Ч. 2-я. 7-мь дней из жизни офицера ЗРВ. Гл. 1-я

Александр Зубков 2
Глава 1-я. День первый. Выезд в 5-й дивизион.

     В 9-00, в понедельник 11-го сентября, с чемоданчиком  явился в штаб.
Там встретил Сашу Эдревича и Володю Тимченко, У них на погонах красовались по три звезды. Ребятам так же присвоили очередные звания.

     Поздравив друг друга с этим событием, пошли на оперативное совещание к начальнику штаба.

     Подполковник совещание провёл в течение 10 минут, объявив, что группа в составе 5-ти офицеров ИРС едет в 5-й дивизион для выполнения работ по настройке и испытаниям техники. С группой едут командир бригады полковник Коноваленко и начальник штаба подполковник Рева. Едем машиной ГАЗ-69. Машина готова и ждёт нас во дворе. Через несколько минут командир части освободится и мы поедем. На этом совещание было закончено и мы вышли из здания штаба.
    
     Возможно, не всё сегодня знают, что собою представляли в те годы автомашины ГАЗ-69. Они имели две модели: ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.

     Автомашина ГАЗ-69 была с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках и откидным задним бортом).

     Автомашина ГАЗ-69А была предусмотрена, как командирский вариант с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным задним трёхместным сиденьем. Нас во дворе ожидала автомашина в 8-местном варианте.
     Как часто бывает в таких случаях «несколько минут» пока, освободится командир части, растянулись  на  три часа. Полковник был занят и освободился только в начале первого часа дня.

     Наконец, мы в машине. Полковник Коноваленко рядом с водителем, подполковник Рева и пять офицеров ИРС на боковых сиденьях, тесно друг к другу прижавшись.  В Бухару мы приехали около 16-00.

     Водитель остановил автомашину возле  мечети Боло-Хауз. Рядом с мечетью находилась известная  нам чайхана. Там прекрасно готовили Люля Кебаб  и  Лагман. Мы  вначале планировали пойти, на рынок, который находился рядом, затем, пообедав в чайхане,  ехать в дивизион.

     Командир бригады в бухарские дивизионы выехал впервые, и начальник штаба решил познакомить его с Бухарой.  В мечети нашли девушку экскурсовода.   Она рассказала об истории  этого древнего  и уникального объекта Бухары. Мечеть Боло-Хауз – архитектурный памятник в районе  Регистана  (старинной площади в центре города).

     Есть две версии строительства этой мечети. Одна из них утверждает,  что мечеть была построена в 1712 году в честь матери бухарского правителя Абу-Фаюд-хана (1711-1747).

     Другая версия гласит, что эмир Шах-мурад (1785-1800) построил ее как общую пятничную мечеть, так как хотел быть ближе к народу. Хотя изначально мечеть была построена как мечеть эмира, она впоследствии стала общей пятничной мечетью из-за своего расположения на площади Регистан.

     Мечеть также известна, как Мечеть сорока колонн, по количеству шагов, которые совершал эмир на пути из своей резиденции в мечеть на полуденную молитву. Каждую  пятницу правоверные  теперь приходят в мечеть на полуденную молитву.  Их бывает так много, что  все не помещаются внутри мечети и часть их располагается на площадке перед хаузом  (бассейном).

     Мечеть Боло Хауз – Пятничная мечеть бухарских эмиров.  Является архитектурным памятником на Регистане Бухары.  В состав мечети  входит минарет и бассейн. В воде бассейна можно увидеть отражение красочно украшенного айвана – галереи с колоннадой и минарета. Стройные резные деревянные столбы удерживают прекрасно украшенные кассетные потолки.
         
     От мечети Боло-Хауз экскурсовод повела нас на базары, которые тоже имели древнюю и интересную историю.

     В начале ХVI века в Средней Азии пришла к власти династия Шейбанидов.  Мухаммад Шейбанихан  с 1500 по 1512 годы завоёвывает города на побережье Сырдарьи (Туркестан, Бухару, Самарканд, Ташкент, Ферганскую долину, Ургенч, часть нынешних Ирана и Афганистана, территорию нынешней Туркмении до Амударьи).  За этот короткий срок он создаёт государство Шейбанидов. Жемчужину Востока, Бухару  делает столицей своего государства.

     С этого момента начинается бурный расцвет города, производится массовая  застройка. Символом Бухары и ее значимостью на Великом Шелковом Пути стали построенные в этот период купола крытых базаров.  Купола, называемые  «Таки», возводились на пересечении 2-х - 3-х оживленных улиц. Это позволяло направлять  потоки людей  на базары, разгружая главную магистраль и организуя торговлю. Вокруг центрального пространства под куполом располагались торговые лавочки и мастерские местных ремесленников. До наших дней сохранились лишь четыре торговых купола.

     Торговый купол Таки-Заргарон.
Самый северный из четырех куполов и наиболее крупный из всех крытых базаров Бухары, торговый купол ювелиров - Таки-Заргарон  был построен в 1569-1570 годы. Он стал первым торговым куполом Бухары. Под этим куполом располагалось 36 ремесленных мастерских и лавочек ювелиров, где изготавливались и продавались традиционные ювелирные изделия.

