Извержение вулкана Этна

Николай Сологубовский
В Италии после двухлетнего перерыва проснулся вулкан Этна!
http://www.1tv.ru/news/world/297532
Впечатляющие снимки и видео выкладывают пользователи соцсетей. Расположенный на Сицилии город Мессина оказался покрыт слоем пепла. Ближайший к вулкану аэропорт временно закрыт.
http://www.1tv.ru/news/world/297532
И мне вспомнился «День седьмой» из книги «Не преступи черту!»

День седьмой. Вулкан

Карфаген, пригород Туниса. Новый день и новое утро. Автобусы еще не запрудили улицы,  и туристы еще не загородили чудесный вид на гору Букорнин!
«Это было в Мегаре, предместье Карфагена, в садах Гамилькара...» 
Сады находись слева. Но теперь Мегара  застроена красивыми виллами тунисских чиновников и предпринимателей, а также иностранцев. А справа  - вулкан Букорнин. Как был двадцать три века назад при карфагенянах, так и остался на месте.
Все же... когда этот вулкан проснется?
Везувий проснулся в 79 году, это я хорошо помню,  сам пережил... Что вы смеетесь? Вы побывайте столько раз, как я, среди руин Помпеи и Геркуланума в Италии, так посильнее меня переживать будете! Если бы я не стал историком, то был бы вулканологом.
Везувий – братишка Букорнина. Этна –  его сестренка. Она проснулась в 2003 году,  да такое выбросила из себя, что Карфаген и весь Тунис  спасла только роза ветров. А за тысячу километров от Сицилии,  на ливийском побережье, в городе Триполи и других городах Джамахирии  ночь наступила!
Я поднялся на Этну в декабре 2008 года, когда снимал в Италии фильм о руских моряках, которые пришли на помощь  жителям Мессины,  пострадавшим от страшного землетрясения. Трагедия разыгралась в декабре 1908 года. Среди моряков был  гардемарин Александр Манштейн, который потом женился на Зое Николаевне и стал в 1912 году папой. У него  тогда родилась Настенька, наша дорогая Бабу, Анастасия Александровна....
Этна – это заколдованное место. Жители деревушек, прилепившихся к  остывшей лаве, ни за что не хотят покидать родные места, а тот, кто поднялся на Этну, обрекает себя на возвращение к ней.
Я стоял на застывшей, хладной  этновской лаве и вдруг почувствовал  - сначала ногами, потом всем телом  - дрожь, которая  исходила от этих камней, покрытых серым мхом.  От раскаленной магмы меня отделяло всего каких-то несколько километров.  Под моими ногами, таилась Смерть, которая по трещинам тайно и неожиданно поднималась и выходила на поверхность Земли. Вокруг меня  безбрежными садами цвела Жизнь, и эти сады давали лимоны величиной с арбуз и дыни величиной с огромные тыквы!
Может, такие же лимоны видел и эту же дрожь чувствовал великий Ганнибал, который провел свое детство около Этны,  в военном лагере своего отца, карфагенского полководца Барки?
А Букорнин спит уже пять тысяч лет! Я никогда не забываю захватить с собой фотоаппарат. Особенно когда проезжаю мимо вулкана  по автостраде на Хаммамет. Вдруг проснется?

