2. Ундина появляется в хижине рыбака

Александр Рюсс 2
Рыбак  и  гость  его  прекрасный
За  ней  метнулись,
                но  напрасно
Следы  пытались  отыскать,
Ступив  в  ночную  непроглядь.

Страшила  рыцаря  тревога:
«Скажите  мне, за  ради  Бога,
Что  делать,  где  искать  её  -
Лесное  солнышко  моё?»

«Такое  уж  не  первый  раз
Терплю  я  от  её  проказ, -
Ответил  дед, -
                пошутит  дочь,
А  мне  опять  не  спать  всю  ночь.

Не  знаю  я  куда  идти...
Её  и  днём-то  не  найти,
А  в  ночь,  в  объятьях  темноты
Бессильны  оба — я  и  ты».

«Покличем  хоть:
                -  Душа  моя,
Твои  родители  и  я
Зовём  со  страхом  и  тоской:
Вернись,  сердца  нам  успокой».

«Напрасно  всё, - старик  в  ответ,-
Давно  простыл  девчонки  след.
Замкнулось  сердце. 
                До  утра
В  нём  не  доищемся  добра».

Кричали,  звали,  но  потом
Вернулись  в  опустевший  дом.

Старуха,  охая,  легла,
А  дед  и  рыцарь  у  стола
Присели,  взяв  графин  вина...

И  только  полная  луна
Внимала,  как  в  полночный  час
Дед  про  Ундину  вёл  рассказ,
За  разом  раз  смиряя  звук,
Заслышав  шорох  или  стук:
   
     «Она!»...  но  снова  тишина,
И  тьма,  и  мёртвая  луна.

«Случилось  это,-  начал  дед,-
Тому  двенадцать  с  лишком  лет.
С  товаром  рыбным
                в  стольный  град
Я  шёл,  как  много  раз  подряд.

Супруга  к  вечеру  ждала
Меня  домой, 
             а  с  ней  была
Дочурка - крокус  голубой,
Нам   Богом  данный   и  судьбой
Под  старость...
            Я,  продав  товар,
Покинул  к  вечеру  базар,
И  со  молитвою,  крестясь,
Сквозь  лес  дремучий  восвоясь
Подался,  не  встречая  зла...

А  уж  беда  со  мной  была.

Гляжу,  расхристанна,  бледна,
В  слезах  спешит  ко  мне  жена.
Кричит,  не в  силах  побороть
Страданье:
          «Дочку  взял  Господь!

Я  с  ней, не  ведая  беды,
Сидела  около  воды,
Как  вдруг  гирляндою  огней
Слепящий  круг  метнулся  к  ней,
В  глазах  малютки  просиял,
Коснулся  тЕльца   и  пропал
В  прибрежной  пенистой  волне...

С  ним  дочь  исчезла  в  глубине»...

Искали  долго  и  напрасно,
Она  пропала  без  следа,
Хранила  тёмная  вода
Свою  добычу  безогласно.

Сидим,  в  камин  уснувший  глядя,
Молчим,  отчаянья  полны.
За  что,  скажите  Бога  ради,
Мы  нашей  дочки  лишены?

Рыданья  глушат  немочь  слова,
Страданье  давит  на  виски.
День  ночью  стал...   её  оковы
Гнетут  удавами  тоски.

Кто  даст  забвенья, кто  поможет?
Вдруг  дверь  скрыпнУла...
                глядь -  стоит
В  её   проёме   ангел  Божий -
Девчушка  лет  шести  на  вид.

В  цветистом  розовом  уборе,
Улыбкою озарена
Пленяла  кротостью  она
И  беззащитностью  во  взоре..

Молчим... боимся  пробудиться.
Но  вдруг  заметили,  что  ей
Случилось  в  воду  оступиться
В  одежде  праздничной  своей. 

Спешим,  дыханьем  согревая,
Ласкаем  золото  волос,
Молитвой  Богу  уповая
За  ангела,  что  нам  принёс.

Глаза,  что  синью  нас  пленили,
Мы  целовали  не  дыша.
Потом  растёрли  малыша,
В  кроватке  чаем  напоили.

