День рождения киносюжет

Павел Макаров 2
Написано для проекта «Одесса, я люблю тебя».

Логлайн:

Пожилая одинокая одесситка празднует свое 70-летие одна, общаясь с родственниками и друзьями в Нью-Йорке, Израиле и Австралии по Скайпу, а также с соседкой за стеной.



Действующие лица.

ЛИДА, пожилая одесситка.
ГОЛОС СОСЕДКИ.
Голоса родственников Лиды.

Комната - с когда-то хорошим, но сейчас уже старым убранством. Из окна – вид на старый одесский дворик и очень немного – кусочек моря.

                ЛИДА (пожилая  одесситка)
                ( глядя в окно).
   Осень, опять осень, как всегда на мой день рождения.
(обращаясь через окно к соседке за стенкой, которую не видно, а слышен только голос)
   НИНОЧКА, ты слышишь запах пончиков?

                ГОЛОС СОСЕДКИ НИНОЧКИ
   Да слышу. Замах на Ленчика? Ему кто-то угрожает?

                ЛИДА
                (кричит)
   У тебя дорогая, как и у меня, проблемы со слухом. Заходи в   
   скайп.

Лида включает компьютер. Появляется в скайпе Ниночка.

                НИНОЧКА
   Так лучше. Так что с Ленчиком?

                ЛИДА
   Не с Ленчиком, а пончики я приготовила.

                НИНОЧКА
      Понятно. Что это ты решила их приготовить? Давно уже не      
   делала.

                ЛИДА
   Да давно. 70 лет бывает только раз в жизни. Я делала их 
   последний раз на свое 65-летие, еще Сашенька был жив.

                НИНОЧКА
 
   Слушай точно, а было как вчера, не верится что уже 5 лет   
   прошло. Я тогда еще бегала как молодая, а сейчас со своей 
   спиной двинуться не могу. Саша твой тогда где-то через месяц    
   и заболел. Да все помню. А День рождения тот был хороший, 
   веселый, а стол какой был…ух, настоящий одесский стол.

                ЛИДА
   И сегодня будет весело и стол будет одесский. Я так хочу. Так
   что накрываю стол на несколько персон. Если ты ко мне
   доковыляешь, то каждой будет   минимум по 2 тарелки. Какой я
   винегрет приготовила!

                НИНОЧКА

   Ой, как же я дойду, это 3 пролета вниз, а потом 3 пролета
   вверх. Ты мне через окно передашь или Сеня мой позже придет
   может быть, он к тебе зайдет, возьмет для меня что-нибудь
   вкусненького.

                ЛИДА

   Саша мой тоже любил все брать с собой, особенно водку… Ой тут
   мне по скайпу из Австралии звонят.
   (отвечает на звонок, на экране появляется подруга детства
    ФИРА)
   Привет, подружка моя, Фирочка!


                ФИРА

    Дорогая Лидочка, поздравляю с Днем рождения, здоровья тебе
    прежде всего крепкого, всего тебе хорошего, как ты там?

                ЛИДА

                (улыбаясь)
    У меня все хорошо, вот готовлюсь к празднованию, накрыла на
    10 персон, но если НИНОЧКА не придет, то сама сяду за стол,
    но вместе с тобой!

                ФИРА

    Мне уже скоро спать пора, у нас уже 11 вечера. А СЛАВИК (сын
    ЛИДЫ) где, он что не приехал?
               
                ЛИДА

    Ну ты же знаешь, он там в Киеве, что-то по работе, он же
    коммерческий директор, что-то важное, позвонил, сказал, что
    они приедут через несколько дней, с женой и внучкой. Слушай,
    ЮЛЯ (внучка) такая интересная уже стала, сегодня меня 
    Поздравляла, так говорит «Бабушка, я желаю тебе всего 
    хорошего, и если ты не умрешь, я к тебе летом приеду!» Ты не 
    знаешь, где это они все берут?

                ФИРА

    Так у них же сейчас компьютеры, интернет, дети современные,
    продвинутые, не то, что мы когда-то, в классики играли. Я 
    сегодня вспоминала, как мы с тобой на качелях в 
    Комсомольском парке катались, и на экзамены опоздали,
    помнишь?

                ЛИДА

    Слушай, я тоже на днях это вспоминала.   Аж не верится, что
    с нами это было. А как ты пальто свое порвала, которое тебе
    мама из одеяла пошила?... О,Фирочка, скажи мне, Ройзены,
    тетя Лиза и дядя Сема, после войны где жили, на Пастера или
    возле цирке? Мы с ДИНОЙ спорили, я говорю, что на Пастера,
    возле цирка они никогда не жили, там жили их друзья.
               
