Встреча Нового Года на фронте 1945г

Таня Киселёва
                ( По письмам с фронта ст.оперуполномоченного отдела контразведки "СМЕРШ" перед началом Восточно-Прусской наступательной операцией )


    В октябре 1944 года 102 Дальневосточная Новгород-Cеверская дивизия прорывает оборону противника в районе села Свента-Розалия (Польша) в боях за расширение плацдарма на реке Нарев, затем держит оборону на плацдарме до января 1945 года.
В это время были написаны нижеприведенные письма.


 29 декабря 1944г
 Действующая армия.
                Дорогая Тонюша!
     Сегодня и у нас выпал маленький снежок, теперь скучаем о морозе, не мешало бы встретить морозчика Рождественского или Крещенского, градусов этак под 45-50, а его нет, и такого сурового почти всю войну не видел, трудно отвыкать!
 А ты, милая, говоришь, поедем на Кавказ или Крым. Как я буду жить там без мороза? Правда, с хорошим другом можно от всего отвыкнуть.
     Вот, Тонечка, теперь у нас все удивляются, что я не курю. Многие говорят, капитан, наверно, свою москвичку собрался встречать, вот и бросил курить, а иные говорят, что обладаю силой воли. А ведь, как я курил, с хлебом ел! А теперь не могу даже близко с курящими разговаривать, противно, прет табаком!  В землянке никому не разрешаю курить. Моему примеру несколько раз принимались следовать начальник нашего органа и командир части, но ничего не получилось. Когда беседую с ними, они клянутся, что курить больше не будут, бросают начатую папиросу, встречаюсь вторично, а они с папиросой в зубах.
     Тонюша, теперь у нас, говорят, что с первого дня Нового года будут функционировать посылки, если это так, то с первых дней вышлю тебе и Лиде  трофейный материал на туфли. Тогда сапожнику закажешь не босоножки, а туфли по своему вкусу. Мастерских в Москве хватает.
В общем, встречать меня будешь в новых, хороших, модельных туфлях. Больше выслать пока нечего. Много было кое-чего, но все раздал
     Сейчас Тонечка, московская радиостанция транслирует из колонного зала дома Союзов хорошие русские песни. Мы с тобой там обязательно побываем! 
Помнишь, Тонечка, я обратиться к тебе, дорогая, с таким предложением, что бы ты выкроила времечко и прочла бы мне в радиостудии письмо на фронт. Вот хоть по эфиру я услышал бы голос твой, моя любимая.
     В прошедшее воскресенье (24.12.44г) ждал твоего выступления по радио, но выражаясь твоим словом- «УВЫ!».  Вечером в этот день срочно нужно было отлучится всем нам по боевым делам, у радиоприемника командир части оставил дежурить своего повара, который также ничего не слышал. Буду слушать первого числа.
     У меня в жизни был такой случай. Родился я не в самом городе Иркутске, а вниз по Ангаре, километров 500 (Братский острог). Радиофикация туда дошла не скоро. И вот когда я уже работал в городе Новосибирске, вдруг получил телеграмму, выступить через радиостудию, так как в селе, где я родился, многие не верили, что это трансляция. Говорили: «Граммофон какой-то!».
 Пришлось выступить, все узнали мой голос.
              И так, Тонечка, пока. Здоровье и настроение хорошее.  Привет родным
                Крепко, крепко целую тебя, Кеша.

  1 января 1945г
   Действующая армия.
                Здравствуй родная!
     Вот так, Тонечка, через час кончается первый день этого Нового года, года в котором встретимся, моя дорогая, и решим судьбу нашей счастливой, радостной дружбы.
     Тонечка, вчера 31 декабря, а также позавчера и сегодня, я ждал почтаря и вот этими руками, которыми пишу тебе письмо, перебирал пришедшую почту. Письма мне так и не было. Одно из двух: или не послала Тонюша, или маринует почта, в общем, из двух одно- или, или?
     Прошу минутку твоего внимания, как провел, вернее справил свои именины и встретил Новый счастливый наш год.  В отношении «Московской» трудновато не было, ее получили, спирт 96 градусов заводил в небольшой группе, выпили малость. Так отметили день моего рождения.
После этого пришлось уснуть, проснулся, было уже темно. Мобилизовал все силы для оборудования в своей землянке елки.
     Эх, Тоня, а елка какая! С дедом морозом, делал его лично, кроме того, елка была украшена патронами от винтовок и пистолетов разных систем.
     Но нашлись такие военные, что украли у меня елку, и она оказалась в той землянке, в которой встречали Новый счастливый 45 год с группой из 11ти человек офицеров.
     И так, Тонюша, с баяном в руках, за столом, под своей елкой встретили Новый год - выпили изрядно. После голова не болела, а ноги и сейчас болят. А получилось это вот почему, на встрече Нового года было нас не много, после того как выпили, стали танцевать. Танцоров было мало, пришлось организовать, что бы все танцевали танец- «Лявониху», и так получилось, что протанцевали до 5 часов утра. Так что учти, дорогая, на вечере будешь учиться этому танцу.
Я, как всегда, спаивал одного полковника, развеселил его так, что он всем на удивление тоже пошел танцевать.  Со многими пришлось целоваться, так что и теперь щеки горят, вот как накололись колючими бородами.
А утром проснулся, часов нет, часов, каких для тебя, Тонечка, хранил.
 Эх часики! Многие наши зубы точили. Я хотел было тебе послать, отговаривали- затеряются мол по почте, и, наверное, тот и снял, кто отговаривал.
    Ну ничего, были бы живы, часики найдем!
      И так, родная, пока. Посылку тебе наготовил, только на почту нужно лично нести.
 Выберу время, отнесу, дорогая. Привет родным.
         А тебя, родненькая, крепко, крепко целую, твой Кеша.


