Мой лучший друг

Лауреаты Фонда Всм
НАТАЛИЯ РОГОЗИНА - http://www.proza.ru/avtor/nataly907 - ТРЕТЬЕ МЕСТО В 62-М КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
Людвиг ван Бетховен


         В предвкушении встречи,  посвященной юбилею школы,   Соня испытывала  и радостное, и тревожное волнение.  За прошедшие десять лет в жизни ее одноклассников произошло множество перемен,  каждому из них было, чем поделиться друг с другом. Но что сегодня Соня скажет Маше,  когда посмотрит  ей  в глаза?
         Конечно, Сонечка понимала, что ее подруга, наверняка,  даже и не догадывается о свершившейся  много лет назад маленькой подлости...            
         Свидетелями  низкого поступка Сони была лишь школьная тетрадь, мгновенно разорванная в клочья, да пожилая учительница русского языка, которая давно покинула этот мир, преставившись перед Господом. Но от себя то не скроешься! Давнее чувство вины грузом лежало на сердце, и что с этим делать, Сонечка не представляла…
         
         Уже перед  выходом из дома в ее голове  возникла светлая мысль: «Нужно попросить у Маши прощения». Да,  именно так она и поступит! Подойдет к подруге и признается во всем. Сможет ли Машенька простить ее, Соня не знала. Пусть будет так, как будет...
 
      
      
         …Много лет тому назад Сонечка была прилежной ученицей  шестого «А»,   гордостью класса и  любимицей преподавателей, которые не переставали ставить девочку в пример ее однокашникам.
         Соня состояла в редколлегии школьной газеты, чудесно рисовала,  пела, играла на пианино, сочиняла стихи и  имела отличную успеваемость по всем дисциплинам. Неоднократно она участвовала в районных олимпиадах по физике, химии, математике и литературе, получая за  первенство  похвальные грамоты.
         Ощущая собственную значимость, Сонечка  не ходила по земле, а летала, горделиво вскинув подбородок и задрав кверху нос.
         
         Соседкой Сони по парте была худенькая, тщедушная Маша, часто отсутствующая на уроках по болезни. В целом, Мария была  «хронической» троечницей,  не редко получая и  заслуженные «неуды» за то, что  двух слов не могла связать.   Происходило ли это  из-за ее неспособности  усваивать материал школьной программы, или девочка просто ленилась, оставалось загадкой. Но каждый раз, когда Машу вызывали к доске повторялось одно и то же:  она устремляла взгляд в потолок,  как будто там было написано что-то важное, что могло ей помочь (например, параграф из учебника по  географии),  и беззвучно шевелила губами до тех пор, пока преподаватель не вскипал:

- Ну что же ты, Маша?!  Мы внимательно слушаем тебя, отвечай!

- Я, это самое… Ну, как там его, это самое… В общем, я, это самое…, -  мычала Мария, не прекращая напряженно высматривать что-то на потолке.
 
         Как всегда, в классе  на мгновение воцарялась тишина и, спустя минуту, дети заливисто хохотали, передразнивая Машу наперебой:

 - Ты - это самое!  Хи-хи-хи! В общем и в целом, ты -  это самое! Ха-ха-ха!

- Все понятно,  Маша, садись.  Очень скверно, ты  опять не выучила урок, - говорила учительница,  нахмурив брови.

        За плохие оценки Машу строго наказывали родители. Они запрещали ей гулять во дворе, смотреть телевизор и, порой, применяли даже крайнее средство воспитания  – ремень.
        Естественно, Маша  боялась гнева отца и матери,  и старалась  избежать очередного наказания. Бедная! Ей так хотелось вместе с детворой кататься с ветерком на ледяной горке, играть  в снежки…  Да что с того? Вместо этого Маша проводила долгие часы за письменным  столом, глядя в  тетради, кишащие пометками красных чернил, и под присмотром строгой бабушки выполняла работу над ошибками, ведь конец полугодия был не за горами, а воз и ныне там…

         Учеба давалась Маше очень тяжело. Чтобы избавить себя от появления «неудов» в дневнике, Мария украдкой принялась списывать все подряд из тетрадок  соседки-отличницы. Не важно, было ли это сочинение по литературе или домашнее задание по геометрии, на стол преподавателя ложились две тетради, содержание которых  мало отличалось друг от друга.
         
