Абыр валг и реформа РАН

Петр Лебедев
Рыба гниет с головы. Но, если отрубить гнилую голову, можно ли спасти тушку? Теоретически - да, если 1) гниль не распространилась дальше и 2) если вовремя и успешно пересадить свежую голову. Эти нехитрые соображения приходят на ум, когда наблюдаешь за процессами реформы РАН.

Поставлен диагноз: рыбка академическая загнила - предложено было отрубить как бы гнилые головы - многолетних несменяемых академиков-управленцев, князей Дундуков (у которых, по Пушкину, "есть чем сесть"), отстранить от директорства в институтах. А новые свежие головы либо сами нарастут, либо будут насильственно пришиты, либо - пропала вся рыбка, туда ей, стало быть, и дорога.

Видать, гниль распространилась глубже - и жабры, и еще что-то ею захвачено. Отрубленные головы прирастают вновь, набекрень, пафосно - в качестве научных руководителей институтов, что в ряде исключительных случаев, конечно, оправдано - не все отрубленные головы были гнилы. Гнилая система восстанавливает прежнюю структуру.

Из гнили ничего кроме гнили не вырастет? Сгнила не только голова, но и остальное - идущие на смену поколения слабы, несамостоятельны, погрязли в холуяже и не имеют своего лица. Печально. И все же изменения произошли - власть старой номенклатуры ослабла и у среднего и молодого поколения появился шанс "встать с колен", обрести свою судьбу внутри гниющего тела, пока разложение не зашло слишком далеко и система не рухнула.

То, что не гнило - новые достижения, публикации, оригинальные разработки, создаваемые независимо от общего процесса гниения обособившимися центрами научной мысли, творящими свою структуру внутри отмирающей оболочки, ей вопреки, под ее крышей - это подобие червей-опарышей, по существу, но такова жизнь. И ни в коем случае не пользоваться социальными лифтами - шахты полны оторвавшимися кабинами. Немногие там спасутся.

Реформа РАН под знаком толерантности к гнили. А кто не гнил - пусть первый бросит камень.