Карельские были. Лось. Раздражен и очень опасен

Станислав Храмцов
Грузовик небыстро двигался по лесной дороге. В его кузове, обтянутом тентом и оборудованном скамьями, сидели люди. Это были лесорубы, которых машина везла на работу из лесного поселка на «верхний» склад. Этот путь машина проделывала два раза каждый день. Водитель, Вяйно Петрович, знал каждый поворот и каждый ухаб на этой дороге как свои пять пальцев. А ухабов было немало, ведь это была не просто лесная, а лесовозная дорога, а такие дороги, как правило, бывают изрядно разбиты огромными колесами лесовозов.

  В то раннее утро в начале осени все шло как обычно. Погода была сухая, дорога была неплохая. Солнце еще не поднялось над деревьями, его пробивающиеся сквозь кроны лучи придавали лесу  таинственность и сказочность. В низких местах белой ватой расстилался туман.

  На пассажирском сиденьи рядом с водителем сидел машинист харвестера Сергей. С водителем, Вяйно Петровичем, они были добрыми приятелями, несмотря на разницу в возрасте - Вяйно Петровичу было уже за пятьдесят, а Сергей недавно разменял четвертый десяток. Объединяла их общая страсть – рыбалка. Они могли сколько угодно говорить на эту тему, и, нередко, вместе выбирались в выходные отдохнуть с удочкой в руках. По традиции местных рыбаков, на рыбалку они ездили далеко, иногда больше, чем за сто километров от дома. Забирались даже на озера и реки соседних областей. Вело ли их туда убеждение, что в дальних местах больше рыбы? В какой-то степени, наверно. Но больше такие поездки можно расценивать как путешествие и источник приключений. Подтверждает это предположение и то, что в наших краях нередко можно встретить рыбаков как раз из тех мест, куда едут наши.

  Вяйно Петрович аккуратно вел машину. Они с Сергеем неторопливо обсуждали перипетии недавней рыбалки. До места назначения оставалось уже немного, когда спокойное течение поездки прекратилось. Проехав очередной поворот Вяйно Петрович был вынужден остановить машину. На их пути посреди дороги стоял лось. Двухметровый самец стоял, наклонив немного голову, и смотрел на остановившуюся в пяти-шести метрах от него машину.
 
  Вяйно Петрович посигналил. Лось не двинулся с места, только шевельнул головой. Повторные сигналы также не достигли желаемого эффекта – лось по-прежнему стоял как вкопаный.

  - Петрович, давай подъедем ближе, может, тогда испугается и уйдет! – посоветовал Сергей.

 - Давай! – согласился Вяйно Петрович.

  Машина стала медленно приближаться к упрямому животному, непрерывно издавая гудки сигнала. Лось только слегка мотал головой - звуки раздражали его. Постепенно машина подъехала почти вплотную. Между ней и лосем осталось меньше метра. А учитывая то, что машина была «безносая», между людьми и лесным великаном был тот же метр.

  Но игра в «гляделки» закончилась быстро. Лось, наконец-то, отреагировал на наглый наезд неизвестного зверя с большими светящимися глазами. Он встал на дыбы и на обратном движении ударил передними копытами по лобовому стеклу грузовика. Удовлетворившись содеянным, лось развернулся и спокойно скрылся в лесу.

  На счастье находившихся в кабине стекло оказалось прочным и только лопнуло в местах удара копытами, от которых разбежались лучики трещин. Мужчин только осыпало чуть-чуть мелкими осколками стекла.

  Вяйно Петрович выключил мотор и некоторое время они с Сергеем сидели молча, ошарашенные случившимся.

  Тем временем лесорубы, сидевшие в кузове, выбрались наружу, чтобы узнать что случилось. Они не видели происходившего противостояния и лишь недоумевали, почему их поездка затормозилась.

  Слегка бледные обитатели кабины тоже спустились на землю. Они «в красках» рассказали как машина «бодалась» с лосем. Лесорубы осмотрели повреждения, поудивлялись.

  Поперешучивались: «Не хотел нас пускать, хотел, наверно, чтобы мы сегодня отдохнули.» «Ага, не хотел, чтобы мы вырубали лес в его владениях» «Да нет, лось стоял себе спокойно, отдыхал, а тут вдруг чудище глазастое стало надвигаться. Вот и обиделся, да дал копытами по глазищам!» «Подумал - соперник, решил проверить копытами!»

  Но нужно было ехать дальше; все погрузились на свои места, и машина поехала дальше.

  Вот и сторожка перед въездом на склад. Обычно, когда машина с лесорубами подъезжала, сторож , Владимир Михайлович – бодрый мужичок пенсионного возраста, выходил из сторожки навстречу. Но в этот раз сторожа не было видно. Не оказалось его ни в сторожке, ни где-то поблизости.  Лесорубы забеспокоились.

  - Михалыч! Михалыч! – пошли по территории, окликая сторожа.
 - Тут я, тут! – отозвался Михалыч из-под эстакады. – Лось меня сюда загнал!

  Выбравшись, он рассказал, что когда рано утром он делал обход, вдруг появился лось. Сторож попытался прогнать его, но лось не ушел, а погнался за ним и загнал его под эстакаду. Владимир Михайлович слышал, что лось какое-то время стоял поблизости, поджидая его. Потом он слышал, что лось ушел, но выбраться не рискнул. Так и дождался приезда работников под эстакадой.

  Что заставило лося так себя вести – неизвестно. Обычно дикие животные прячутся при приближении техники. Но в эту пору у лосей гон и они бывают бесстрашными и агрессивными; скорее всего, этим объясняется поведение нашего лося на дороге.
 
  А может быть в шутке одного из лесорубов доля истины равна единице – вырубка леса согнала лося с его извечных мест обитания, и это сильно раздражило его и заставило вести себя агрессивно.

  Мы гордимся нашими достижениями в технике. И у лесорубов есть машины, способные буквально за считанные минуты спилить дерево и очистить его от веток, превратив его в бревно. Можно представить сколько деревьев может спилить такая машина за день, какую площадь леса превратить в вырубки. И таких машин в лесу множество.

  Современная жизнь устроена так, что без промышленной вырубки лесов пока не обойтись, но хотелось бы, чтобы люди быстрее научились обходиться малым, и стали бы не отбирать у диких животных их среду обитания, а, наоборот, стали бы постепенно возвращать взятое ранее. Добровольно. Ведь на самом деле животные никак не могут защитить свои леса, а только безмолвно исчезают.

  Впрочем, вырубив все леса, можем исчезнуть и мы сами...