Нолик и Кружок. Глава 17. Город Числоград

Еремеева Валентина Владимировна
Предыдущая глава:http://www.proza.ru/2015/11/23/1676

–Смотрите, смотрите! Это же Числоград! – восклицает Нолик, когда впереди появляются первые строения нового города.
–Ты уверен? – спрашивает Кружок, а Дружок радостно повизгивает.
–Конечно, он же находится совсем рядом с моим родным Цифроградом. Я там сто раз бывал с родителями.
–Ин-тере-сно,– произносит Кружок, растягивая слово, точно песенку поёт.
–Что тебя смущает? – недоумевает Нолик.
–Не знаю, но чувствую подвох.

Дружок навостряет уши, останавливается. Друзья  доверяют собачьему чутью, поэтому сходят с дороги и прячутся за близлежащие кусты.
На ясном небе появляется чёрная туча. Она обретает глаза, которые зорко окидывают окрестности. Не найдя ничего примечательного, туча скрывается за ближайшими зданиями.

 Дружок звонко лает, возвещая об исчезновении опасности.
 Друзья гладят щенка, приговаривая:
–Умница! Настоящая ищейка.
–Что делать будем? – Кружок оглядывает дорогу. – Вроде бы всё спокойно.
–У меня здесь живёт товарищ, мы в садик вместе ходили. Его дом недалеко.
–Ему можно доверять?
–Отец его работает счетоводом.
–Кем-кем?
–Ну, он складывает и вычитает числа.
–А зачем?
–Как зачем? – удивляется Нолик, раскрыв широко глаза.– Ты не знаешь, зачем нужно считать?
–Ну…это…
–Ладно, я тебе всё потом расскажу, – Нолик берёт приунывшего товарища за руку и ведёт к переулку.

Здесь в тени деревьев прячутся маленькие домики с садиками. Возле одного он останавливается, осторожно открывает калитку. Раздаётся мелодичный звон. Из домика появляется мальчик маленького роста в красной шапочке. Он радостно кричит, увидев друзей:
–Нолик! Как я рад тебя видеть! Ты куда пропал? Твои родители звонили моим, искали тебя.
 Нолик тоже улыбается:
–Привет, Слож! У нас проблемы, тише говори, пожалуйста!
–Что? – малыш широко раскрывает глаза.

Нолик хватает его другой рукой и решительно направляется в дом, Дружок скрывается за деревьями садика.
Только закрыв дверь, Нолик переводит дух, садится на скамеечку в комнате товарища и рассказывает часть истории, не забыв представить Кружка как своего лучшего друга.
–Ничего себе–приключение! – восторженно произносит Слож, но тут же замолкает, поёживаясь под испуганными взглядами гостей.
–Злометрики такие страшные?
–Ой! Надо срочно сообщить о магистре Биме, ему нужна помощь.
–Сейчас позвоню отцу, – Слож выбегает из комнаты и возвращается через несколько минут.
–Всё в порядке! Отец и его друг счетовод Тим уже в курсе событий. Вас просили посидеть здесь, пока всё не успокоится.

Друзья молчат,  тревога не покидает их. Кружок начинает метаться по комнате, Нолик пересаживается с кресла на диван и обратно.
–А давайте поиграем, – предлагает хозяин.
–Во что?– Кружок останавливается у стола, где сидит Слож.
–Я люблю числа складывать, не зря меня так назвали. Вот смотрите,– он показывает коробочку,– здесь числа, которые я сам сделал.
–Покажи,– Нолик тут же устремляется к столу, усаживаясь на стул.
Слож высыпает из коробочки карточки, на которых картинки и знаки.
–А зачем ты рядом с цифрами нарисовал картинки?
–Мой брат Выч очень мал, никак не может запомнить числа и цифры, вот я и сделал для него эту игру.
–А как играть в неё?
–По-разному можно, например, игра «Составь число», знаешь?
–Конечно, мы же в садике играли.
–Самое маленькое однозначное число–один, обозначается цифрой единицей, – начинает хозяин, показывая нужную карточку.
–Самое большое однозначное число–девять, обозначается цифрой девяткой, – отвечает гость, выбирая из коробочки нужную картинку.– Все знают однозначные числа, они же состоят из одной цифры, чего здесь трудного. Давай составлять числа двузначные?
–Я самое маленькое составлю – это десять, – Слож соединяет карточки, с цифрами, единицу поставив слева, а ноль–справа.
–А я – самое большое двузначное число. Это девяносто девять, –Нолик поставил две карточки с цифрой девять.
–А я знаю число, предшествующее числу девяносто девять –это девяносто восемь, потому что оно стоит перед самым большим двузначным числом, –Слож горделиво сверкает глазами.