     Торговый купол Таки-Cаррафон.
Купол Таки-Саррафон находится на пересечении двух улиц, соединявших Регистан (центральную площадь) с рабатом (предместьем средневекового города). Название купола идет от саррафов -  менял, обычно ими были индусы, разменивавшие валюту других стран. Таки-Саррафон    был одной из древних восточных "валютных бирж".  В наши дни  под куполом Таки-Саррафон уже не встретишь валютчиков, зато, можно найти множество восточных сувениров: ковры, тюбетейки, расшитые золотыми нитями, подвески, драгоценные сбруи, ожерелья и посуду.

     Торговый купол  Таки-Тельпак Фурушон.
Таки-Тельпак Фурушон представлял собой шестисторонний комплекс, центр которого увенчан сферическим куполом с прорезанными в нем небольшими проемами. Вокруг центрального купола были купола пристроек. Раньше на этом месте происходила торговля книгами, поэтому первоначально крытый базар назывался Китаб-Фурушон (купол торговцев книгами). Позже здесь стали торговать мужскими, женскими и детскими головными уборами. И в наши дни здесь можно было приобрести платки, тюбетейки, расшитые бисером, меховые шапки и причудливо свернутые тюрбаны. Отсюда и пошло нынешнее название базара - Таки-Тельпак Фурушон - купол продавцов головных уборов.
 

     Торговый купол Тим Абдулла-хана.
К северу от купола Тельпак Фурушон расположен комплекс Тим Абдулла-хана, построенный в 1577 году. Главной его особенностью является особое освещение, струящееся внутрь из небольших отверстий и окон в куполах. Невзирая на погоду  в здании всегда прохладно. На этом базаре долгие годы продавались ткани и ковры.  Но и в наши дни здесь можно приобрести настоящий восточный ковер ручной работы.

     Мы понимали, что каждую неделю ездить в Бухару командир бригады не сможет. Поэтому, нам  хотелось его познакомить, как можно с большим количеством достопримечательностей этого старинного  и легедарного города, который бригаде предстояло защищать с воздуха. Но полковник Коноваленко, посмотрев на часы, сказал:

     Ребята, всё это конечно интересно, но время уже 21 час. Давайте  мы
где-нибудь поужинаем и поехали в дивизион. Рядом находилась ещё одна чайхана. Мы зашли, заказали плов и зелёный чай. Поужинав, направились к машине. Водитель всё это время находился с нами. Он и помог быстро отыскать наш ГАЗ-69.

     Когда, наконец-то выехали из города, уже стемнело.   Мы должны были ехать в 5-й дивизион, находившийся в 40 км севернее Бухары. Водитель вёл машину по такыру (ровной, гладкой поверхности почвы, образующейся при высыхании засоленных почв в пустынях и полупустынях).  Дороги в нашем понимании не было. Были следы от проехавших ранее автомашин, которые по такыру ехали как им нравится. В свете фар машины были видны десятки таких следов. Какой из них вёл в дивизион было непонятно. Наш водитель  в этом дивизионе был не один раз. Но в тёмное время суток, он в этой местности ни разу не ездил. В итоге он заблудился. По времени мы должны были уже приехать на место. Но  вот это место в темноте мы никак не могли найти. Наш водитель, солдат срочной службы растерялся, ехал то в одну сторону, то в другую, то прямо, а то возвращался назад, но в расположение дивизиона мы никак не могли попасть. Наконец, в полночь  командир бригады скомандовал:

     - Ну-ка останови машину. Нам нечего мотаться взад вперёд.  Ночевать будем здесь. Утром, когда рассветёт, разберёмся.

     Мы сидели на боковых сиденьях по три человека, тесно прижавшись друг к другу. Это никак не походило даже на солдатские кровати. Но мне удалось всё же задремать. Сколько времени я спал было не ведомо Проснулся от того, что где-то близко была слышна песня жаворонка. Открыв глаза, увидел, что уже рассвело. Меня на сиденье зажали Саша и Володя. Во время сна из  тисков их тел было невозможно выпасть. Проснувшись, попытался выбраться. Пришлось ребят разбудить. Наконец,  вылез из машины, разбудив по пути и полковника Коноваленко, спавшего на переднем сиденье. Всё моё тело затекло. Мышцы и связки болели, и каждый шаг отдавался болью. Сделав несколько упражнений, разминая затёкшие мышцы,  оглядел местность. Мы находились в 150 метрах от шлагбаума, за которым был расположен 5-й дивизион. У шлагбаума стоял часовой с карабином СКС. Когда  заехали на территорию дивизиона, дежурный солдат сказал:

     - Я видел, что какая-то машина ездит туда-сюда. Ещё подумал, кого это сюда занесло. Потом огни фар пропали, двигатель было неслышно, и я решил, что машина уехала.

     К нашей группе бегом приближался командир дивизиона с докладом командиру бригады.

     Я посмотрел на часы. Стрелки показывали 8 часов 30минут, 12-е сентября, вторник.  Начинался наш второй день командировки.
               
                Александр Зубков.