Татьяна Дасковская. У голоса есть имя

Марина Йончен
Прямую ссылку на видеоиллюстративный материал к статье можно найти здесь: http://www.proza.ru/rec.html?2020/01/01/407

...........................................


        ...В море советского кинематографа её голос плыл волшебным русалочьим, щедро розданным очаровательным героиням любимых многими в своё время художественных фильмов. Её голосом «пели» советские кинодивы Ия Нинидзе (в картине «Песни над облаками», 1976 г.), Марина Яковлева («Вакансия», 1981 г.), Татьяна Божок («Одиноким предоставляется общежитие»,1983), Светлана Смирнова («Кольца Альманзора»,1977 г.)
       
        Голос, без которого невозможно представить золотой фонд русской синематеки 70-х и 80-х. Вслушайтесь в эти названия: «Точка, точка, запятая» (1972), «Гостья из будущего» (1984), «У меня есть лев» (1975 г.), «Акванавты» (1979 г.) ... не буду утомлять продолжением перечисления. Эти киноленты и теперь помнят, смотрят. пересматривают. Слышат песни в них, спетые трогательно чистым девичьим голосом, но далеко не каждому приходит в голову поинтересоваться именем исполнительницы песен. Да и зачем? У героини лицо актрисы, имя которой – в титрах. А чьим голосом поёт... Но как поёт! Завораживает, чарует так, что об имени голоса уже и не думается.
       
        Мы помним – андерсеновская героиня принесла свой необыкновенный дар в жертву любви к принцу. У обладательницы ангельского, чистейшего поющего голоса кинематографа советской эпохи причины для жертвенности были гораздо более прозаичны, даже банальны, но вполне уважительны – способ заработка. Уникальных возможностей голос, взлетающий до фантастически высоких нот, не мог оставить равнодушным к нему наш в высочайшей степени профессиональный в ту пору мир русской фабрики грёз. И оказался очень ко времени. Советский экран 70-х продемонстрировал победное (после «оттепели» 60-х) шествие кинолент на тему нежного трудного возраста, которое спокойно уживалось с наводнением светлых образов наивных юных героинь в потоке киношных историй о счастливом молодом поколении. Голос Татьяны Дасковской прекрасно ложился на эти образы и украсил собой десятки кинолент, но имя её до последнего времени не было вписано ни в титры большинства из них, ни в историю музыки нашего кино.
       
        Эпоха социализма запомнится госпоже Истории маниакальной страстью ко всякого рода тайнам. Что только не скрывалось у нас и от народа, и от зрителя, и друг от друга во времена «любимых вождей». Нет смысла повторяться, тем более отвлекаться. Тем более на политику, когда речь о прекрасном. О прекрасном, но со странностями светлой эпохи. Одной из таких странностей было в тогдашнем кинематографе негласное правило «забывать» указывать в титрах картин имена исполнителей звучащих в них песен. Сейчас об этом знаем мы все. Осталось только громче назвать и запомнить имена, которые по странной забывчивости создателей кинолент едва не канули в Лету. Забывчивости, которая сейчас подаётся нам под соусом благих намерений: чтобы зритель свято верил. В подлинность героев и героинь, в их целостность. Достаточно имён актёров, а имена исполнителей песен, дублёров разорвут образ, помешают поверить в него до конца. И зритель верил! Когда героиня фильма «Точка, точка, запятая» голосом Татьяны Дасковской тоненько выводит: «А ты знаешь, что дельфины разговаривают?», мы видим и слышим милую девочку с хвостиком на голове, и эта девочка для нас живая, из жизни, настоящая, и поёт как будто своим, неподдельным голосом. И в «прекрасное далёко» (из фильма «Гостья из будущего» 1984 г.) верилось, как и в то, что у этого «далёко» фантастически красивое лицо девочки Алисы, влюбившей в себя армию поклонников (роль Алисы сыграла Наташа Гусева). Голос Дасковской волшебно уводил зрителя из реальности в сказку («Кольца Альманзора», 1977 г.), и превращал реальность в «Заколдованный остров» (так называлась песня из фильма «У меня есть лев»,1975 г.)
       
        Не будем о подводных камнях истории сокрытия подлинного имени голоса за кадром. Увы, неизвестных нам.
       
        Что было, то было.
       
        Работая в лучших кинокартинах, певица долгие годы оставалась никому неизвестной. Её отношения с кинематографом оказались удивительно похожи на любовь андерсеновской русалочки к принцу, о которой он так и не узнал. Интересно, что сегодня в виртуальном пространстве Татьяне Дасковской приписывают исполнение песен в фильме «Русалочка», снятого в 1976 г., хотя на самом деле туда она не была приглашена в качестве вокалистки. А жаль. Только два голоса советского экрана могли бы сделать музыкальную часть этого фильма незабываемой – голоса Елены Камбуровой и Татьяны Дасковской. Первая заняла музыкальную нишу взрослого кинематографа, второй – при немыслимых возможностях голоса травести – досталась главным образом его подростковая и молодёжная часть. Но имя Камбуровой всё-таки звучало в кулуарах. Имя Дасковской тщательно скрывалось. Так и остался бы, наверное, незабываемый закадровый голос безымянным и навсегда отданным то ли персонажам фильмов, то ли актрисам, исполнявшим их роли. Так и растаял бы андерсеновской русалочьей сказкой в тумане моря русского кинематографа эпохи вождей.
       
        Но история Татьяны Дасковской спустя десятилетия начинает обретать счастливое продолжение. С развитием интернета справедливость потихоньку восстанавливается, и в аудиозаписях песен, исполненных ею, всё чаще можно увидеть это имя: Татьяна Дасковская.
       
        Пока нам мало что известно о её биографии, не говоря уже о других подробностях, касающихся её личности. В Википедии можно найти лишь заготовку статьи о ней, из которой явствует, что Татьяна Дасковская «за 24 года (1972—1996) творческой работы на киностудиях СССР … участвовала в озвучивании свыше 200 фильмов. В 1999 году выехала в Германию. В настоящее время проживает в Нюрнберге.» Приводится список кинолент, где звучал её голос. Список пока неполный и, по-видимому, неточный. Но есть надежда, что справедливость восторжествует, всё встанет на свои места.
       
        Один из моих учителей в одном из моих университетов любил на своих лекциях рассуждать на тему важности имени: «Всегда называйте человека по имени, ничто не бывает так дорого, как знание другими и обращение к нам по имени».
       
        Имя на то и даётся, чтобы им называли человека.
       
        Татьяна Дасковская. У голоса есть имя.