Кто главный виновник гибели А. С. Пушкина?

Пётр Басков
                Человек сам – творец своей судьбы

1. Особенности психики Пушкина
     Любая, даже самая, казалось бы, незначительная болезнь сказывается на психике человека и продуктах его умственного труда. Вот почему иногда информация о здоровье поэта или писателя даёт нам возможность глубже понять его творения и даже его судьбу.
Наследственность поэта
В родословной Пушкина был, с одной стороны, целый ряд душевнобольных и резко патологических типов, с другой – лица творчески одаренные [1]. Прадед поэта по отцу, Александр Петрович Пушкин, умер весьма молодым, в припадке сумасшествия зарезав свою жену, находившуюся в родах.
От отца своего поэт унаследовал, с одной стороны, поэтический талант, с другой – много психопатических черт. Дядя поэта, Василий Львович пользовался славой хорошего стихотворца. Был известен своими стихами и младший брат поэта – Лев Сергеевич Пушкин, отличавшийся и своими „странностями" и чудачествами.
Мать поэта происходила из рода Ганнибалов, родоначальником которого был известный Абрам Петрович Ганнибал –  африканский негр, подаренный Петру Великому турецким султаном. Как у родоначальника, так и у всех потомков Ганнибала мы можем отметить резко выраженные психопатические черты характера: Абрам Петрович был очень сварлив и неуживчив и постоянно ссорился со своими сослуживцами; будучи необузданно ревнив, он отличался в семейной жизни своеволием и скупостью. Сын его Петр был алкоголиком, другой сын (Осип), умер от “невоздержанной жизни".
Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал и отец поэта были в родстве. Надежда Осиповна была женщиной вспыльчивой, эксцентричной, взбалмошной и рассеянной до крайности.
Пушкин до женитьбы (1830 г.)
     В психические свойства человека входят: темперамент, характер, способность личности. Все цитаты этого пункта взяты из [1].
«Самым характерным и ярким, что в его личности бросается в глаза, даже и не специалистам, так это – резкая неустойчивость его психики, имеющая ярко выраженную цикличность смены настроений, далеко выходящая за пределы нормальной ритмичности настроений обыкновенных здоровых людей… Трудно было с ним сблизиться. Он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописанно хорош, когда что-либо приятно вдохновляло его. Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи". У Пушкина была маниакально-депрессивная психическая конституция.
В Лицее Пушкин поразил всех товарищей ранним развитием, раздражительностью и необузданностью. “Видишь его поглощенным не по летам в думы и чтение, и тут же он внезапно оставляет занятия, входит в какой-то припадок бешенства из-за каких-то пустяков: из-за того, что другой перебежал его или одним ударом уронил все кегли”, – рассказывал в своих воспоминаниях Пущин.
С 1817 по 1820 год Пушкин живёт и работает  в Петербурге. Барон Корф вспоминает: “Пушкин был вспыльчив до бешенства, вечно рассеянный, погруженный в мечтания, с необузданными страстями.  Характерная черта души поэта – полная неуравновешенность, готовность отдаться впечатлениям, способность глубоко, но мимолетно их переживать”. Он предается вихрю развлечений и разврата; дни и ночи он проводит в оргиях и вакханалиях, предаваясь разгулу и разврату, низводивших его не раз на край могилы. О его бесконечных дуэлях, странностях и выходках говорил весь Петербург.
Те же черты необузданности, приступов возбуждения просматриваются и в период изгнания, в Кишиневе и Одессе. Бартенев так описывает его жизнь в Кишиневе: “У Пушкина отмечаются частые вспышки неудержимого гнева, которые находили на него по поводу ничтожнейших случаев в жизни". Начальник его в Кишиневе получал бесконечное число жалоб на „шалости и проказы" Пушкина; драки, дуэли и т.п. похождения служили темой постоянных толков. Биографы этот период обозначают как период сатанизма, в течение которого в психике Пушкина появился новый компонент – шизоидный.
Пушкин в период  с 1830 по 1837 гг.
     Современники поэта отмечают следующие черты его характера  [2]:
• Тщеславие и суетность, кн. П.А. Вяземский [2, с. 34]: «Несмотря на мою дружбу к нему, я не буду скрывать, что он был тщеславен и суетен». Гр. В.А. Сологуб  [2, с. 113] писал про «… его пристрастие к светской молве, к светским отличиям, толкам и условиям».
• Раздражительность, П.И. Бартенев [2, с. 140]: «Как известно, денежное расстройство держало Пушкина в том раздражительном состоянии, которое отчасти было одною из причин его гибели». Сестра поэта Ольга Сергеевна, 1836 г. [2, с. 134]: «Александр Сергеевич с трудом уже выносил последовательную беседу, не мог сидеть долго на одном месте, вздрагивал от громких звонков, падения предметов на пол… не выносил ни крика детей, ни музыки».
     Гр. Сологуб рассказывал [2, с. 195], что «В последний год жизни Пушкин решительно искал смерти». Баронесса Е.Н. Вревская утверждала, что Пушкин за три дня до дуэли признался ей в том, что он ищет смерти [2, с. 201] . Вревская напомнила ему о детях. «Ничего, – раздражённо ответил он, – император… обещал мне взять их под своё покровительство».

