Проверка временем. Глава 19. Размышления

Виктор Костылев
                Память, память,
                ты всегда погоня,
                Память, память,
                ты всегда бегство,
                Все, что было, что не было-
                Помню...
                Римма Казакова.

   

    Конец пятидесятых, жизни народа что-то менялось, но трудностей была масса. Они, как тараканы в коммунальном доме, выползали из всех щелей, сопровождая человека до его самой последней березки.
 
     На полках магазинов кроме: хлеба, кабачковой икры, плавленых сырков и кильки в большом ассортименте, появлялись какие-то продукты и товары. Но, громадные, очереди забирали у человека все свободное время. Страна жила напряженно.
 
     Народ понимая, что другой жизни у него не будет, сам создавал для себя скромный уют и достаток. Многих выручал выделяемый земельный участок для подсобного хозяйства.

     Наш город тихий, уютный, купался в лучах уходящего дня. Голубая высь без единого облачка. После трудового дня, люди прогуливались по аллеям вечернего города. Казалось, что человек испытавший столько трудностей, мог спокойно отдыхать и трудиться.

     Но, судьба- злодейка готовила горожанам очередные  испытания. Надвигались новые трудности, связанные с катастрофическим падением запасов угля. Объем добычи резко падал. Горожанам приходилось крепко задуматься над  возникшей проблемой. Нужно что-то предпринимать- переучиваться, приобретать новую профессию. Семейным и пожилым людям на это решиться было не просто.

     Этот вопрос волновал и меня. Здесь будущее не просматривалось. Гуляя по городу, мы изредка заглядывали на "огонек" к Лизиной тетке Александре Аркадьевне,  поговорить, поиграть в настольный теннис. Ее двенадцати летний сын Юрий, был отчаянным игроком. Во дворе стоял теннисный стол, здесь велись наши спортивные баталии.

    Дядька,Ефим Самойлович, начальник добычного разреза, хорошо знал перспективу развития предприятия. Однажды, я поделился с ним своими сокровенными планами. Он одобрил их и посоветовал попытать удачу на новостройке Орджоникидзевского  комбината, по добыче марганцевых руд. Туда вереницей потянулись наши специалисты,
в том числе Его главный энергетик. Позже он  даст мне рекомендательное письмо к этому человеку.

    Разговор наш затянулся. Поздний час, было тихо и прохладно. Город мирно спал, спали пустующие улицы и дома. Вокруг уличных фонарей в каком-то диком танце веселились тучи мошкары. Небо было  плотное и темное,ни звездочки, где-то спряталась луна. Дышалось легко, мы не спеша шли обсуждая услышанное...
Где-то далеко слышался надрывный рык экскаваторов.

    Волна сокращений докатилась до нашего предприятия. Молодых специалистов она не касалась. Сокращали рабочих и итр пенсионного возраста и людей не имеющих среднего или специального образования, в зависимости от выполняемой работы. На угольных разрезах большинство работающих имело пяти или шести классное образование, помешала война. Это были порядочные, самоотверженные люди, добросовестные работники.
   
    Не обошло сокращение и наш участок переэкскавации. На утреннем наряде, начальник участка зачитал пофамильно список лиц подлежащих сокращению. В списке оказался мой машинист экскаватора. Человек еще далеко не старый. Вся его трудовая жизнь была отдана одному предприятию, одному рабочему месту. В его трудовой книжке была всего одна запись. Для него и его  большой семьи это была трагедия. Это было так неожиданно и мне казалось несправедливо. Это был мой учитель...

    Я предложил, вместо машиниста, включить в "черный" список меня, мотивируя тем, что, что я одинокий, хочу поменять место жительства и двух недельное пособие мне никак не помешает....
     Я впервые был приглашен к секретарю парткома Панкратову, но и здесь я стоял на своем.

    Машинист был несказанно рад разрешившимся для него вопросом. Со слезами на глазах, он благодарил меня, заявляя, что будет помнить...

    Ну вот и вся история. Не знаю, надолго ли он сохранил за собой рабочее место и память о парнишке.  А мой путь лежал в далекую неизвестность.