Правнук атамана

Еремин
                ПРАВНУК  АТАМАНА.

                Памяти Кальченко М.М. – 15.11.1955-15.11.2015.

                «На земле нет лучше рая, чем станица Гребенская!»

  «До сих пор не верится, что мы потеряли свою малую Родину. Перед предками стыдно. Мне с самого переселения снятся сны только той жизни. Снятся все реже, но если снятся, то события происходят только в Гребенской.»( из письма 10.09.2015г. Еремину Н.М.) – так написал мне мой соратник по возрождению казачества на Тереке Михаил Михайлович Кальченко. С его братом Владимиром Михайловичем, незаурядным музыкантом, мы познакомились и подружились уже в далеком 1973 году в станице Шелковской. А через него, много позже уже перед трагедией 90-х ХХ века, моим товарищем стал его брат, молодой хирург Шелковской центральной больницы Михаил Михайлович. Побывал тогда и у него на подворье в западной части станицы Гребенской, где жили потомки слобожанских казаков, поселенные на Тереке в тогдашней станице Новогладковской
( переименована в Гребенскую в начале ХХ в.) в сороковых годах  XIX века. 

   Четверть века тому назад Кальченко Михаил Михайлович в составе делегации казаков от Терско-Гребенского отдела ТКВ был участником Большого Круга казаков в Москве, где был создан «Союз казаков». Его запечатлели кадры кинохроники, он есть на снимке газеты «Казачьи ведомости» № 1 (1990 г.). Немного раньше в июне 1990 года Кальченко М.М. на казачьем сходе был избран атаманом станицы Гребенской. И тогда он признался, что его прадед был тоже атаманом…
В круговерти событий развала Великой России мы были рядом и старались сделать все, что было в наших силах для сохранения казачества на Тереке. Судьба разбросала нас в разные стороны и нашли мы вновь друг друга уже через «мировую паутину» Интернета 13 декабря 2014 года. В одном из писем он сообщал, «… из Гребенской мы уехали спешно, но только в 1999 году. Поэтому многое пришлось увидеть и пережить в те годы, а в чем-то и поучаствовать». В период зрелости человек часто обращается к истории своего рода. И Михаил Михайлович отмечал: «К сожалению и стыду моему, мы мало знаем о своих дедах и прадедах. Я только в начале 90-х годов узнал, что мой прадед был атаманом станицы Гребенской. Правда, с детства мне рассказывали о том, что он был убит абреками, угнавшими лошадей, но  при попытке их отбить,  попал в засаду. По видимому родные, пережившие репрессии, инстинктивно старались нас защитить от этого чудовищного «Молоха» и многое тщательно умалчивали… Прадеда звали Иваном».
   
      В 1991 году в отделе ЗАГС Шелковского района я видел метрические книги церкви Николая Чудотворца станицы Гребенской. Если они чудом сохранились сейчас, то многое можно узнать.  Посоветовал Михаилу Михайловичу обратиться и в архив Владикавказа, где немало документов, связанных с историей терского казачества.

   В последнем ко мне письме гребенец рассказывал о своем родовом доме. «Такого дома в Гребенской больше нигде не было. Не роскошный, но все-таки дом собран из дубовых брусьев, облицован камышом, обмазан глиной, побелен. Стоит на дубовых сваях. Большая открытая деревянная веранда с местами сохранившейся мастерски сделанной резьбой. Прихожая по середине дома от боковой стены с двора до задней стены. С веранды дверь в прихожую и на улицу. В прихожей одна дверь в большую переднюю слева и в комнату поменьше – справа. Потолки в комнатах крашены масляной краской, очень мастерски расписаны разными яркими цветами. С братом мы часто лазали под полом дома, между сваями, вбитыми в землю. И там было много битого стекла разных цветов.  Это были остатки оконных витражей. Ясно, что это был дом зажиточных людей. Но никогда, ни отец, ни четверо его братьев и сестра словом не обмолвились с нами об истории этого дома. Они не за себя боялись, а по-видимому за нас, за наше будущее». Деда Кальченко звали Федот Иванович. Отца Михаил Федотович.

    Через тот же интернет 15 ноября я поздравил Михаила Михайловича с днем рождения. Ему исполнялось 60 лет.

    А через день получил трагическое известие от Натальи Владимировны Кушнаревой (урожденной Петровой, ее дед был бессменным писарем атаманского правления станицы Шелковской), что Михаила Михайловича не стало…
 
   Но сегодня среди моих новых друзей есть Михаил Михайлович Кальченко – праправнук гребенского атамана.
Казачьему роду – нет переводу!