 Кружок бочком приближается к столу, встав со стороны Нолика, и наблюдает за игрой молча и с восхищением. Он про себя ведёт счёт в игре – один: один, два: два, три: ...
Малыш из страны Геометрии волнуется: неужели приятель проигрывает, не зная ответа?
–А число, следующее за числом девяносто девять–сто! –восклицает Нолик, вскочив со стула. –И не возражай, я точно знаю, потому что следующее число на один больше предыдущего, оно следует за ним по пятам.
–Да я не против, – говорит Слож, – но ведь это трёхзначное число, в нём же три цифры.
–Знаю, знаю, – машет руками Нолик, – число сто записывается единицей и двумя нулями. Ты выиграл. Просто я вспомнил, как однажды мне сказали, что ноль–это ничто, он не нужен никому. Вот и…
–Что ты, что ты! – успокаивает его Слож. –Без нуля нельзя записать круглые числа. А как без них?
–Я–то знаю.
–Кто же этого не знает? Разве несмышлёныши или глупыши. Чего на них обижаться?!
–Теперь-то я понимаю это, а тогда так разобиделся – из дома сбежал.
–Да ты что! – восклицает хозяин. – Вот почему тебя искали.
–Глупый был.
–Ладно, думаю, ты всё понял. Вы ничего не слышите? Скребётся как будто кто-то.
–Ой, да это наш щенок, наверное, – Кружок бежит к двери, дёргает за ручку, но она закрыта на замок.

 Он выразительно смотрит на Слож, а тот поясняет:
–Сами же сказали, что прячетесь от злометриков, вот я и закрылся.
–Так открой!
–Не могу.
–Почему?
–Отец сделал хитрый ключ.
–Какой? – это спрашивает уже Нолик, поспешивший присоединиться к приятелям.
–Замок с компьютерным управлением, сам задаёт вопросы. Ответишь – выпустит, не ответишь… Короче, так он проверяет наши знания с братом, ведь дома он редко бывает.
–Ну и родитель у тебя! – возмущается Кружок.
–Нормальный отец! – заступается Слож – Он нас никогда не ругает.
Нолик хмурится, поглядывая на Кружка укоризненно.
–Какие вопросы, скажи?
–Математические, конечно.
–Ого!– Кружок отодвигается от двери, прячется за Нолика. Тот решительно поворачивается к Сложу:
–Я, конечно, ещё много не знаю, но буду стараться.
 
Хозяин нажимает неприметную кнопку на ручке, раздаётся металлический голос:
–Как называются числа при сложении?
–Первое слагаемое, второе слагаемое, ответ– сумма, – произносит Нолик уверенно.
–Как приятно, что ты знаешь про сложение, ведь я готовлюсь стать счетоводом как папа. Буду большие числа складывать, не зря моё полное имя – Сложение.
–Ой! – раздаётся тоненький голосок. – Вы играете в отгадалки? Уже ответили на первый вопрос, вижу: горит зелёный цвет, значит ответ верный. Ура!

Разом повернувшись, малыши видят кроху-мальчика. Он очень похож на Сложа, только шапочка на нём  не красного цвета, а синего.
–Познакомьтесь, мой брат–Выч.
–Моё полное имя Вычитание, я буду скоро вычитать самые большие числа, как папа.
–Скоро? – ухмыляется старший брат, но малыш не реагирует на подколки, продолжая:
–Можно, я теперь нажму кнопку? – поворачивается он к старшему брату?
–Давай! – разрешает тот.

Выч подпрыгивает, еле дотянувшись до ручки
–Как найти неизвестное слагаемое? – произносит тот же голос робота.
–Ничего себе вопросики! – ахает Нолик.
–Неизвестное слагаемое находится вычитанием, – важно произносит Слож, а его брат добавляет:
–Для того, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
На двери загорается зелёная кнопка, означающая, что вопрос принят.
–Можно, я нажму? – Нолик смотрит на хозяев и нажимает кнопку, получив утвердительный ответ
–Как называются числа при вычитании? –звучит вопрос.
Нолик смотрит на младшего брата, тот утвердительно кивает, соглашаясь, что действие близко ему.
–Когда из числа берут сколько-то (вычитают), то число становится маленьким, значит уменьшается. Точно – это будет уменьшаемое. А то число, что отнимают – вычитаемое. Только не знаю, как называется ответ.
–А ответ – разница двух чисел, по-другому называется разность, – добавляет Выч.
–Спасибо! – Нолик смотрит на младшего товарища с уважением и признательностью.
–Итак, числа при вычитании называются: уменьшаемое, вычитаемое, разность,–произносит Нолик, чеканя каждое слово.

