаемое, добывать их в СССР надо было также в 40 раз больше, чем в Норвегии, а не в сравнимых с Норвегией объемах.
 2. Как это не дико звучит для стойких ленинцев, но при построении почти реального коммунизма Норвегии не потребовалось защищать себя от посягательства  противников идей Маркса и Ленина – стран капиталистического мира.  Поэтому траты на оборону в Норвегии составляли не более 5-10 % от бюджета страны и  доходов от добычи нефти.
 А СССР, строивший коммунизм под «чутким руководством КПСС» только на словах, а не на деле,  80% своего бюджета тратил на оборону огромной территории  страны.      
 3. « Во всем мире, как и в России, доктрина снижения роли государства и внедрение законов свободного рынка потерпела крах. И наступивший экономический кризис еще раз доказал правильность избранного жизненного пути Норвегии-ставка на государственность при конституционной монархии».
  В СССР также была «ставка на государственность», но не «при конституционной монархии», а при диктатуре КПСС. Содержать  аппарат КПСС, включающий в себя: ЦК КПСС, комитеты союзных и автономных республик, обкомы, горкомы, райкомы и парткомы, оказалось в миллион раз дороже, чем одного монарха.
 4. «Самая демократичная монархия в мире поставила закон выше всего, выше религии и традиций. Беспрекословное подчинение закону, начиная с первого лица страны - короля. В Норвегии каждый должен следовать норвежскому закону, это касается и иностранцев, несмотря на то, что он может идти вразрез с привычной для вас традицией».
   В СССР была одна из лучших в мире Конституций, но правил страной не Верховный совет СССР,  избранный народом, а Политбюро ЦК КПСС.  И главным законом государства была не Конституция, а закон партийной целесообразности.
 5. «Порядок и организованность является стилем жизни норвежцев. Все работает четко: общественный транспорт, скорая помощь, промышленность, сервис (историки утверждают, что главным залогом успехов в походах викингов была их организованность). Здесь нет нуворишей и олигархов, скупающих замки и яхты по всему миру – норвежцам этого не надо, что бы утверждать себя, им не свойственно стяжательство».
  70 лет жизни по законам сначала революционной, а затем партийной целесообразности, т.е. на протяжении нескольких поколений, вошли в плоть и кровь народов СССР. Народ понял, что жизнь в стране идет не по законам, а по понятиям. И одно из этих понятий гласило: не украдешь, не проживешь. В этом их убеждал, не кто-нибудь, а сам дорогой Леонид Ильич Брежнев, сказав, что стырить пару мешков зерна в колхозе не грех.
 6. «Сельское хозяйство является в Норвегии высокоразвитым и
 ориентировано на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания за счет семейных ферм. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребность населения страны в мясе и молочных продуктах. Основная доля овощей и фруктов выращивается в таком количестве, что даже позволяет поставлять черешню и клубнику в Западную Европу (и это при том, что 200 000 фермерских хозяйств обрабатывает 3% земли)».
 Владея огромными территориями и чуть ли не половиной черных (плодородных) земель Планеты, обеспечивая колхозы и совхозы по сути бесплатным топливом для тракторов и комбайнов, СССР так и не смог решить проблему обеспечения населения страны  собственным продовольствием. И был вынужден значительную часть доходов от экспорта нефти и газа тратить на импорт зерна и мяса. 
 7. «Трудолюбия норвежцам не занимать. Многие из них, работая по специальности, занимаются еще и рыболовством или содержат семейную ферму».
 Для сравнения, Уважаемый читатель, вспомни, как Никита Сергеевич Хрущев запретил колхозникам и жителям малых городов заниматься после работы подсобными (приусадебными) хозяйствами. И к чему это привело.
 Надеюсь, что я ответил на вопрос: почему в Норвегии было можно это построить, а у нас, в  СССР, нельзя? 

          Возможен ли Норвежский коммунизм в России? Продолжение.

 В первой части статьи под этим названием мной были перечислены 7 отличий СССР от Норвегии,  не позволивших построить в СССР не только коммунизм, но и социализм, т.е. общество социальной справедливости, свободы и равенства.
   Осталось назвать самое  главное отличие.
    Численность населения Норвегии 4.6 млн. человек,  95% населения составляют норвежцы. Национальные меньшинства в Норвегии занимают лишь несколько процентов от общего населения. Квены, шведы, датчане, саамы, евреи, цыгане, чеченцы и русские – основные из них. Саамы, численность которых около 40 тыс., живут в основном на севере Норвегии, остальные большей частью населяют южные районы страны. Короче говоря,
Норвегия это моно национальное государство.
    В то время как,  численность населения СССР (по переписи 1989 г.) превышала 280 млн. человек и насчитывала только, так называемых «титульных национальностей» союзных, автономных республик, автономных областей и округов более 50. Многонациональное государство СССР было устроено по федеральному принципу на национальной основе, т.е. состояло из множества административно-национальных образований, во главе каждого из которых сидел свой монарх – первый секретарь компартии соответствующей национальности.
 Напомню читателям, что предшественница СССР Российская Империя по сути своей также была федеративным государством, но построенным не по национальному, а по  территориальному принципу.
   Наверное, устройство СССР по национальному принципу способствовало ускоренному развитию отсталых народностей, но уж никак не способствовало строительству коммунизма.  Скажу более: история распада СССР показала, что многонациональное федеративное государство и коммунизм – вещи просто не совместимые. Наглядным подтверждением сказанного является сегодняшнее государственное образование  под названием Евросоюз, состоящее, как и СССР, из двух десятков государств – аналогов Союзных республик в СССР. С той лишь разницей, что в СССР роль политико-экономических лидеров принадлежала России и Украине, а в ЕС – Германии и Франции. И что в СССР республики Прибалтики представляли из себя развитые в экономике регионы, то в ЕС они выполняют в экономическом смысле функции жалких придатков, т.е. скатились до участи Таджикистана и Киргизии в СССР. Как СССР, после славных 60х годов, скатился к 90м годам к экономическому краху, так и ЕС сегодня переживает, мягко выражаясь,  не лучшие времена.
 После 1991 г. численность населения нашей страны сократилась в 2 раза, а  объемы добычи нефти и газа увеличились. Казалось бы, на каждого гражданина России должно было начать перепадать от экспорта их значительно больше, чем во времена СССР. Тут было самое время  руководству России срочно изучить и перенять опыт Норвегии. Но, Ельцин с Гайдаром пошли другим путем. Они пригласили сотни советников, значительная часть которых оказалась кадровыми агентами ЦРУ США, и начали строить «открытое демократическое общество» - на словах и окончательно разваливать Россию – на деле.