Вдова фронтовика

Петр Панасейко
               
      

             Пароход, переправлявший беженцев на другой берег Волги, наскочил на мину. На дворе стоял август 1942 года. Волга  была источником повышенной опасности. Правда, не на всём её протяжении: война докатилась только до Нижнего Поволжья. Переправлялись глубокой ночью, днём и мина не понадобилась бы: для немецких самолётов перегруженный людьми пароход был отличной мишенью.
   
         Затонувший пароход унёс с собой на волжское дно многие жизни вынужденных беженцев. Однако там были и те, кто «в рубашке родился». Оказавшись в воде,  Антонина стала прощаться с жизнью: плавать она так и не научилась. Кричать перестала, страх покинул её. Луна освещала её бледное, но по-прежнему красивое лицо. Ещё  минуту и голова её скрылась бы навечно в воде. Спасение пришло неожиданно в виде широкой и длинной в два метра доски. Женщина удивилась, как вовремя доска эта к ней приплыла. Она не видела из-за плохой видимости и не знала, что доска появилась перед ней не сама по себе.
      
       … Лейтенант Буркин был послан командованием за пополнением. Грузовик, на котором они ехали с водителем,  разбомбило ещё за несколько километров до переправы. Водитель погиб, а он дальше пошёл пешком. С трудом сел на пароход. Напротив него через несколько человек стояла, как и он, девушка лет двадцати пяти необыкновенной красоты. Подойти и познакомиться с ней возможности не было. По понятной причине. Когда пароход подорвался на мине и стал тонуть, лейтенант потерял незнакомку из виду. Казалось, навсегда. Имея первый разряд по плаванию, он решил до последнего держаться на воде, и постараться найти понравившуюся ему девушку. Лунный свет на мгновение хорошо осветил лицо находящейся рядом в двух метрах  беженки. Это была она. Сзади себя он увидел спасительную доску и вместе с ней поплыл к утопающей. С трудом Буркин затащил незнакомуц на доску. Успев сказать, что её зовут Тоня, она потеряла сознание.
      
       Антонина очнулась уже на берегу от поцелуя лейтенанта. Другим способом он не мог привести её в чувства.
     - Будем знакомы, Тоня, я Павел Буркин, лейтенант,- представился спаситель.
     - Спасибо Вам, не знаю, как Вас и благодарить?
     - Вот мой адрес полевой почты. Пишите Тоня, останусь жив- поженимся. Вы мне очень понравились. Это будет Ваша мне благодарность.
     - Не могу, Паша, проси, что-нибудь другое, а замуж не могу. Я замужем.
     - Пока замужем, Тоня, кто знает, что будет после войны. Может твой муж не вернётся, а мне повезёт?
     - Всё равно, не могу. Прости меня, Паша. А за чудесное моё спасение я буду за тебя Богу молиться, что бы ты живым вернулся. Живи, Паша. А похожую на меня ты ещё встретишь. Прощай...
      
         В эвакуации за Уралом Антонина Герасимова письма от мужа Василия получала регулярно. В течение 1943 года. Потом на него пришла «похоронка». До этого дом родителей Василия они обходили стороной. Продолжал на фронте воевать его отец, братья, сестра, ставшая фронтовой медсестрой. С войны вернётся только один брат мужа Ефим. Своего же Василия Антонина продолжала ждать и до Победы, и после неё. Она не верила казённой бумаге. Верила: муж вернётся. Увы!Он так и не вернулся.
      
         Первым свататься к Антонине стал Ефим. Даже его мать стала уговаривать сноху: «Тоня, мне как матери не меньше твоего жаль погибшего сына, но его не вернёшь. А жизнь-то продолжается. Ефим с тебя «глаз не сводит». Выходи за него».
       - Не могу, никак не могу нарушить просьбу уходящего на фронт мужа, - отвечала вдова.
       - Да знаю я, Антонина, об этой просьбе. Он просил, если его убьют на этой проклятой войне, чтобы ты больше замуж не выходила, а продолжала его любить и носить его фамилию. Фамилия у тебя, конечно же, останется, Ефим тоже Герасимов. А любить? Люби Василия, а живи с Ефимом. Не век же тебе теперь «одной кукувать»?
       - Нет, не могу.
         
