Семь ли смертных грехов?

Аделина Гумкирия
Однажды один греческий монах по имени Эвагриус из города Понта задумался – а каковы они, самые худшие из человеческих страстей? И он составил вот такой список:

1. Гордыня
2. Тщеславие
3. Лень
4. Гнев
5. Уныние
6. Алчность
7. Сладострастие
8. Чревоугодие
 
В 6 веке н.э. папа Римский Григорий 1 откорректировал этот список так, как он считал

нужным. Тщеславие он объединил с гордыней, а лень внес в понятие уныние. К списку пороков он добавил еще один – зависть.
Насчет зависти папа Римский  был действительно прав, просмотрел этот порок монах Эвагриус.

Гордыня (заносчивость, высокомерие) и тщеславие (желание любым способом достичь известности и высших позиций в социуме) довольно близкие понятия, при желании можно сгруппировать их вместе.
 
Но вот лень (праздность) и уныние (печаль, безнадежность, депрессия) – это уже совсем разные вещи.
 
А может быть папе просто нравилось число 7, и он подогнал свой список под эту цифру. Наверное, тогда же список наихудших страстей переименовался в список семи смертных грехов.

Если мы не будем объединять очень уж разные Лень и Уныние, получится вот такая табличка:

1. Гордыня (высокомерие, пренебрежение, заносчивость, тщеславие, властолюбие)
2. Зависть
3. Алчность (корыстолюбие, жадность, скупость)
4. Гнев (ненависть, агрессия, злость, злоба, непримиримость)
5. Лень
6. Уныние (печаль, безнадежность, депрессия)
7. Сладострастие (вожделение, блуд)
8. Чревоугодие (обжорство)

Это действительно пагубные страсти, пороки, опасные и для самого носителя и для тех, кто его окружает. Порок – это изъязвление, дефект, нарушение целостности, заболевание. Пороки - это духовные болезни, и они еще более опасны, чем болезни физические, поскольку разлагают до дна саму личность человека. Эти болезни заразны и способны уничтожить как отдельного человека так и любую организацию – семью, компанию людей, предприятие, фирму, церковь, государство.
 
 Однако же странно, что такой порок, как пьянство (и выросшие из него другие виды современных зависимостей, такие как наркомания, игромания, токсикомания и иже с ними) никак не был отражен в этом списке. Возможно, папе Григорию 1 не хотелось этот порок вносить в списочек, но мы внесем. Пункт 9 будет выглядеть примерно так:

9. Пагубные пристрастия или зависимости (алкоголизм, игромания и т.п.).

Есть еще один порок, которого мы не найдем в списке главных грехов человечества – ложь. Какой из грехов более опасен для Души человеческой – чревоугодие или лживость? Первый разрушает тело, а вот второй – Душу. Христос обличал лжецов и лицемеров. В Десяти Заповедях лжи отведена отдельная строка: «Не лжесвидетельствуй».

Общество, государство и все институты внутри него просто не могли существовать без лжи, ведь ложь, лицемерие, скрытность – это инструменты управления массами. Видимо, поэтому этот порок и не включили в список грехов – так сказать из политических соображений.
Включим его в наш список:

10. Ложь (лицемерие, скрытность)

Это список грехов или страстей (наваждений, навязчивых состояний) которые, получив власть над человеком, извращают и разрушают человеческую личность.

Между тем список этот не полный. Есть еще два качества, которые никогда не рассматривались как грех, страсть или порок. Это Вина (стыд, самоедство, самокопание, самонаказание) и Страх (трусость, беспокойство, неуверенность, озабоченность, суетливость, паника, фобия, паранойя).

Все прошедшие века Ложь, Страх и Вина были эффективными рычагами для управления людьми. Никто не заботился об их искоренении, более того, Страх и Вина искусственно насаждались, взращивались в душах людей с самого раннего детства. Законы и правила жизни в семье, в религиозной сфере и в государстве держались именно на страхе и обвинениях.

Если общественное негативное отношение к первой десятке страстей  выработало у достойных, духовно и душевно развитых людей психологический иммунитет к этим качествам, то Страх осуждался только как трусость, например, в бою, но не как повседневная озабоченность, бессонница, скачки давления или беспокойство, а  Вина, чувство стыда, самообвинение не осуждались вовсе.

Страх и Вина, культивируемые тысячелетиями, стали большой проблемой как в коллективном бессознательном современного человечества, так и в личном бессознательном каждого отдельного человека. Эти качества не считались и не считаются грехом. А между тем слово «грех» в переводе с греческого языка означает «промах, попадание мимо цели». В русском «огрех» и «погрешность» - синонимы слова «ошибка».

Необоснованные, раздутые страхи, также как и неадекватная вина, и производное от них качество – страх быть виноватым, заполоняющие подсознание современного человека – это не что иное, как ошибка в процессе развития, непопадание в цель.
Итоговый список больших человеческих ошибок выглядит так:

1.  Гордыня (высокомерие, пренебрежение, заносчивость, тщеславие, властолюбие)
2.  Зависть
3.  Алчность (корыстолюбие, жадность, скупость)
4.  Гнев (ненависть, агрессия, злость, злоба, непримиримость)
5.  Лень
6.  Уныние (печаль, безнадежность, депрессия)
7.  Сладострастие (вожделение, блуд)
8.  Чревоугодие (обжорство)
9.  Пагубные пристрастия или зависимости (алкоголизм, наркомания,  игромания и т.п.).
10. Ложь (в том числе полуправда, лицемерие и скрытность)
11. Страх (трусость, беспокойство, неуверенность, озабоченность,   суетливость, паника, фобия, паранойя)
12. Вина (самообвинение, стыд, самоедство, самокопание, самонаказание)

Рано пока утверждать, что все люди Земли готовы жить по правилам высокой нравственности, и что страх и вина вышли из употребления, как рычаги управления неразумными людьми. Здесь мы говорим о другом явлении, об одержании хорошего в целом человека страхом и виной, так же как происходит одержание обжорством, властолюбием или корыстью.

Так же как и первые десять негативных качеств, Страх и Вина, получив власть над личностью, способны ее полностью разрушить. Может быть половина, а может быть и бОльшая часть всех психических расстройств связана именно со страхами, а также с  обвинениями себя или других.


Иллюстрация - гравюра Мартина Шонгауэра "Искушение Святого Антония", XV век