Под  колыбельную  она
С  улыбкой  кроткою  уснула...
Казалось,  юная  луна
В  каморке  нашей  прикорнула.

Поутру  встала  весела,
Защебетала  пташкой  вольной,
Была  игривой  и  довольной, 
Как  будто  сроду  здесь  жила.

Рассказ  её  был  так  невнятен
И  сбивчив... 
             За  двенадцать  лет
Не  стало  меньше  тёмных  пятен
И  ясности  поныне  нет.

Те  притчи,  что  она  горОдит,
Темны,  загадочны,  чуднЫ.
Порой  и  впрямь  на  ум  приходит,
Что  Бог  послал  её  с  луны:

Дворцы  из  злата, кров  хрустальный,
Озёра  дивной  чистоты,
Сады  и  гроты
          чужедальней  страны,   
                висячие  мосты...

Но  где-то,  помню,  прозвучало
Воспоминанье,  как  она
Плыла  на  лодке   изначала
И  лодку  эту   раскачала
Неукротимая  волна.

Внезапно шквал  беловолосый,
В  объятья  дочку  заключил,
Подбросил  вверх  и  перебросил
К  нам  в  заводь,
                в  побережный  ил,
Где  под  оливами  у  грота
Кувшинки  белые  цветут.

Ей  показалось  отчего-то,
Что  любят  здесь  её  и  ждут.

С  тех  пор  в  урочище  своём
Мы  много  лет  живём  втроём.

Нас  тяготила  мысль  одна:
Ну,  как  она   не  крещенА?

Сомненья  эти  поправимы...

«Небось», -решили  мы  с  женой,-
Крест  не  зачтётся  нам  виной,
Найти — милей,  чем  потерять...
Окрестим  дочку  вдругорядь».

Да и  сама  она  хотела,
Спасая  дух,  смиряя  плоть,
Креститься  вновь,
                душой  летела
Туда,  где  ждал  её  Господь.

Но  как  найти,  как  угадать,
Чьё  имя  даст  ей  благодать?

Пускай  зовётся  Доротея,
Или   ДолОрес — дар  богов...
Да  жаль,  значенья  этих  слов
Понять  малютка  не  хотела...

На  уговоры -  «нет,  да  нет -
Твердила  девочка  в  ответ.-
Ундина  я!   
              Мне  это  имя
Происхождением  дано,-
Да  будет  старцами  святыми
Оно  в  скрижали   внесено
И  мне  навеки   суждено».

Что  до  меня,  мне  имя  это
Казалось  варварским,  чужим,
Языческим...
              креститься  им,
Считал  я, - вредная  примета.

Его  и  в  святцах  не  сыскать...
То  ли - ДолОрес?   
                Но  и  пядь
Не  уступила  в  споре  дочка:

«Ундина  я,- твердит, -  и  точка!»

Ну  как  с  упрямицею  быть?
Бог  с  ней. 
             Пришлось  уговорить
Мне  старца  местного  прихода 
На  риск  совместного  похода
Чрез  колдовской  угрюмый  лес.

Он  поначалу -  наотрез...
Но  я  молил,  что  было  сил,
И  уломал,  и  упросил.

Малютка  в  розовом  наряде.
С  благоговением  во  взгляде
Была  так   искренне  мила,
Что  подобреет  и  скала.

Даря  улыбкою  невинно,
Смогла  сомненья  растопить
Так  и  пришлось  её  крестить
Дикарским  именем — Ундина.

Всё  время  долгого  обряда
Она  светящегося  взгляда
Не  прятала,  была  скромна,
Немногословна  и  нежна.

А  уж  на  что  бывала  ране...

Тут  Гульбранд  старца  замолчать
Заставил  жестом.    
Во  тумане
         прибрежном 
                начали  звучать
Грозы  угрозы  роковые,
Неслись  зарницы  огневые
Летящих  молний, 
Ходуном 
          ходили  стены...
За  окном
Белёсый  гость  в  гусиной  коже,
Стал  в  полный  рост,               
                и  корчил  рожи.