Рождественская сценка у вертепа

Любовь Фомичёва
От каравана волхвов, который устраивается на ночлег, отделился один человек. Он в красивом халате, богатом тюрбане (чалма) направляется на поиски недавно родившегося Младенца, по слухам, где-то тут недалеко. Выходит на открытую местность, где в нерешительности топчется и с интересом оглядывается другой человек. Это пастух. На нём халат попроще, голова покрыта белым платком и стянута по окружности головы чёрным (или любым другим цветом) ободком; в руках у него палка. Он тоже отделился от своих товарищей и пошёл на разведку. Они видят друг друга и невольно вступают в диалог:
Волхв: Послушай, друг, кто ты такой? (Говорит в сторону) Какого я вижу осла!
Пастух: Я пастух из ближнего села.
Волхв: Зачем ты сюда пришёл и что здесь дивного нашёл?
Пастух: Хочу чудо посмотреть. Младенца дивного узреть.
Волхв: Да разве тебе Младенец чудо!? Не лучше ль тебе убраться отсюда!
Пастух: Мне кажется, я Вам не мешаю. Я на Бога смотреть желаю! (Оглядывает волхва; поняв, что тот богат и знатен ставит ему вопрос): А Вы, почтенный, богатством и славой обличенный, зачем пришли в вертеп убогий сей?
Волхв: В нём родился второй Моисей. А я его мудрость уважаю и как Бога почитаю. Принёс Ему несметные дары
Пастух: А мы пришли с горы. Нас Те послали, что «Слава в Вышних Богу» спевали. А Вы кто такой? Позвольте вопрос Вам?
Волхв: Я принадлежу к волхвам. Я звездочёт всех звезд и комет. Занимаюсь этим весь свой век.
Пастух: Значит, Вы учёный человек!
Волхв: Жизнь свою в науках провождаю. Что было и что будет, знаю.
Пастух: Так скажи, мудрец чудесный, Кто сей Младенец Небесный?
Волхв: Он есть и будет до скончания века. Он – Спаситель человека! Его хотели видеть цари и патриархи , но до селе Его никто не видал. А ты о Нём как узнал?
 Пастух: Нам Ангел сказал.
Волхв: Как же так!? Не может быть!
Пастух: (начиная рассказ) Вчера я стадо сберегал…
Волхв: (перебивая) Смотри, чтоб не врал!
Пастух: Да что Вы, не совру. Скажу точь-в-точь, что видел в прошлую ночь. Товарищи мои пошли соснуть. Я ж глаз не мог сомкнуть. Я так боялся, чтоб волк к ягнятам не подкрался. Вдруг гром загремел. Я так и оторопел!
Волхв: Может, тебе приснилось, что небо внезапно возмутилось?
Пастух: Сначала я так думал и сам, но, возведши свой взор к небесам, узрел такой вид: прекрасный юноша летит; увидев меня, остановился. Я ему низенько поклонился. Он меня приподнял и нежную речь сказал: «Не бойся, пастушок, бери свой посошок, товарищей буди и в ВИФЛЕЕМ иди». Мы взяли по ягнёнку и в путь пошли полегоньку. Сия звезда привела нас сюда.
Волхв: Про звезду ты верно сказал. И я сию звезду видал. И ещё услышал я, как неслось к чертогу, заглушая пир, ангелов стройное пенье: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволенье»
Нежные детские голоса поют: «Слава в Вышних Богу…» 3 раза.
Пастух: (увидев пещеру) А вот и обитель смиренная сия, там Иосиф и Мария. Дева Мария с Младенцем играет, нежно Его к груди прижимает. Малыш протягивает к Ней руки. Да избавит Он людей от вечной муки!
Волхв: Так зачем же и нам ссорится с тобою!? Давай помолимся молитвою святою. Да даст Господь нам радости и света на многая лета!
Оба, обнявшись, поют: «Многая лета» 3 раза. Присутствующие громко подпевают им.