1 января 1945г.
Москва
                Здравствуй дорогой друг!
Вот мы и проводили 1944 год и встретили новый 1945, который должен дать счастье
многим. Но ровно в 24.00 часа, когда кремлевские куранты пробили двенадцать раз и возвестили всем о наступлении нового 1945 года, решила написать тебе письмо в несколько строк, с приложением засушенного красного цветка- в знак моей искренности к тебе.
     Новый год встречала в домашней обстановке. Первый тост был за успехи в Новом году (окончание войны). После выпили за здоровье всех наших, в том числе и за твое здоровье.
Я пить вино совершенно не могу, выпила три лафетничка (один из них с белым) и
«С КАТУШЕК ДОЛОЙ», то есть закружилась голова, но через некоторое время все прошло.
Леву и Лиду наши решили споить красным вином, ты бы посмотрел на них. Мы умерли со смеху.
     По радио передавали хорошую музыку.
     Погода сегодня стоит зимняя. Вот сегодня все кругом покрыто инеем, все березки стоят такие чудные! Очень сожалею, что у тебя нет возможности ощущать зимний период времени. Климат Польши континентальный, отличен от сибирского.
            На этом разреши кончить. Привет от родных.
                С искренним приветом, Тоня

3 января 1944г
Действующая армия.
                Здравствуй родная Тонюша!
     Утром, вчера получил от тебя, Тонечка, два письма, одно из них поздравительное, за что большая, большая тебе, моя любимая, боевая благодарность.
Здоровье мое хорошее, но ноги продолжают болеть, после той «Лявонихи», про которую написал тебе 1го января 45г.
     Тонюша, Петро от меня убыл вчера, часы, о которых я тебе писал, его рук дело, у него давно на них зуб горел, вот и воспользовался случаем.
Вместо Петра прибыл капитан, 12 лет на нашей работе, старик. Везет мне на стариков.
Дорогая, вот вчера прибыл на новое место.
     Если бы ты знала, как трудно копать мерзлую землю! Мне копать не пришлось, отвоевал себе готовую землянку, спал тепло.
     Дорогуша, спешу закончить писать, лично доставить его на последнюю почту, и одновременно отправить тебе посылку, сдавать нужно только лично.
     Тонюша, ты как-то писала, что просыпаешь утром. Вот, я тебе решил выслать часы-будильник, чтобы будил тебя по утрам, а то наверно затрудняешь мамашу.
Одновременно высылаю заготовки на туфли. У нас хорошие мастера по этому делу.
 Можешь сшить две пары, сапожники кроили, кроили, говорят: «Хорош материал!»
Я, правда, разбираюсь в этом, как баран в библии. 
   Сегодня шёл из одного подразделения, наскочил на патрулей другой части. Темень, хоть глаз коли, посреди лужи потребовали пропуск, а я его не знал, от них последовала команда «Ложись и не шевелись!», заговорили затворы, на счастье дежурный подскочил, а то пришлось бы бухнуться в грязь. Вчера был в бане, одел новое, чистое белье и верхнее обмундирование, а сегодня, ещё только светает, а одежду, которую одел вчера не узнаешь. Дня два тому назад был дождь, снег, который покрывал поля исчез. Скучно без него. Все признаки к тому, что Весна уже не за горами и не за горами наша встреча с тобой, дорогая.
         Тонюша, вот пишу тебе письмо, а по радио передают, что в Иркутске соревнуются на лыжах. Ты только представь, как обидно! А здесь хотя бы одна снежинка была, так хочется видеть снежный покров!
     Родная, читая твои строки: «Вот сегодня все кругом покрыто инеем, все березки стоят такие чудные!», так и хочется постоять среди таких березок или елок, против ветра и вздохнуть такой приятный, прохладный воздух. Даже согласен, по шею в сугробе!   

  Дела, Тонечка, идут хорошо.  Только вот, Тонечка, какая неудача, приходит почтарь и приносит извещение, чтобы я забрал свою посылку, которую направил тебе. Из-за плохой упаковки вернулась с фронтового обоза обратно, а я ведь для ящика икону разрезал, и видишь, забраковали!
Завтра поеду, ящик заказал саперам, хочется, чтобы эта скромная посылка пришла ко дню твоего рождения, Тонюшка.
                Ну, дорогая, прости, что мало написал. Беда как спать хочу!
                Привет родным. 
                Крепко, крепко тебя целую, твой друг Кеша


Необычную, документальную историю письменного знакомства молодых людей, авторов вышеприведённых писем ,можно прочитать здесь http://www.proza.ru/2015/11/26/1858