На сопках Облучья

Надежда Суркова
Мы жили в городе Облучье. Городок небольшой, расположен в низине среди сопок, поэтому в любое время года там стоит безветренная погода. Правда, в январе частенько трещат морозы за сорок градусов. Но как красиво на улице в такие дни: кусты и деревья покрыты инеем, и всюду, куда ни посмотришь, лежат снежные шапки. А весной, летом и осенью сопки поражают разнообразием красок. Природа щедро наградила эти места грибами, орехами, ягодами… Одной только земляники – рви не хочу! Поляны просто пылают от нее. А цветов – видимо-невидимо!

В то время я работала в энергоучастке художником-оформителем. В основном чертила
схемы контактных сетей. Моя дочь училась в начальных классах, муж работал
в железнодорожной поликлинике неврологом. В выходные дни мы частенько всей семьей
гуляли за городом, рвали цветы, собирали грибы, ягоды или просто любовались природой.

В один из таких погожих сентябрьских дней отправились мы с дочерью вдвоем за ши-
повником. Наш дом стоял почти на окраине города, и уже в паре сотен метров от него начинались сопки. Помимо ведра я прихватила с собой альбом и карандаш: планировала сделать несколько набросков.

Вышли мы за околицу. Красота вокруг. Чистый воздух. Птицы поют. А вот уже и первые кусты шиповника показались, да такие рясные – ягодка к ягодке, просто загляденье! Оборвали. Идем дальше. Еще шиповник. Рвем. А он еще спелее и крупнее! Одним словом, чем выше в сопку, тем богаче и богаче становились заросли шиповника. Они нас завораживали и уводили все дальше от дома. Мы уже и на сопку поднялись, и вниз спустились, и не заметили, как на другой оказались.

Вскоре на нашем пути стали встречаться белоствольные березы. Солнце сквозь их листву пробивается, так и играет на траве, цветах, грибах всеми цветами радуги. Сказка, да и только! А тут и мухоморы стали появляться. Никогда еще я не видела таких грибов: яркие, всяких размеров – от наперстка до ведра и больше. Мы только охали и ахали от радости. Идем по тропинке, восхищаемся. Какой тут шиповник, коли пошли мухоморы-великаны! Красные шляпки с белыми пятнами так и горят на солнце! Сейчас вспоминаю и не верю, что шляпки у тех мухоморов были размером с большой таз, а ножки – ладонями не обхватишь!

В те минуты я совсем не думала о последствиях нашего «сказочного» путешествия. Просто шла, рисовала, наслаждалась фантазией и богатством природы. Невозможно было остановиться: диковинные кусты, деревья, птицы – все манило вперед. Казалось, кто-то невидимый нас загипнотизировал и настойчиво звал в самую глубь леса. И неизвестно, куда бы мы забрели, если бы вдруг не послышались отчетливо чьи-то голоса. Неожиданно мы оказались на полянке, где горел костер, вокруг него сидели мужчины, по виду – подвыпившие бомжи. Они нас сразу заметили. Несколько человек встали и направились в нашу сторону. Мы же от неожиданности просто остолбенели, стоим как вкопанные. Голова все еще шла кругом от окружающей красоты, воздуха, пения птиц… До моих ушей только донеслось:

– О, бабы! Какое счастье подвалило!

Больше я уже ничего не слышала. Бросила ведро, схватила дочь за руку и, развернувшись на сто восемьдесят градусов, со всех ног кинулась прочь от этого места. Бегу, дочь за собой тяну. Мужики за нами следом побежали. Я кричу дочери:

– Быстрей!!! Быстрей!!!

А она мне:

– Не могу! Я уже не могу… В боку колет!..

Бежали мы совсем не по той тропинке, по которой пришли, а напрямую, не разбирая дороги, только вперед, подальше, скорей! Говорят, у страха глаза велики. Мне было страшно не за себя, а за дочь! Раньше я много ездила по стране. Не боясь, могла пешком проходить большие расстояния, а тут по-настоящему испугалась, особенно когда поняла, что мы окончательно заблудились. Ох, как долго мы тогда кружили по лесу, все искали дорогу обратно! Наконец вышли на более-менее ровное место – но совсем незнакомое. В какой стороне город, было не понятно. Кинулись мы вперед, да не тут-то было! Стала почва под ногами проседать. Ноги проваливаются. «Боже, куда мы попали – это же гиблые болотные места!» А впереди вообще вода блестит. Нас видно, как на ладони, и мужики кричат, свистят, улюлюкают где-то сзади. Если бы они были трезвыми, догнали бы нас в два счета!

Метались, метались мы в поисках твердого места, наконец выбрались из этой проклятой трясины. Пригибаясь, стали за кустами прятаться от преследователей. Они посвистели, покричали еще, да так и вернулись обратно. Видно, хорошо знали эти непроходимые места, не стали рисковать, тем более стало быстро темнеть. Солнце рано за сопки садится. «Что же делать? Как найти дорогу домой?!» – думала я. На помощь не позовешь, и страшно в лесу на ночь оставаться. Поднялись мы опять на сопку: я хотела с дерева посмотреть, в какой стороне город, но вдруг увидела ту же тропинку, по которой мы шли.

Бежать уже не было сил. Жутко идти по лесу, когда вокруг темно, холодно и сыро. Идем, еле ноги передвигаем. Дочь плачет. Как я себя тогда ругала за свою глупую выходку! Ну разве можно, не зная мест, идти в лес, да еще с ребенком?! Но, как говорится, что было – то было.

Только к ночи мы вернулись домой. Ни шиповника, ни картинок – ничего нам не надо
было тогда, только бы поскорее добраться до родного порога. Ох, как долго я переживала после этой «прогулки»! Больше уже не манили меня красоты облученских мест, как прежде.

Это путешествие послужило мне хорошим уроком. А ведь правильно гласит поговорка: «Не зная броду – не суйся в воду!»

Каждый раз, когда я иллюстрирую детские книжки, рисую мухоморы, всегда вспоминаю
эту «сказочную» прогулку по облученским сопкам. Конечно, можно было сослаться на молодость, неопытность… но ведь голова-то должна быть на плечах в таких случаях?

               
Иллюстрация из книги Михаила Невидимого "Мы родом из детства"
   "Лесовичок"  акварель (моя работа)
               
               
                !