В подземном Калининграде

Далецкий Александр
 
  Все слышали о подземном городе в Калининграде, о том, что расположен в  Восточной Поруссии. Во времена строительства города территория называлась именно так. Но мало кто спускался вниз, и возвращался назад. В 1966 году, летом, после поездки в Судак, мы с моим дедом Василием были  в Калининграде. Бродя среди руин какого-то замка в самом центре города. Подошли ближе. В разломе толстенной стены увидели ход, наклонно уходящий вниз. Был он квадратным, со скруглёнными углами, и внутри отделан алюминием, а размером - в метр.
  Спускаться стали по массивным стальным скобам, но они вскоре сменились выложенной из кирпича лестницей со ступенями. Спустившись на бетонный пол, увидели в свете мощного фонаря, что свод от пола примерно на высоте 4 метров. Кругом стояли колонны, отлитые из бетона полуметровой толщины. Все колонны были пронумерованы масляной краской на высоте двух с половиной метров и имели букву латинского алфавита и цифры.  Числа обозначали номер опоры до стены или препятствия в виде той же лестницы. Мы это поняли, когда увидели, что на опоры по направлению к лестнице нанесено обозначение S3, S2, S1, а до кирпичной кладки стены, которую мы высветили: 12, 11 и т.д. Индексы были на столбах со всех четырёх сторон света, и разных цветов: идёшь на  юг – видишь синюю S, и номер столба с убыванием. На юг - красную  N с убыванием числа, на восток – зелёную W, и на запад – жёлтую О.  Номера по направлению на запад  порядка 1200, на юг: 5400, восток: 22450. Расстояние между столбами 6 метров. Но едва мы промерили, потянул сильный сквозняк, и вскоре у нас обоих появилось неприятное ощущение того, что кто-то за нами наблюдает. Дед полушёпотом приказал идти к лестнице, но не бегом. Я поднялся, а за мной и дед, освещая фонарём пространство позади себя. На поверхности, на грудах ломаного кирпича нас уже ожидали: бабушка с моей сестрой, и пограничный патруль.
  Пересказать разговор не смогу: давно это было, но сводился он к тому, что нам с дедом сильно повезло, что мы вернулись живыми. Обычно там находят трупы таких же безответственных приезжих, как и мы, у которых забирают только паспорта, пропуск в погранзону и другие документы. Обругали за то, что пошли за строительный забор, несмотря на надпись на воротах, строго запрещающую проход. Тогда мы и признались, что сразу покинули подземелье, едва почувствовали чьё-то присутствие. Старший наряда подошёл к лазу, сунул ствол автомата внутрь, и дал две короткие очереди, для острастки.
  После этого случая мы не то, что не лазали, но и окна, как все закрывали ставнями и зашторивали, с наступлением комендантского часа, а дверь запирали, как все местные, на мощный засов. Но только всего один раз ночью, на окраине Зеленоградска, где снимали комнату, слышали недолгую перестрелку  очередями и одиночными выстрелами. Детские воспоминания самые замечательные! Так же хорошо и интересно, как в то лето, отдохнуть доводилось редко.
  Лет десять назад жена предложила летом съездить с сыном в Калининград,  но я категорически отказался –  сразу всплыл в памяти мрачный город, весе дома в котором из серого, не крашеного бетона. Уж больно неприветливы эти места, или, может, просто сильны детские воспоминания?
 12.2015.