Изобретали пиктографической письменности

Виктор Бабушкин
Культура Лепенски-Вир, кроманьонский тип, изобрели пиктографическую письменность, одними из первых в Европе. что имело неоценимое значение в появлении письменных культур. Родоначальники сербов.

Лепенски-Вир — стоянка мезолитических охотников, обнаруженная на территории Сербии. Раскопана в 1965 году. Датирована  7000 - 4800 лет до н. э. (9000 –  6800лет т. н.)..

Состоит из крупного поселения, вокруг которого расположено 10 мелких поселений-спутников. По-видимому, поселение возникло около 7000 года до н. э. и достигло пика развития в период 5300 — 4800 лет до н. э. Многочисленные рыбообразные статуэтки и своеобразная архитектура свидетельствуют о богатой религиозной и культурной жизни местных обитателей, о высоком культурном уровне древних европейцев.

Раскопки Лепенского Вира проводил профессор Драгослав Срейович из Белградского университета в связи с началом строительства ГЭС Джердап I. Правый берег Дуная у Железных ворот в Национальном парке Джердап.

К настоящему времени известно всего не более 10 поселений данной археологической культуры, на правом берегу Дуная (Лепенски-Вир, Власац, Хайдучка-Воденица, Падина) и на левом (Ветерань, Террассе, Икоана, Разврата, Островул-Банулуй, Скела-Кладовей

Интересно отметить, что в период около 8250 — 7900 лет назад (калиброванная радиоуглеродная датировка) Лепенски-Вир был населён, тогда как в других поселениях той же культуры наблюдался хронологический зазор.

Найдены различные артефакты.

Ряд исследователей считают культуру «Лепенски-Вир — Скела-Кладовей» предшественницей старчево-кришской культуры, однако этой гипотезе противоречит хронологический зазор между лепенской и старчевской эпохами, например, в поселении Скела-Кладовей.

Антропологически население Лепенского Вира было кроманьонским, позднее проявляет признаки грациализации, связанной, видимо, с притоком средиземноморского населения с юга Европы (из Анатолии через Балканы).

 В верхнем слое Лепенского Вира найдены остатки неолитической старчево-кришской культуры южного происхождения, население которой принадлежало к средиземноморскому антропологическому типу.

В древности люди обычно испытывали трепет, благоговея перед сакральными символами и эмблемами и, в том числе, перед знаками письма, поскольку и буквы, и числа имели божественное происхождение и обладали магической силой.

В архаичные времена любые «письмена понимались как сакральные знаки, которые связаны с высшими и тайными смыслами» (В.Н. Топоров «Письмена». 1992 г.).

«Письмо  представляет  собой  фиксацию  человеческой  речи... с помощью системы начертательных обозначений» (И.М. Дьяконов), т.е. различных рисунков  (в широком смысле). Ныне известно более 400 видов письменности.

Таким образом, способ изложения содержания какой-либо фабулы (мифа) или сообщения (напоминания) не путём устного пересказа, но изобразительными средствами рисунка (пусть и не фиксирующими речь), вполне правомерно полагается разновидностью рисуночного письма, предтечей (первые опусы) последующих форм подобной письменности («рисовать» - «pictus», лат.; отсюда и термин «пиктограмма» - контурное, схематическое изображение объектов и/или явлений).

Поскольку выражение «рисуночное письмо» обладает широким содержанием, отличают рисуночное письмо в более узком смысле, - когда рисунок символизирует тот предмет, который и изображает (пиктография); от письма идей, - когда рисунок символизирует уже некое свойство или явление, (идеография). Характерным для пиктограммы (языка рисунка) является отсутствие всякой связи между изображением и звуками какого-либо одного, конкретного, разговорного языка (к примеру, понимание современных дорожных знаков (образец рисуночного письма) любой страны не требует от иностранцев знания её языка; то же можно сказать и о рассказах в картинках Х. Бидструпа).

Геометрическими знаками, в частности, покрыты многочисленные гальки IX тыс. до н.э., а отдельные знаки (такие как угол или треугольник) встречаются гораздо ранее. Некоторые учёные трактуют подобные знаки как «протописьмена». К примеру, Фл. Питри предположил, что прототипом алфавита могли послужить не столько картинки, изображающие что-либо предметное, сколько абстрактные и геометрические знаки (фигуры, метки). «Ясно... что реалистический стиль с самого начала возникновения живописи и письма шёл рука об руку со стилем символическим, условным» (А.М. Кондратов «Книга о букве». 1975 г.).


