Глава 1-я. День первый. Выезд в 5-й дивизион.
В 9-00, в понедельник 11-го сентября, с чемоданчиком явился в штаб.
Там встретил Сашу Эдревича и Володю Тимченко, У них на погонах красовались по три звезды. Ребятам так же присвоили очередные звания.
Поздравив друг друга с этим событием, пошли на оперативное совещание к начальнику штаба.
Подполковник совещание провёл в течение 10 минут, объявив, что группа в составе 5-ти офицеров ИРС едет в 5-й дивизион для выполнения работ по настройке и испытаниям техники. С группой едут командир бригады полковник Коноваленко и начальник штаба подполковник Рева. Едем машиной ГАЗ-69. Машина готова и ждёт нас во дворе. Через несколько минут командир части освободится и мы поедем. На этом совещание было закончено и мы вышли из здания штаба.
Возможно, не всё сегодня знают, что собою представляли в те годы автомашины ГАЗ-69. Они имели две модели: ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.
Автомашина ГАЗ-69 была с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках и откидным задним бортом).
Автомашина ГАЗ-69А была предусмотрена, как командирский вариант с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным задним трёхместным сиденьем. Нас во дворе ожидала автомашина в 8-местном варианте.
Как часто бывает в таких случаях «несколько минут» пока, освободится командир части, растянулись на три часа. Полковник был занят и освободился только в начале первого часа дня.
Наконец, мы в машине. Полковник Коноваленко рядом с водителем, подполковник Рева и пять офицеров ИРС на боковых сиденьях, тесно друг к другу прижавшись. В Бухару мы приехали около 16-00.
Водитель остановил автомашину возле мечети Боло-Хауз. Рядом с мечетью находилась известная нам чайхана. Там прекрасно готовили Люля Кебаб и Лагман. Мы вначале планировали пойти, на рынок, который находился рядом, затем, пообедав в чайхане, ехать в дивизион.
Командир бригады в бухарские дивизионы выехал впервые, и начальник штаба решил познакомить его с Бухарой. В мечети нашли девушку экскурсовода. Она рассказала об истории этого древнего и уникального объекта Бухары. Мечеть Боло-Хауз – архитектурный памятник в районе Регистана (старинной площади в центре города).
Есть две версии строительства этой мечети. Одна из них утверждает, что мечеть была построена в 1712 году в честь матери бухарского правителя Абу-Фаюд-хана (1711-1747).
Другая версия гласит, что эмир Шах-мурад (1785-1800) построил ее как общую пятничную мечеть, так как хотел быть ближе к народу. Хотя изначально мечеть была построена как мечеть эмира, она впоследствии стала общей пятничной мечетью из-за своего расположения на площади Регистан.
Мечеть также известна, как Мечеть сорока колонн, по количеству шагов, которые совершал эмир на пути из своей резиденции в мечеть на полуденную молитву. Каждую пятницу правоверные теперь приходят в мечеть на полуденную молитву. Их бывает так много, что все не помещаются внутри мечети и часть их располагается на площадке перед хаузом (бассейном).
Мечеть Боло Хауз – Пятничная мечеть бухарских эмиров. Является архитектурным памятником на Регистане Бухары. В состав мечети входит минарет и бассейн. В воде бассейна можно увидеть отражение красочно украшенного айвана – галереи с колоннадой и минарета. Стройные резные деревянные столбы удерживают прекрасно украшенные кассетные потолки.
От мечети Боло-Хауз экскурсовод повела нас на базары, которые тоже имели древнюю и интересную историю.
В начале ХVI века в Средней Азии пришла к власти династия Шейбанидов. Мухаммад Шейбанихан с 1500 по 1512 годы завоёвывает города на побережье Сырдарьи (Туркестан, Бухару, Самарканд, Ташкент, Ферганскую долину, Ургенч, часть нынешних Ирана и Афганистана, территорию нынешней Туркмении до Амударьи). За этот короткий срок он создаёт государство Шейбанидов. Жемчужину Востока, Бухару делает столицей своего государства.
С этого момента начинается бурный расцвет города, производится массовая застройка. Символом Бухары и ее значимостью на Великом Шелковом Пути стали построенные в этот период купола крытых базаров. Купола, называемые «Таки», возводились на пересечении 2-х - 3-х оживленных улиц. Это позволяло направлять потоки людей на базары, разгружая главную магистраль и организуя торговлю. Вокруг центрального пространства под куполом располагались торговые лавочки и мастерские местных ремесленников. До наших дней сохранились лишь четыре торговых купола.
Торговый купол Таки-Заргарон.
Самый северный из четырех куполов и наиболее крупный из всех крытых базаров Бухары, торговый купол ювелиров - Таки-Заргарон был построен в 1569-1570 годы. Он стал первым торговым куполом Бухары. Под этим куполом располагалось 36 ремесленных мастерских и лавочек ювелиров, где изготавливались и продавались традиционные ювелирные изделия.