2. Была ли дуэль с Дантесом неизбежной
     До написания Пушкиным оскорбительного письма Геккерну ситуация была такой: 1) в соответствии с неписаными законами того времени получение пасквиля не означала потерю чести; 2) о вдохновителях и исполнителях этой гнусности никто толком ничего не знал; 3) Бенкендорф искал пасквилянтов. Поэтому Пушкину  разумно было не истязать себя ревностью, а «приструнить» Н.Н., ждать результатов розыска и с усердием творить новые шедевры.  Ну, как-то так.
     Однако для Пушкина такая идиллия была наприемлемой: «Когда друзья Пушкина , желая его успокоить, говорили ему, что не стоит так мучиться, раз он уверен в невинности своей жены, и уверенность эта разделяется всеми его друзьями и всеми порядочными людьми общества, то он им отвечал, что ему недостаточно уверенности своей собственной, своих друзей и известного кружка, что он принадлежит всей стране и желает, чтобы имя его оставалось незапятнанным везде, где его знают», из письма князя П.А. Вяземского к великому князю Михаилу Павловичу [2, с. 109].
Поэт решил дать достойный ответ предполагаемому вдохновителю пасквилянтов Геккерну старшему и убить на дуэли наглого волокитчика Дантеса. Его разговор с Д;Аршиаком после первых выстрелов на дуэли не оставляет в последнем ни малейших сомнений:
– Убил я его?   
– Нет, – ответил тот, вы его ранили.
– Странно, – сказал Пушкин, – я думал , что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет… Впрочем, всё равно. Как только мы поправимся, снова начнём [2, с. 109].

3. Мнения некоторых форумчан [3]
• Просветленный (39027). Кроме самого А. С. никто не виноват... Не надо во всем искать политику или делать из А. С. революционера.
• Искусственный (108239). Баба виновата!
• Tanya Sam. Пушкин и виноват, а кто еще?
• Эмиль Мыслитель (9490). Виновны приближенные к царю интриганы, нечестивцы. Но царь не был заказчиком...  мог стать отчим Дантеса. Та ещё гнида.
• andrey shashlov (24106). Виноват сам Пушкин, и он это знает.
• Белочка Мыслитель (9894). Думаю, его женушка Натали, крутила романы направо и налево, не выдержала душа ПОЭТА!

Заключение
     Главный виновник гибели А.С. Пушкина – он сам. В силу маниакально-депрессивной конституции своей психики, отягощённой  «тяжёлым и мстительным характером». Натали же, влюблённый и волочащийся за ней Дантес, царь, недоброжелатели света, каковых у поэта было великое множество, и прочее – всё это лишь фон и «пособники».

Источники информации
1. Патография Пушкина. http://www.psychiatry.ru/stat/162.
2. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. Гоголь в жизни. – М.: Правда, 1990. – 360 с.
3. Форум «Кто виноват в смерти Пушкина». https://otvet.mail.ru/question/14022314.
                Опубликовано 04.12.2015