Первое впечатление от Европы

Сергей Марфин
В 1978 году мне "повезло" и я «поимел» экскурсионную путевку на три дня по маршруту Череповец-Ленинград-Таллинн и назад, соответственно. В те годы были популярны экскурсионные поезда, возившие заслуженных и блатных тружеников за профсоюзные деньги. Ехали мы весело, пили, ели, приставали к женщинам, короче, расслаблялись по полной. Прибыл наш поезд в Таллинн, и по внутренней связи объявляют: Товарищи туристы, просим вас до особого разрешения из вагонов не выходить!
Голос напомнил кадры из военных фильмов, в которых показывали наших людей угнанных в Германию.

Привезли нас туда в субботу, с расчетом на закрытые магазины. Не дай Бог, русские варвары раскупят все, привезенное для эстонцев из России! Я с другом, который уже бывал в городе, рванули в старую часть, не ожидая разрешения. Продуктовые магазины работали до 14.00, нам встретился один. Короче, купили по упаковке конфет фирмы "Калев". Продавец аккуратно обернула нам коробочки лентами, и не глядя, демонстративно кинула на прилавок. Купили мы и по бутылочке "Вано Таллинн", больше не давали. На ратушной площади работали два махоньких магазина с сувенирами.
Основная и организованная группа практически ничего не увидела, и не успела купить. Наших туристов поводили по новой части города, с такими же, как во всем СССР серыми домами. Мы с другом в это время слушали орган в католическом соборе.

Я тут же отметил разницу между православными и католиками. Если у нас все службы проходят стоя, то здесь старинные, вытертые до блеска стулья с высокими спинками и на каждом месте наушники для синхронного перевода, как мне сказали. Приглядевшись к рисунку на спинке стула, я с удивлением обнаружил некую эротическую сценку.
Посидев еще полчасика мы не пожалели, что зашли сюда. Заиграл орган, и много раз читаные строчки классики, наконец, нашли реальное подтверждение, дополнились необычными звуками инструмента.
 
Зашли мы и в собор Александра Невского, но после костела задержались в нем недолго. Поглазели на город со смотровой площадки. Поразило нас и тамошнее кафе. Мы заказали по чашке кофе и булочке, даже не заглядываю в меню. Закончили перекус, и мой друг достал трояк: Я расплачусь! Он на несколько секунд опередил меня, я тоже держал в руках трояк. Подошла официантка и озвучила нам счет. Не сговариваясь, мы протянули ей по бумажке, шесть рублей за кофе в 1978 году, наверное, было жирно даже с наценками. Гардеробщик, подавая нам пальто, всем своим видом показывал, что и ему надо что-то дать. Дал 20 копеек.

Запомнилась выставка модерновых скульптур в гостинице "Виру", если правильно помню название. 

Пока ходили по улицам слышали только эстонскую и немецкую речь. Ни слова по-русски! Такое впечатление будто попал за границу, или во вражеский тыл. Да оно так и было. В те годы Эстония отличалась от России, а сейчас почти взаправдашняя заграница.