Торговый купол Таки-Cаррафон.
Купол Таки-Саррафон находится на пересечении двух улиц, соединявших Регистан (центральную площадь) с рабатом (предместьем средневекового города). Название купола идет от саррафов - менял, обычно ими были индусы, разменивавшие валюту других стран. Таки-Саррафон был одной из древних восточных "валютных бирж". В наши дни под куполом Таки-Саррафон уже не встретишь валютчиков, зато, можно найти множество восточных сувениров: ковры, тюбетейки, расшитые золотыми нитями, подвески, драгоценные сбруи, ожерелья и посуду.
Торговый купол Таки-Тельпак Фурушон.
Таки-Тельпак Фурушон представлял собой шестисторонний комплекс, центр которого увенчан сферическим куполом с прорезанными в нем небольшими проемами. Вокруг центрального купола были купола пристроек. Раньше на этом месте происходила торговля книгами, поэтому первоначально крытый базар назывался Китаб-Фурушон (купол торговцев книгами). Позже здесь стали торговать мужскими, женскими и детскими головными уборами. И в наши дни здесь можно было приобрести платки, тюбетейки, расшитые бисером, меховые шапки и причудливо свернутые тюрбаны. Отсюда и пошло нынешнее название базара - Таки-Тельпак Фурушон - купол продавцов головных уборов.
Торговый купол Тим Абдулла-хана.
К северу от купола Тельпак Фурушон расположен комплекс Тим Абдулла-хана, построенный в 1577 году. Главной его особенностью является особое освещение, струящееся внутрь из небольших отверстий и окон в куполах. Невзирая на погоду в здании всегда прохладно. На этом базаре долгие годы продавались ткани и ковры. Но и в наши дни здесь можно приобрести настоящий восточный ковер ручной работы.
Мы понимали, что каждую неделю ездить в Бухару командир бригады не сможет. Поэтому, нам хотелось его познакомить, как можно с большим количеством достопримечательностей этого старинного и легедарного города, который бригаде предстояло защищать с воздуха. Но полковник Коноваленко, посмотрев на часы, сказал:
Ребята, всё это конечно интересно, но время уже 21 час. Давайте мы
где-нибудь поужинаем и поехали в дивизион. Рядом находилась ещё одна чайхана. Мы зашли, заказали плов и зелёный чай. Поужинав, направились к машине. Водитель всё это время находился с нами. Он и помог быстро отыскать наш ГАЗ-69.
Когда, наконец-то выехали из города, уже стемнело. Мы должны были ехать в 5-й дивизион, находившийся в 40 км севернее Бухары. Водитель вёл машину по такыру (ровной, гладкой поверхности почвы, образующейся при высыхании засоленных почв в пустынях и полупустынях). Дороги в нашем понимании не было. Были следы от проехавших ранее автомашин, которые по такыру ехали как им нравится. В свете фар машины были видны десятки таких следов. Какой из них вёл в дивизион было непонятно. Наш водитель в этом дивизионе был не один раз. Но в тёмное время суток, он в этой местности ни разу не ездил. В итоге он заблудился. По времени мы должны были уже приехать на место. Но вот это место в темноте мы никак не могли найти. Наш водитель, солдат срочной службы растерялся, ехал то в одну сторону, то в другую, то прямо, а то возвращался назад, но в расположение дивизиона мы никак не могли попасть. Наконец, в полночь командир бригады скомандовал:
- Ну-ка останови машину. Нам нечего мотаться взад вперёд. Ночевать будем здесь. Утром, когда рассветёт, разберёмся.
Мы сидели на боковых сиденьях по три человека, тесно прижавшись друг к другу. Это никак не походило даже на солдатские кровати. Но мне удалось всё же задремать. Сколько времени я спал было не ведомо Проснулся от того, что где-то близко была слышна песня жаворонка. Открыв глаза, увидел, что уже рассвело. Меня на сиденье зажали Саша и Володя. Во время сна из тисков их тел было невозможно выпасть. Проснувшись, попытался выбраться. Пришлось ребят разбудить. Наконец, вылез из машины, разбудив по пути и полковника Коноваленко, спавшего на переднем сиденье. Всё моё тело затекло. Мышцы и связки болели, и каждый шаг отдавался болью. Сделав несколько упражнений, разминая затёкшие мышцы, оглядел местность. Мы находились в 150 метрах от шлагбаума, за которым был расположен 5-й дивизион. У шлагбаума стоял часовой с карабином СКС. Когда заехали на территорию дивизиона, дежурный солдат сказал:
- Я видел, что какая-то машина ездит туда-сюда. Ещё подумал, кого это сюда занесло. Потом огни фар пропали, двигатель было неслышно, и я решил, что машина уехала.
К нашей группе бегом приближался командир дивизиона с докладом командиру бригады.
Я посмотрел на часы. Стрелки показывали 8 часов 30минут, 12-е сентября, вторник. Начинался наш второй день командировки.
Александр Зубков.