                ФИРА

    Мне тоже кажется, что на Пастера, но я у них никогда не
    была. Это были друзья Вашей семьи. А вспомнила, точно, я
    как-то раз тебя туда провожала, точно на Пастера угол
    Торговой. А ДИНА уже поздравляла тебя?

                ЛИДА

    Нет еще, они американцы позже всех просыпаются, сони. А Вы,
    австралийцы – ранние пташки. Но позвонят еще сегодня
    надеюсь… Ой, Фирочка, меня тут Ленчик из Хайфы набирает, я с
    тобой еще свяжусь. Так, а что же мне здесь нажать…
             ( смотрит написанную инструкцию, на компьютере что-
                то нажимает)
    Ага, вот… Привет братец, привет пончик!


                ЛЕНЧИК (брат ЛИДЫ)

    Привет, сестричка! С Днем Рождения, тебя, дорогая, желаю 
    здоровья, чтоб у  тебя, детей и внуков все было хорошо.

                ЛИДА
    Спасибо, дорогой братик, я так рада, что мы можем сейчас вот
    так общаться.
                ЛЕНЧИК          
    А что так тихо, Славик с семьей не приехал?
                ЛИДА
    Он в Киеве задержался, обещал через несколько дней приехать,
    сегодня уже звонили, поздравляли. Слушай, Ленчик, ты слышал,
    что твой Черноморец снова вышел в высшую лигу? Вчера была
    решающая игра, забили 2 года, я же все слышу, стадион под
    боком. Так болельщики шатались до утра, под окнами, было
    такое ощущение, что «Черноморец» выиграл чемпионат мира.

                ЛЕНЧИК

    Да, я слышал. Это уже в 5-й раз они вернулись в высшую лигу.
    Сейчас это уже не так интересно. Вот в шестьдесят четвертом 
    это прозвучало. Они тогда еще с ОДО соревновались и обе
    команды вышли. Я сейчас больше за здешних, местных болею, за
    Хапоэль. Где живешь, за тех и болеешь.

                ЛИДА
   
   Да, ты давно в Одессе, не был, слушай уже 10 лет, не думаешь
   еще приехать?
            
                ЛЕНЧИК

   Так как то, повода нет, вот ты бы сюда приехала насовсем, мы
   бы сейчас всей межпухой отметили бы твой День рождения. А так
   ты там одна…
               
                ЛИДА

   Я не одна, ты ж знаешь у меня Ниночка за стеной.
                (Громко)   
   Ниночка, слышишь Ленчик тебе привет передает!

                ГОЛОС СОСЕДКИ НИНОЧКИ

   Слышу. А ты предложила Ленчику пончики?

                ЛИДА

   Ой, Нина, чтобы я без тебя делала, у тебя не голова, а Дом
   Советов.  Ленчик, я приготовила пончики, и, кстати, ты такие
   любишь.

  (показывает в вебкамеру Ленчику пончики)
                ЛЕНЧИК
                (улыбаясь)
   И как мне их скушать? Я могу только понюхать. Они мне   
   нравятся, высылай посылкой.
      
                ЛИДА

   Конечно, с нарочным отправлю… Но, ничего, как-нибудь ты их
   еще попробуешь… Слушай, а то здание на Греческой, где ты
   работал, обвалилось. Там рядом какой-то ремонт делали, что-то
   долбили, вот оно и упало. Но, честно сказать, выглядело оно
   плохо. Падает наша Одесса. Где-нибудь в Германии старые дома
   спасают, а у нас, как всегда денег нет.

                ЛЕНЧИК
 
   А у нас дома от старости не падают, только если какая ракета
   залетит, пролетая мимо.

                ЛИДА

   Понятно, у кого какие проблемы. Ленчик, Ленчик у меня тут
   рыба  в духовке, я тебе позвоню позже.

Лида отключает скайп, торопится на кухню, что-то переворачивает в духовке, что-то вынимает.

                ЛИДА
                (кричит)
   Ниночка, так что ты решилась, ко мне придти?

Ниночка не отвечает.

                ЛИДА

    Нина, наверно пошла в ванну.
              (Грустно).
    Неужели, действительно придется праздновать самой.

Пауза, Лида смотрит задумчиво в окно.
Снова звонит Скайп.

                ЛИДА    

     О, это Нью-Йорк. (нажимает что-то на компьютере).
     Привет, американцы, Вы уже проснулись? 

                ДИНА (сестра ЛИДЫ)

     Да, мы уже все на ногах, вот все собрались, я, СЕРЖИК (муж 
     Дины), дети, внуки, поздравляем тебя, наша дорогая, 
     здоровья тебе, долголетия, дожить до 100 лет, ты отлично
     выглядишь, так  держать!
 
                ЛИДА

     Есть «Так держать»! Куда уж больше долголетия, но все равно
     спасибо, будем стараться. 100 лет – это повышенные
     соцобязательства, но 90 сделаем!

