Смертельный промысел

Герман Андреевич Ануфриев
              .

С первых дней начала Отечественной войны все корабли Мурманского Тралового флота были отозваны с моря. Началось переоборудование и вооружение траулеров. Бывшие РТ становились сторожевыми кораблями и военными тральщиками. На них устанавливались пушки, зенитные пулемёты, учреждались боевые посты.

 На всех были подняты военно-морские флаги. Краснофлотцы приняли присягу, и бывшие траулеры, ставшие кораблями ВМФ, один за другим стали уходить к месту назначения. Начались боевые будни: походы, конвои, траления, патрульная служба. Вместо привычных промысловых названий у бывших траулеров появились новые имена: «Гром», «Муссон», «Бриз», «Пассат», «Туман», «СКР», «ТЩ» и другие.

 Многие экипажи этих кораблей отличились в первые месяцы войны. Легендарными стали сторожевые корабли «Туман», «Пассат», вступившие в неравный бой с эсминцами противника. Всплывшую немецкую подводную лодку обстрелял и таранил СКР "Бриз".

 Время шло, стало ясно, что война затягивается и надо быть готовым ко многим испытаниям. Кому положено воевать – воевали, остальным предстояло трудиться для фронта. Ветераны Тралового флота капитаны И.Н. Демидов, О.Е. Кононов, Г.С. Форощук, В.Н.Буряк предложили, несмотря на войну, выходить на промысел, а что касается опасности, которой будут подвергаться суда и экипаж, о ней думать нечего – на то она и война.

 Рыбу надо ловить во что бы ни стало. Завоз продовольствия в Мурманск был трудным и в мирное время, а в войну ещё больше усложнился, железную дорогу беспрерывно бомбили немцы.  Поздней осенью 1941 года четыре промысловых корабля вышли в свой первый промысловый рейс.

 Работали в полной темноте. Полярная ночь и плохая видимость были единственными союзницами рыбаков от атак авиации и подводных лодок противника. Разумеется, промысел в полной темноте на палубе осложнял работу экипажа, приходилось приспосабливаться, и  несмотря на все препятствия, трюма заполнялись рыбой.

 При возвращении в порт избежать встречи с врагом не удалось. Траулер «Сельдь» погиб под бомбами вражеских самолётов вместе с экипажем. На берегу было не легче, немцы бомбили рыбный порт почти непрерывно. Два траулера – «Сёмга» и «Водник» - погибли у причала порта.

  Не секрет, что в начале войны наши безоружные траулеры промышляли только на свой страх и риск, не имея никакой защиты. Это была своего рода русская рулетка. В тот период наша радиоразведка засекла разговор командиров двух немецких подводных лодок.

 Один командир подводной лодки говорил другому: «Ты идёшь к Новой Земле, когда будешь возвращаться и если останутся торпеды, зайди погоняй рыбаков у Канина Носа». А второй отвечает: «Это дело опасное. Трудно представить, чтобы так смело могли работать обыкновенные рыболовные траулеры. Скорей всего, большевики устроили здесь приманку, ловушку для нас».

  Увы, как они были далеки от истины! Траулером  «Енисей» командовал капитан Витольд Михайлович Маевский. Промысел заканчивался, на море полный штиль, неожиданно что-то тяжёлое плюхнулось о правый борт. Маевский дал команду проверить, что случилось. Вахтенный не успел выяснить, как раздался оглушительный взрыв.

 Траулер, как скорлупка, раскололся на две части: носовая ушла под воду, кормовая с людьми ещё некоторое время держалась на плаву. Спустили шлюпки, на первую посадили раненых и женщин. Капитан последним покинул медленно погружающееся судно. Неожиданно из воды показалась рубка вражеской субмарины, её экипаж ограничился фотографированием обречённого судна.

 Шли на вёслах, до берега оставалось около двадцати миль. Высадились на мыс Чёрный, резко похолодало,  обогрелись у костра, соорудили из вёсел носилки для раненых и тронулись к становищу Варзино. Обессиленные, с трудом дошли до становища.

 Капитану удалось дозвониться до райцентра, экипаж обогрели, накормили. Вскоре из Мурманска за ними прибыл мотобот. Так капитан «Енисея» В.М.Маевский прибыл в порт Мурманск налегке: не только без груза рыбы, но и без «Енисея».


Старейший капитан Тралового флота Осип Егорович Кононов с началом войны поспешил в отдел кадров флота. Он настоятельно просил вернуть его на траулер, но получил отказ. Кононов обратился к Наркому, ему он был известен, как один из лучших промысловиков. Из Наркомата ответили: дать Кононову разрешение, и Осип Егорович поднялся на капитанский мостик траулера «Пеликан».


- Разве мог я в такое время лежать на печи, вести себя, как баржа на обсушке? На мостике я чувствую себя куда лучше, чем на берегу: сердце не болит, радикулит не мучает, особенно когда приходишь в порт с полным грузом, - рассказывал он своим друзьям.


Под его руководством, в кромешной темноте, при колючем, обжигающем ветре работали рыбаки, разделывая рыбу на ощупь. Капитан научил действовать в этих условиях не только коренных рыбаков, но и зелёных подростков, женщин, заменивших на судне отцов, мужей и братьев.