        К концу 1945 года Герасимова вернулась к себе на Украину. В живых застала только мать, которая отказалась в начале войны эвакуироваться из-за болезней и возраста. Отец и брат с фронта не вернулись. Устроилась на стройку: восстанавливала со всеми дома из «пепла».
       
        Красота Антонины из-за похоронки на родного человека и гибели на войне близких людей немного поблекла, но оставалась ещё очень привлекательной: ей едва исполнилось двадцать восемь.
      
        Первой её красоту заменил безрукий фронтовик, а теперь мастер на стройке Илья Дорофеев, старший на десять лет. Пока он воевал на фронте, его семья погибла в оккупации. Подробностей он так и не узнал. Говорили, правда, что семью расстреляли из-за связи с партизанами. То, что её «заметили» Герасимова поняла не сразу. Она стала догадываться только после того, как мастер стал ставить её на более лёгкие работы. Но оплата труда не уменьшилась, а в какой-то степени даже увеличилась. Спустя три месяца Дорофеев пригласил работницу к себе домой на свой День рождения. Предложил ей «руку и сердце». Сделав категорический отказ и объяснив «жениху» причину, Антонина вскоре вынуждена была уйти со стройки по уважительной причине: работа стала более тяжёлой, а заработная плата – меньшей. Пришлось перейти на восстановленную после разрухи фабрику.
      
         На новой работе к Антонине больше никто «не приставал», «руку и сердце» не предлагал. Она спокойно продолжала работать.Однако красоту её "заметил" сосед по коммунальной квартире Николай. Они были одногодки. Ему она не хотела объяснять причину очередного отказа «выйти замуж», но когда тот упрекнул её, что она не хочет выходить за инвалида войны, на которой он потерял левую ногу, пришлось объяснить.
    
        - Молодец, Антонина, я тебя поддерживаю, - ответил сосед. – Нарушить просьбу погибшего в страшной войне мужа – это грех. Живи, Антонина, и дальше за себя и за погибшего мужа. Возьми с детдома ребёнка и замени ему мать.
     Вдова прислушалась к совету фронтовика и взяла с детдома девятилетнего Захара, а затем забрала и его десятилетнюю сестру Кристину. Заменила им мать.
      Когда дети, подрастая, стали интересоваться отцом, Антонина не могла сдержать слёз. Что она могла им сказать? Она не только не знала их отца, но и их мать. Это была трагедия «детей войны».
      
        Рассматривая письма-треугольники с фронта Василия Герасимова, приёмные дети нашли в них небольшую фотографию человека в военной форме.
      - Мама, мама,  смотри это же наш папа,- закричал Захар.- Смотри, смотри, я же на него похож.
      - А я похожа на тебя, мама, - добавила Кристина.
       Антонина взяла в руки фотографию погибшего мужа. На глазах появились слёзы: они поженились накануне войны, детей своих завести не успели, решив построить сначала свой большой дом. Ни Захар на мужа, ни Кристина на неё, разумеется, похожи не были. Секрет был прост: своим благородным поступком приёмные дети решили отблагодарить свою новую «маму», а заодно и погибшего «папу».
   
     Новая мама обняла их обоих и сказала: «Да, вы наши с папой Васей дети». И расплакалась. Вошедшая в комнату бабушка Галя подтвердила слова своей дочери и добавила:
    - Я горжусь тобой, дочка, ты не предала любовь своего мужа, не вышла замуж, как он тебя и просил. Его нет сейчас рядом с тобой и больше никогда не будет. Но рядом с тобой «его» дети, живи ради них. "Внуки" обняли бабушку.
    
      Антонина жила дальше, воспитывая одна двух приёмных детей. Просьба погибшего мужа ею была выполнена.

04.12.2015 г.

Фото из Интернета