...Вот, началось! Толчки! Машину подбрасывает в воздух. Извержение!  С неба падают раскаленные камни.  Лавируя между ними,  я останавливаю свою машину. Справа и слева меня огибает лава, кроваво-зловеще вытекая из кратера!   И вдруг, глухой удар, толчок, асфальт лопается, трещина расширяется  – лава вырывается прямо из земли рядом со мной!
Яхватаю камеру и  снимаю красоту! Неописуемую!  Господи, вот повезло! Вот будут потрясающие фото!
 Вдруг женский крик, крик о помощи!
Женщина должна всегда кричать о помощи, иначе она не женщина. Эта странная мысль мелькает у меня в голове. И я прыгаю с камня на камень, подошвы горят,  серый пепел падает на мои развевающие волосы ... Ну, насчет развевающихся волос это, конечно, преувеличение, я стригусь теперь коротко!   
Так вот, пепел падает, обжигая, на мои волосы,  а девушка, подвернув ногу и упав на землю около своей машины,  протягивает ко мне свои прекрасные обнаженные руки. А на нее    медленно, неумолимо надвигается огромный  красный язык подземного дракона!
Мужчина должен всегда приходить на помощь, иначе он не мужчина. Еще одна странная мысль мелькает...
И вот она на моих руках, прекрасная шатенка, нет, брюнетка или блондинка, да нет, скорее шатенка, да, с таким серым отливом волосы… 
Хотя о чем я? Это же пепел! О, бедненькая! Скорей, прижмись ко мне посильней, чтобы я почувствовал твою упругую грудь...
Какие странные мысли приходят мужчине в голову в момент извержения!
У девушки должна быть упругая грудь! Для мужчины это очень важно, это придает ему силы… в нужный момент...
И вот я ее несу, прыгая с камня на камень...  Нет, мы летим над камнями этого ада, и я знаю, что мы останемся живыми, потому что кто же тогда расскажет и  кто покажет ужасные картины безумства Природы всем этим равнодушным посетителям фотовыставок, фотосалонов и прочих вернисажей?
Я бегу, несу девушку, крепко, еще крепче прижимая ее к себе,  и уже вижу себя  в   салоне в окружении стильно одетых женщин. И вспоминаю ту, которая так доверчиво прильнула ко мне...
Да, мы, конечно, останемся живы!
Иначе у меня не будет ТАКИХ ЯРКИХ ВОСПОМИНАНИЙ и ТАКИХ ПРЕКРАСНЫХ ФОТО!
Я уже вижу направленные на меня фотоаппараты и видеокамеры туристов остановившегося вдали на автостраде автобуса TUNISIA WELCOME SERVICE. Идиоты! Вас сейчас накроет, уезжайте поскорее. Ах, да, надо же сфотографироваться! Замедляю спуск, направляюсь к туристам, бережно прижимая девушку, немного позирую, давая возможность всем запечатлеть мой подвиг.
Согласитесь, что так редко судьба нам дает возможность стать свидетелем подвига! Туристы это прекрасно знают. Щелкают аппараты...
Я передаю девушку людям в белых халатах и забываю спросить ее имя. Силы покидают меня,  только сейчас я понимаю, что... что обожжен... ну, процентов на 90, что-то еще должно на мне остаться, - если 90 процентов очень много, исправьте сами. Я живой! Я еще двигаюсь, иначе я не смог бы дойти до своей машины. 
Отказавшись от услуг заботливых врачей и туристов, которые видели, как я вышел из ада с девушкой на руках,  -  о, оказывается, и вездесущие профессионалы-папарацци тут как тут на своих мотоциклах,   кто-то же должен сделать фотоснимки, чтобы завтра они были опубликованы на первой странице газет.
 - Вот  тебе, парень,  мой телефон, но что б фото было обязательно на первой странице, ты понял, кретино?- говорю я первому, протягивая из кармана свою визитку.
-  И тебе телефон... – говорю другому и третьему и четвертому.
Дошел до машины, снял сгоревшую обувь, хотя уже снимать нечего, телефон  разрывается, «ну, хорошо, на второй, на второй странице», достал  меня это репортер. Да, деньги оставьте у себя, да,  в редакции, я обязательно заеду... Опять телефон...
– Что?  Мельбурн? Sorry! Это который в Австралии?
– Йес!
– О’кей. Приеду, я у вас еще не был...
 Уже в Австралии знают об извержении. В каком веке мы живем!
– Йес! Я немножко говорить по ... австралийски! ОК! Ай  велкам! Sorry!
И только одна надежда теплится в оставшихся десяти процентах моего тела: лишь бы Она увидела мои фото!

Хотя Oна журналы не смотрит, но кто-то зайдет к Ней и случайно оставит гламурный журнал с  фотографией моего обугленного тела на первой обложке, и Она увидит, ужаснется,  схватит свой мобильный телефон, нажмет всего одну кнопку,  а в ответ:
– Извините, абонент выключен или в зоне недоступности...
Или что-то в этом духе....
Конечно, жерло вулкана -  зона недоступности! Где  же я еще могу быть!
Она заломит руки, потом возьмет себя в руки, потом в одну руку возьмет сигарету, в другую руку – зажигалку... и закурит!
Господи!
Она же  бросила курить!
А теперь? Как же не закурить, когда такая трагедия со мной приключилась,  и Она ничем  мне помочь не может! Только если...
Она найдет способ мне помочь…
И тут Она начинает приглядываться  к фотографии на обложке, к той девушке, которая у меня на руках, и до нее доходил, что я обгорел не один! Ой что будет!
– Стоп! Алло,  Мельбурн, Париж, Осло, Токио, Нью-Джерси! Никаких публикаций!
Я имею право на свое собственное изображение?  Имею или нет? И где ваша гребаная свобода личности или, как там, эти права человека на интимную жизнь? Господи, по-русски знаю, а как это по-английски? Забыл!
Parlez–vous francais? Droits de l`homme, merde !
Что? Без головы?  У кого? У меня нет головы? Да я жив! Ах, мое фото без головы!
Да, согласен, без головы, как римский император!
Какой?
Калигула! Нет, лучше Нерон! Который сжег Рим! Что вы говорите? Нет, нет, Рим не горит! Горит Париж? Его накрыл исландский вулкан? Как, как? Эйяякудля какая-то?

Я просыпаюсь, простыня мокрая,  за окном птички чирикают, а мой кенар Вудик им подпевает...