Соотнесение же гафемы «треугольник» с дверью, входом, по-видимому, возникло под влиянием сакральных представлений, заложенных в письменностях из Лепеньски Вир и  Винча.ъ

В поселении Лепеньски Вир (VII тыс. до н.э.), как упоминалось, отверстия в виде треугольников делались в полах святилищ жилых домов, под которыми (вблизи алтарей) лежали останки родичей. Очевидно, что и в Лепеньски Вир, и в иных регионах Ойкумены, в которых со времён палеолита верили в посмертное возрождение, знак треугольника воспринимался (позднее просто в силу устоявшейся традиции) как эмблема входа-выхода, двери, в возрождающее чрево Великой богини-матери (а также и как обозначение женского лона).

По-видимому, носители культуры «лепеньски вир» унаследовали местное, палеолитическое, ярко выраженное поклонение богине-матери, поскольку известно, что с распространением граветтской культуры, непосредственным продолжением которой считается культура «лепеньски-вир», связывается большинство женских фигурок («палеолитических Венер»), вырезанных из бивня мамонта, кости или камня (Энциклопедия Кольера).

Своеобразная протонеолитическая культура Лепеньски Вир (Восточная Сербия) знаменательна, в частности, «появлением в VIII-VI тыс. до н.э. элементов протописьма». Число знаков этой письменности (открытие сделано в 1985 г.) составляет 48 (по Радивое Пешичу). Среди них: различных графем, образованных отрезками прямых (в т. ч. одной линией или пересекающимися) - 9; графем, образованных уголком и его комбинациями (в т.ч. и с отрезками прямых линий) - 33; и образованных треугольником и его комбинациями - 6.


Как неоднократно упоминалось, в соответствии с архаичной сакральной символикой, угол или два соединённых угла остриями вниз символизировали облака (грудь богини Неба), а подобные знаки из двух (или трёх) углов, повёрнутые на 90 град. (поставлены по вертикали), означали дождь. В поселении Лепеньски Вир широко применялся и знак треугольника (как знак возрождаю¬щего лона (вульвы) Великой матери). Любой крест (две пересекающиеся прямые) в эпоху раннеземледельческой культуры также служил эмблемой Великой богини Неба. Следовательно, не исключено, что при выборе вида графем данного протописьма сказалось преимущественное поклонение богине-матери, процветавшее среди носителей культуры Лепеньски Вир.

Таким образом, вполне возможно, что развитие (изобретение) письменности и «было обусловлено длительным использованием графических символов 9в качестве сакральных эмблем), существовавших (тысячелетия) в рамках все более усложнявшегося культа Великой богини» (М. Гимбутас «Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы», 2006), а ранее - Двуединого божества; и, позднее, культа бога-отца (например, первые знаки протосинайского письма).

Любопытно, что в число знаков (репертуар) протописьма из Лепеньски Вир входит графема, образованная наложением одного равностороннего треуголь-ника на другой, перевёрнутый (эмблема удвоенного плодородия), - шестилучевая звезда (т.н. «Щит Давида»). По-видимому, данная графема из Лепеньски Вир - одна из самых ранних среди подобных.    

В Лепеньски Вир найден (M.M. Winn. 1981) круглый камень, на который был нанесён текст (The Old European Script. Further evidence. «Virtual museum of inscriptions». www.prehistory.it.), выполненный одной из подунавских разновидностей письма (в частности, родство тэртерийской и винчанской письменностей считается установленным (M.M. Winn)).

Заметим, что хтоническая символика Великой богини, применённая при разетке поверхности камня (4, два раза по 5), может указывать на его назначение: это - намогильный камень.

Бытует суждение, что культура Старчево - Криш - Кёрёш - Караново I, II (как и Винча) имела анатолийские истоки. Местной же предшественницей данной культуры полагается культура Лепеньски Вир, хотя и та, и другая (судя по времени), вероятно, развивались при доминирующем участии «тахунийцев» (лингвистические исследования М. Будимира, М. Гимбутас, Б. Рыбакова и ряда др. учёных выявили родство многих древних подунайских и балканских народов). Артефакты свидетельствуют, что характер взаимодействия пришлой культуры винча с культурой местного субстрата был мирным (Брукнер, 1978 г.).