                ДИНА

     Хорошо, а мы проверим, выполнишь ты их или нет. Вот Сержик 
     сказал, что «партия сказала надо», так что придется
     выполнять.
               
                ЛИДА

      Я согласна. Хоть и в партии не состояла, но это ее 
      последнее поручение выполню с удовольствием! А Вам, чтобы
      проконтролировать, нужно будет тоже прожить лет так сто,
      хоть Вы и на 3 года моложе, будет это не просто, даже в
      Америке.
 
                ДИНА

       Мы постараемся, СЕРЖИК говорит, что будем чаще у океана   
       гулять.
               
                ЛИДА

       Вот, вот. А Славик из Киева не приехал сегодня, будет
       через несколько дней, а я все равно приготовила, и буду
       это все сама поедать.

                ДИНА

       А мы знаем, что Славичкис будет через несколько дней. Мы 
       только что с Фирой общались.

                ЛИДА
       От Вас никуда не спрячешься, вы все знаете. Вы, что там   
       шпионите за нами?

                ДИНА
        Да, у нас по всему миру свои люди, а как же… Ну, как 
        твое самочувствие, как давление?

                ЛИДА
        Давление, как всегда, скачет. Но сейчас нормально, я
        приняла таблетки. Лекарства, слава богу, есть, дорогие,
        правда, но мне хватает. Те таблетки, что ты прислала, я
        тоже принимаю.

                ДИНА

         Так ты не собираешься в Киев переезжать, все таки 
         возраст, мало ли что, или Славичкис еще не решил вопрос
         с квартирой? Фирма компенсирует ему хоть частично
         оплату жилья?
       
                ЛИДА

         Фирма компенсирует, но он там еще кредит выплачивает, у
         нас же банки берут проценты большие, не то что у Вас. И
         нужно же жить с невесткой под одной крышей, не… она
         очень хорошая девушка, но ты понимаешь…
         В-общем, есть проблемы. Я могу переехать, но пока
         еще поживу в Одессе. Вся жизнь здесь прошла, без Одессы
         мне будет как-то не так.

                ДИНА

        Надо, было Вам тогда, в начале 90-х сюда тоже переехать,
        жили бы сейчас все вместе, и Славичкис бы тут всего
        достиг. И лекарствами здесь пожилым помогают.

                ЛИДА

        Дина, это все понятно, что надо было, только уже поздно
        об этом говорить. И ты же помнишь, что Саша мой не
        хотел. Да я себя нормально чувствую, Славик приезжает,
        соседка Нина заходит, сейчас она приболела. Была все
        время на связи, но сейчас не слышно, может спит. Так что
        все хорошо. Сегодня шла с базара, что-то стало грустно,
        и друг прохожу улицу Гайдара, и вдруг вспомнила: "И
        Ленин такой молодой, и юный Гайдар впереди!» и стало
        так смешно… Грустно, конечно же, немножко, что одна, но
        это не беда, есть интернет, так что я с Вами всеми по
        очереди выпью.

                ДИНА   

         Что у Вас, там возле мэрии, демонстрации? Чем               
         недовольны. Тут у нас по новостям сообщают, все
         эту тему обсуждают.

                ЛИДА

         Та всегда чем-то недовольны. Кто-то что-то кому-то
         продал, а с другими не поделился. Но людей немного, ты
         ж знаешь, если одесситы выходят на улицу, то
         исключительно, чтобы прогуляться. Я вот вчера гуляла по
         Приморскому бульвару, смотрела на порт, так красиво,
         огни, иллюминация, вспоминала, как я моталась по
         портам, встречала Сашу. Все помню, как вчера. А ж не
         верится, что это уже мне 70 лет… Слушай, я же с Фирой
         говорила, так Ройзены жили на Пастера, угол Торговой, а
         не возле цирка, как ты говоришь.
               
                ДИНА
         Та Фира не знает, откуда она может знать. На Пастера
         жила Зоя Терлецкая, я точно помню, а Ройзены возле
         цирка – на Нежинской, это тоже рядом с Торговой, вот ты
         и перепутала.

                ЛИДА   

         Ну, не знаю, может ты и права, но мне кажется, что на
         Пастера, надо будет сходить на место и все
         перепроверить.

                ДИНА

         Сходи, сходи, проветришься, пройдешься, физкультура
         тебе полезна.

                ЛИДА

         Ну, спасибо, Дина, за поздравление, всем привет, пойду
         доготовлю, а потом еще свяжемся, у Вас еще только день.

                ДИНА
         Хорошо, до связи.

Лида отходит от компьютера, подходит к окну, смотрит вдаль.
               
                ЛИДА

         Почему не уехали, почему не приехали… Откуда я знаю?
         Так получилось. Зато я в Одессе. Одесса, ты знаешь, я
         люблю тебя, и потому я здесь.