... Нет, Париж не должен гореть! Почему-то этот фильм я хорошо помню! Не удалось фашистам загубить прекрасный город!  Не повторил он участь страшно пострадавших Сталинграда, Киева, Дрездена, Хиросимы, Нагасаки, Харькова, Варшавы, Праги! Нашлись немцы, у которых  в голове были не только фюрер и  «Германияпревышевсего»!
И первыми в сохраненный Париж вошли танкисты генерала Леклерка, среди которых был друг моего дедушки, русский офицер, прошедший с Леклерком от Чада через Сахару до  Парижа… Вот он, на танке, не раз обгоревший, не раз обожженный, но живой! Живой!
Вот он, в белых простынях обожженный...

Я  еще под впечатлением сна. Она ничего не узнает о моем подвиге. А ведь это я Ее спасал, вынося из гибнущего мира...
Это я опустил Ее на мокрый песок, чтобы к Ее обугленным... – нет, немножко обожженным  ногам, которые   стали еще красивее, подкатывались волны...
Господи, ну почему в жерле вулкана оказалась не Она, а другая девушка!
Уж тогда бы Она мне точно сказала после двенадцатилетнего курса лечения в госпитале:
– Я жду тебя в номере!
И я знаю где. Конечно,  в Париже!
Но... ведь у меня все обгорело. Все! Неужели все? И оное  тоже?
Я в ужасе хватаюсь за оное и тут уже совсем просыпаюсь...

Вот такое утро приключилось.
Карфаген. Еще не приехали автобусы, набитые туристами. И извержение начнется только во второй половине. В Интернете сообщили, что с отметки 12 км глубины  магма поднялась на отметку 7 км.  Это касается Этны, она и во сне дышит, но тогда можно предположить, что если ее братишка Букорнин не дышит, а снизу его тоже подпирает, то он так, простите,  перднет, что  и на Чукотке сдует все яранги.
Вулкан подождет! Он взорвется, когда я буду проезжать мимо, направляясь к моему другу Николаю в Хаммамет. Сегодня у меня нет экскурсии. Сегодня у меня очередная дегустация!
Нас ждет Алэн на своем винном заводе  общества JOUR ET NUIT,  где мы с Николаем, да еще  с его новыми соседями, яхтсменом Фредериком и его очаровательной женой Франсуазой  будем дегустировать вина. И, как всегда, сидя в подвале, огромном как аэродромный ангар, заставленном никелевыми цистернами, поставленными на попа, мы будем пить по чуть-чуть, только пригубливая и закусывая маленькими кусочками терпкого сыра и пахучим белым хлебом.
И только Николай будет пить по-своему, приговаривая: «Пей до дна, казак! Пей до дна!» А потом еще  выпьет двухлитровый сосуд, куда мы сливаем остатки вина, и при этом скажет: «Да вы что? Такой коктейль выливать? Не позволю!»
Как там в фильме «Концерт»?
«  – Je vous baise … - Это говорит русский. Главный герой.
– Caractere slave… - Это говорит француженка. Главная героиня.
Прекрасный фильм!
Но когда мы перейдем в кабинет  Алэна, где нас ждет ужин,  и Алэн достанет из холодильника бутылку водки, которую привезет Николай, то тут наш казак к своему зелью не прикоснется, будет пить свое  любимое красное вино  «Старый Магон», а мы уж прикончим на четверых заиндевелую бутылку «Богородской» из далекой Москвы. И обязательно Николай расскажет какую-то новую, именно новую, историю про Карфаген,  – откуда, из каких руин  он их раскапывает! – и произнесет свой неизменный тост  про Великую Любовь царицы Элиссы!
Господи,   он так  рассказывает о Ней,  что я из его слов  создаю Ее образ, образ Элиссы, так похожий на твой!
Почему именно Она, верная своей Любви, должна была взойти на жертвенный костер?
Почему не я?

Алэн будет страшно рад. А я еще больше.  Он был одним из моих деловых партнеров, и мы, в отличие от других, кто нас обманул, друг друга не подвели.
А ведь мы с ним в дружбе не клялись! И кровей мы разных: он  - корнями швейцарец, я  -  корнями русский.Даже больше чем корнями. Потому что русский и в эмиграции остается русским! Что же нас так сблизило? Почему мы так поверили друг другу?
Наверно, и он, и я  много горького хлебнули  в своей жизни.  Вот и потянулись душа к душе, истосковавшись по добропорядочности.  Хотя наши родители  испытали гораздо больше плохого и жуткого!
Так выпьем, mon cher Alain, за  наших предков! И близких, и далеких!  Они столько прекрасных женщин спасли от когтей и зубов страшных зверей, что нам таскать не перетаскать!

(отрывок из романа Н.Сологубовского «Не преступи черту!»)