Лесная улица

Андрей Демидов 2
               
                Лесная улица
        ( На фото:  плоты на Волге у Самары)
               
   Спускаясь по Первомайской  к Волге, мы можем увидеть на  нескольких домах надпись: улица Лесная. Современный читатель, наверняка, оглядываясь по сторонам,  пожмет плечами – а причем здесь лес. Когда то, сто лет назад улица с одноименным  названием Лесная была весьма популярна среди горожан. Это название в прямом и переносном смысле грело нашим предкам душу. Нет, конечно, никакой лес здесь не рос. Улица получила свое название за счет многочисленных лесопильных заводов, что располагались на берегу Волги от Вислого камня до Ромашевского спуска ( ныне Студенческий переулок). В холодные зимние вечера самарцы и стар и млад, и бедный и богатый топили свои  печи дровами. А где взять это топливо, драгоценное для лесостепной полосы? Вот тут на помощь приходила улица Лесная. Круглый год на лесопильных заводах перерабатывались бревна. Отходы от этого производства горожане грузили на телеги и, заплатив небольшие деньги за вторсырье, развозили по домам. Откуда же на Лесную поступал лес?
     Как только Волга очищалась ото льда, с верховьев к Самаре неслись огромные  плоты. Основная масса древесины, конечно, уходила к Каспию, но часть товара плотогоны продавали на лесных пристанях при лесопилках. Сами плотогоны были профессионалами высокого класса. Они говорили, что пришвартовать плот труднее, чем пригнать табун диких лошадей. Волга тогда имела сильное течение, и нужно было ловко завернуть к берегу бревенчатую махину. Ошибся на миллиметр, пропустил полсекунды - и ты уже без руки или со сломанной ногой, можно вообще пойти на дно.
    Настоящими покорителями водной стихии считались крестьяне села Зоново, что спряталось в Вятских лесах близ Уральских гор. Зимой они рубили огромные деревья, свозили их к рекам, а весной, связав бревна в плоты, сплавляли их по бурным уральским рекам до Камы, а затем от Камы гнали по Волге, выполняя заказы торговых компаний. Крестьяне эти носили фамилию Зоновы, отличались высоким ростом, огромной силой, голубыми глазами и соломенными волосами. Они называли себя потомками шведов, плененных под Полтавой еще при Петре I. Самарская память сохранила имена двух братьев Зоновых - Семена Николаевича и Михаила Николаевича.
    Пройдя долгий и трудный путь, древесина оказывалась на лесопильных заводах. Первая лесопилка была открыта в 1864 году И.Д.Грачевым, владельцем Молоканских садов, тянувшихся за Полевой улицей. Бревна пилили на предприятиях Ф.М. Наймушина, Д.П.Новокрещенова, И.П.Летягина и других. Вот как описывает технологический цикл тех времен князь П.А.Кропоткин: «Я понял поэзию машин, когда видел, как гигантская паровая лапа, выступавшая из лесопильного завода, вылавливает бревно… и плавно подкладывает его под машину, которая распиливает ствол на доски…». Из досок либо делали ящики, использовавшиеся под тару, либо направляли на спичечный завод «Волга», принадлежавший Л.Л.Зелихману. Фабрика заработала в 1888 году на улице Оренбургской. Залежи серы, открытые в Самарском крае, полностью обеспечивали производство сырьем. Зелихмановские спички, производимые двумястами рабочими с помощью паровой машины, распространялись до Астрахани и даже попадали в Среднюю Азию. Так что, проходя по улице Лесной, уважаемые  современники, не удивляйтесь этому названию. От  него  до сих пор исходит тепло, исчезнувших русских печей и голландок…