         Такой поворот событий Соню не радовал. Каждый день она старательно готовила уроки, вкладывая в этот  процесс  уйму времени и сил. А хитрая, предприимчивая Маша, в очередной раз незаметно «слямзив» на перемене ее тетрадь, умудрялась  ловко переписывать все,  как под копирку. Разве это честно?  Но сколько бы Соня ни сокрушалась от подобной несправедливости, поймать за руку свою одноклассницу ей не удавалось. Затаив на Машу обиду, Соня копила раздражение.

         Однажды на уроке русского языка учительница дала детям задание написать сочинение на тему: «Портрет друга». Пользуясь случаем, Соня решила  отомстить Маше за все и откровенно выложила на бумаге  свое отношение к   подлому плагиату.
         Ее работа получилась не столько объемной, сколько содержательной. Описывая Машу, Соня не упустила возможности упомянуть, какая она глупая, ленивая и бездарная девочка,  пользующаяся  чужим трудом,  не имея собственного мнения ни по какому вопросу.
         Прозвенел звонок на перемену. Положив тетрадь на стол учителя, Сонечка отправилась домой с чувством выполненного долга.

         Следующим утром первым уроком был русский язык. Маша отсутствовала в классе, потому что заболела ангиной.

         Пожилая учительница достала из сумки пачку тетрадей и принялась ходить между партами, раздавая авторам результаты их литературного творчества, оцененного по пятибалльной системе.
         Подойдя к Соне, женщина вздохнула и протянула девочке  тетрадь  с  неизменной отметкой «отлично». Задумавшись о чем-то, преподаватель на мгновение застыла в нерешительности  и, взглянув на Соню поверх очков, спросила:

 - Твоя соседка заболела, не могла бы ты сегодня навестить Машу  и  передать ей ее сочинение?

         Соня в растерянности закивала головой и послушно согласилась.

         После уроков София уединилась в темном закутке школьного гардероба, спрятавшись среди вешалок. С нетерпением раскрыв Машину тетрадь, она принялась читать чужое сочинение, испытав удивление, сменившееся чувством  жгучего стыда…

         Кривым, некрасивым почерком Маша нарисовала словесный портрет лучшего друга так, как умела, используя незамысловатые фразы. Она писала про Соню с  теплом и восхищением, не оставляя и тени сомнения в искренности своих чувств:

         «Мой лучший друг – моя соседка по парте София.
Я хочу стать такой, как Соня, но у меня пока не слишком получается.  Мне нужно еще много работать над собой и подтянуть успеваемость, потому что плохими оценками я расстраиваю своих близких. Бабушка все время пьет валидол, когда открывает мой дневник. А что я могу с этим поделать? Сколько бы я ни старалась, все остается по-прежнему. Я слишком глупая и бестолковая,  мне очень стыдно за это.
Я горжусь и очень дорожу дружбой с Сонечкой, потому что она  -  добрая, честная, умная  и самая лучшая девочка на земле».

         Укрывшись от посторонних глаз, Соня  долго  рыдала в раздевалке, уткнувшись мокрым носом в чье-то пальто. Как же ей было плохо! Она ощущала себя  гадкой и  испорченной...
 
        Наревевшись вдоволь, Соня достала из портфеля свое сочинение и разорвала тетрадь,  разметав обрывки бумаги по полу.

        Ее сознание перевернулось с ног на голову...  Неожиданно для себя она сделала тогда важное открытие: от природы у людей могут быть разные способности,   кто-то отлично рисует или красиво поет, кто-то вышивает гладью или быстрее всех пробегает  «стометровку»,  кто-то сочиняет стихи, играет на скрипке  или  пишет прекрасную музыку…  Но лишь немногим дается свыше другой, более ценный   дар  -  доброе сердце.