Загорается зелёная кнопка в третий раз, дверь медленно открывается, но становится видна прозрачная решётка во весь проём входа.
–Что это? – в два голоса восклицают гости.
–Ого! – произносит Слож, переглядываясь с братом. –Всё серьёзнее, чем я думал.
Видя недоумение на лице товарищей, поясняет:
–Эта решётка появляется тогда, когда нам грозит смертельная опасность.
–Что случилось? – спрашивает Выч.–Я что-то пропустил? Кому грозит опасность?

Слож не отвечает на вопросы брата, направляясь в закрытую комнату, все осторожно следуют за ним.
–Это кабинет отца, – поясняет старший будущий счетовод. –Здесь находится аппаратура.
–Папа не разрешает даже приближаться к этой двери. А ты что задумал? –кричит младший.
Слож молча нажимает несколько цифр на кодовом замке–появляется необычный глаз. Он испускает луч, который пробегает по фигурам малышей, сканируя их, задерживается на Кружке и Нолике. Через несколько минут дверь открывается.

 Ребята медленно входят в комнату, заставленную столами и большими шкафами с разными предметами. Слож быстро подходит к центральному столу, включает компьютер.
–Располагайтесь, сейчас включатся камеры, узнаем, что происходит в городе.
Малыши быстро рассаживаются лицом к экрану, занимающему одну из стен.
На экране мелькают улицы города, которые в это время суток должны быть многолюдными, но совершенно пусты. Уже одно это вызывает много вопросов.

Показывается высокое сооружение, составленное из больших блоков.
–Наша городская крепость, – поясняет Слож.
–Смотрите, смотрите! – кричит Выч.– Кто это?
Он привстаёт, стараясь вглядеться на экран, где мелькают фигуры в чёрном одеянии.
–Это же злометрики!– ахает Нолик.–Сколько их здесь собралось!
–А там что-то катится, – Кружок встаёт на стул, разглядывая неизвестный предмет.
–Это пушка!– сообщает зловещим шепотом Слож.
–Игрушечная? – подпрыгивает Выч.
–Тебе бы всё играть! – упрекает брата Слож. – Настоящая, конечно.
–Настоящая? – переспрашивает Нолик.
–Они не играть с нами пришли, – горестно выдыхает Кружок.
–Злометрики что-то кричат и машут руками, – произносит Выч.
–Сейчас включу звук, – Слож щёлкает клавишами.

Среди зловещей тишины раздаются крики:
–Верните книгу! Мальчишек отдайте, иначе разбомбим весь ваш город!
–Это вас что ли они требуют выдать? – догадывается Выч. – Они думают, что вы находитесь в крепости!
–Ой, что будет? – вздыхает Нолик.
–Всё разбомбят эти злыдни! – восклицает Кружок.
–Нет, не бойтесь, взрослые что-нибудь придумают, – заверяет Слож.
–Хорошо бы! – шепчет Нолик.

 В это время действие на экране разворачивается: злометрики, не дождавшись ответа на свои заявления, заряжают пушку.
Неожиданно появляются цифры. Они выстраиваются по порядку, образуя ряды чисел. Сначала однозначные числа: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9, затем двузначные: 10,11,12,13,14,15…, потом трёхзначные. Числа одним прыжком оказываются на стенах башни и замирают, гордо выпятив грудь.

Раздаётся первый выстрел, затем заряды летят чёрными сгустками без остановок. Но не один из них не разрывается, они отскакивают от стен и летят рикошетом в обратную сторону.
Злометрики прекращают стрелять. Они собираются возле своего предводителя, в котором Кружок и Нолик узнают колдуна Злука.
Колдун сбрасывает капюшон, поворачивается  лицом к стене крепости, начинает произносить заклинание.

Тут на стенах появляются защитники.
–Ой, это папа с дядей Тимом, – выкрикивает Выч.
–И магистр Бом! –радуется Слож.
Тот, кого назвали магистр Бом очень напоминает другого человека, оставленного раненым в городе Относитикусе.
–Как он похож на магистра Бима, –произносит Нолик.
–Так они же братья, –поясняет Слож. –Ой, смотрите, смотрите…

Друзья вздрагивают от крика Выча. Пока они отвлекаются, глядя друг на друга, у крепости  что-то меняется.
–Уходите! –говорит магистр Бом. –Мы не отдадим вам детей. А книга не ваша, её похитили из нашей библиотеки. Так что вам нечего здесь делать.
–Вы пожалеете! – выкрикивает Злук, вскидывая руки вверх.
 
От них к стенам направляется чёрный дым. Все защитники превращаются в каменные изваяния. Фигуры людей становятся статуями, а цифры вдавливаются в камень.


 Следующая глава:http://www.proza.ru/2015/12/18/1575