 Никто в экипаже не подозревал, какой ценой доставалась капитану его выдержка. Многими часами он стоял на мостике, проводя судно через опасные зоны, где с минуту на минуту можно было ждать нападение противника.

 Более года на своём траулере Осип Егорович Кононов отлично справлялся с порученным ему делом: приходил каждый рейс с богатым уловом. Но в одном из них траулер вернулся с приспущенным флагом. Старый капитан умер на капитанском мостике.

Траулером «Коминтерн» командовал капитан Григорий Ефимович Дубаков.  Очередное утро было очень удачливым, рыба, казалось, сама лезла в трал. Неожиданно «Коминтерн» был атакован фашистскими самолётами. Капитан маневрировал при каждом новом заходе «Юнкерсов», но полностью уклониться от бомб не удалось.

 Угодив в судно, бомба пробила палубу и застряла в бортовой обшивке корпуса. Умеющих её обезвредить в экипаже не нашлось и капитан, несмотря на постоянную угрозу взрыва, решил продолжать промысел.

 В порту не сразу поняли почему «Коминтерн» держится на внешнем рейде, не швартуется к причалу. Только после того, как с тральщика просигналили: Минёра! Скорее минёра! – поняли, что судну грозит опасность. Всякое в те дни бывало, но чтобы траулер доставил в порт целёхонькую немецкую бомбу, такое случилось впервые.

 Действовали оперативно, сначала высадили на берег экипаж. Прибывшие на траулер минёры установили, что бомба замедленного действия, времени её обезвредить хватило. После этого капитан Г.Е.Дубаков совершил ещё несколько рейсов и из последнего, к сожалению, не вернулся. Погиб вместе с экипажем.


С началом 1942 года один за другим погибло ещё несколько траулеров, однако на судах флота уже накапливался боевой опыт, траулеры вооружили полуавтоматическими пушками и зенитными пулемётами. Отдел боевой подготовки флота организовал обучение всех рыбаков военным профессиям.

 Капитан траулера «Ёрш» В.Н.Буряк описывает один из военных эпизодов рейса: «Трал  находился за бортом, вахта занималась уборкой рыбы, часть команды отдыхала. В это время мы услышали гул приближающего самолёта. Экипаж по боевой тревоге быстро занял свои посты, приготовились к отражению атаки.

 Мы открыли огонь, как только показался вражеский самолёт, перешедший в пикирование. Маневрировать было трудно, так как за кормой у нас находился трал. Сброшенные бомбы упали в 30-40 метрах от траулера. Убедившись в безрезультатности бомбовой атаки, немецкий лётчик стал обстреливать нас из пулемёта».


В феврале 1943 года на траулер «Палтус» налетели два вражеских самолёта. Капитан Г.С.Форощук рассказывал: «В 15-30 шли с тралом, когда самолёты сбросили бомбы, упавшие в шести метрах по носу. В 16-40 налетели 4 вражеских самолёта, сбросили семь бомб, упавших в 3-5 метрах от корабля. По самолётам вёлся интенсивный огонь из пулемётов, после чего они ушли».


01 августа 1943 года траулер «Ким» подвёргся налёту двух самолётов «Юнкерс». Экипаж корабля встретил врагов огнём из орудий и пулемётов. Воздушная атака была отбита.

Одной из постоянных трудностей военного времени был недостаток людей. На судах работали по 30-35 человек вместо 40, работать приходилось на две вахты, тяжело было всем: и капитану, и тралмейстеру, и матросам. Но особенно доставалось кочегарам: чтобы на плохом угле держать пар, они по 12-16 часов не отходили от котла.

 Заканчивался победоносный сорок четвёртый год. Фашистов изгнали из Советского Заполярья, наши войска освободили Северную Норвегию. Именно в это время пропадает без вести траулер «Сом» под командованием знаменитого, опытнейшего капитана Константина Прокофьевича Хохлина.

 Только через 22года стали известны обстоятельства гибели судна, торпедированного вражеской подводной лодкой. Из 34 членов экипажа остался в живых один – матрос В.А.Дрёмов,  его подобрала немецкая субмарина.

Всего за годы войны не вернулись в порт 22 траулера,  «Сом» был последней потерей. В Советском Союзе не было ни одного производственного предприятия, которое подобно Мурманскому Траловому флоту, работало бы в течение всех четырёх военных лет непосредственно на театре военных действий.

 Подымая трал с уловом на борт, разделывая рыбу, члены экипажа зорко следили за воздухом и морем, чтобы в любой момент встать к скорострельной пушке или к зенитному пулемёту для отражения атаки. История не знала других примеров такого сочетания производственной и боевой работы, которую показали моряки Мурманского Тралового флота. Всем погибшим рыбакам был сооружён памятник, но, к глубокому сожалению, только через 30 лет после  дня Победы над врагом.(см.снимок)
Памятник установлен перед зданием Управления Тралового флота (бывшее ДМО). Ночью
стелла освещена изнутри, через каждые четыре часа слышатся склянки судового колокола, крик чаек и мелодия песни "Прощайте скалистые горы".