Татар. Юмористический рассказ

Анатолий Цой
На рыбалке после двухсуточного времяпровождения на берегу небольшой речки напросились на ночлег во двор местного жителя, чей дом с пристройками манил на уютный отдых. Девушки пожарили рыбу на летней кухне, разложили припасы на столик во дворике, пригласили хозяина на ужин. Сухопарый старик, которому на вид можно было дать и пятьдесят, и сто лет, с любопытством посматривал на гостей узким прищуром глаз, ел молча, ни о чем не спрашивал.
– Уважаемый дед! – прервала молчание Таня, – Мы в неведении о вашем имени, чтобы  вознести молитву в благодарность за гостеприимство?
– Меня зовут Косан, – с охотой ответил старик, – как и гору, что возвышается над нами.
– Получается, что ваше имя значительно, как эта высокая гора?
– Имя человеку дается при рождении, – ответил старик, – просто, услышав первый мой крик, отец вышел во двор, и первое, что встретилось его взгляду, была гора Косан. Именем горы меня и назвали. Наши предки в древности кочевали между двумя горами: Ар и Ко.
– Чудеса да и только! – удивился я, – В эти края в борейские времена из севера  мигрировало племя  арко. Какое-то странное совпадение с названием гор.
– Это точно, наши предки вышли из племени арко, – сказал старик. – В давние времена они кочевали между горами Косан и Аркаим. Потом вожди что-то не поделили между собой, одни ушли на запад к реке Ра, а другие продолжили путь на юг. Наше племя с тех далеких времен называется та-тар.
– Я интересовался историей древних племен Урала и Алтая, - поддержал я интересный разговор, – о татарах упоминают историки с времен Чингизхана, однако в мифах такой народ не упоминается. Древние греки часто ссылаются на тартар, имея в виду понятие близкое к аду, однако о таком народе ничего не пишут.
Старик хитро прищурился, спросил:
– А знаете, что означает слово «татар»?
– Буквально слоговый перевод «та – тар» на древнем гиперборейском языке мог означать «земля Луны» или «все – дочери».
Старик улыбнулся, весело сказал:
– И правда, вот как все было.
В давние времена жил в деревне бедный сирота, пас скотину, за что жители кормили его. Не думал он о будущем, сегодня сыт – и славно, скотина цела – тоже славно, вот и прозвали его Славатом.
Недалеко от деревни на берегу большого озера возвышался город, в котором жили булгары. Правил в том городе справедливый царь Булгар. Подросла у царя красавица дочь, звали ее Ана-пуин.
Все бы хорошо, да вдруг в озере появился огненный дракон, стал пожирать скотину и людей. Многие молодцы вызвались сразиться с драконом, да пали в его огненной пасти. Скоро охотников принять погибель от страшного дракона поубавилось, а тот уж к дворцу царскому подбирается. Объявил царь: кто победит дракона, тот женится на принцессе Ана-пуин и станет царем булгарским.
На окраине города жила бабка, которая лечила людей и животных. Часто к ней захаживал Слават: то овца ногу подвернет, то корова клевером объестся. За лечение бабка ничего не брала, да с сироты что возьмешь. Зашел как-то к ней Слават, сказал, что хочет с драконом сразиться. Бабка стала отговаривать его, да только пуще раззадорила юношу.
– Вижу, – сказала бабка, – не терпится тебе жениться на принцессе-красавице, да царство в свои руки прибрать.
– Царство мне без надобности, – отвечал пастух, – а людей жалко, страдают от дракона. Да жениться мне пора, так почему не на принцессе?
– Придется тебе помочь! – решила бабка, – Вот котомка, походи с ней по степи, наполни ее зеленоватым пухом, что собираются в терновнике да в колючих стеблях сухого перекати-поля. Принеси этот пух мне, дальше научу, что делать.
Пастух несколько дней ходил по степи со стадом, собирая с колючих щипов зеленоватый пух. Колючки злые, впиваются в руки, с ранок сочится кровь, и окрасился зеленоватый пух в красный цвет. Пришел к бабке с котомкой, наполненной красным пухом терновника да перекати поля, скрывая от нее распухшие руки. Увидела бабка раны на руке парня, сказала:
– Вижу у тебя чистые помыслы о борьбе с драконом. Слушай меня внимательно, сделай, что я тебе скажу.
Дала она мазь, смазал Слават руки, боль сразу утихла, вскоре и опухоль прошла. Бабка скатала из пуха шар, совершила заклинание, положила в пастушью котомку Славата, сказала:
– Теперь иди к царю булгар, проси меч-кладенец, уздечку-самотканку и коня, что носит самого царя. Встретишься с драконом, изловчись вынуть шар из котомки, да попасть им по кончику хвоста дракона. Берегись промахнуться, тогда смерть твоя будет скорой и неминучей.
Пошел Слават к царю Булгар, попросил у него три вещи. Не хотелось царю расставаться с волшебными вещами, да жизнь дороже. Встретился Салават с драконом на берегу озера, вынул меч-кладенец, стал рубить голову, лапы и туловище дракона. Срубит голову, а тут же вырастают три, срубит лапу, а их уж дюжина на теле дракона. Ударил дракон хвостом по коню, упал на землю Слават. Тут он вспомнил про котомку на поясе, выхватил из нее шар, что бабка приготовила. Хвост дракона рядом просвистел. Изловчился Слават, хлопнул шаром по кончику хвоста. Дракон завертелся на месте, открыл пасть и стал глотать шар, а с ним и хвост свой, потом туловище. Не успел Слават встать с земли, а дракон уж съел самого себя, превратился в огромный куст перекати-поля. С тех пор сказывают, что часто внутри кустика перекати-поля оказывается дракончик, который ест самого себя.
Предстал перед царем Слават - победитель дракона. Царь предложил молодцу злато да серебра.
– Я пастух, не надо мне ни серебра, ни золота, ни царства, ни полцарства. Отдай мне в жены принцессу Ана-пуин, а в приданое вещи, с которыми я победил дракона.
Куда деваться царю, ведь слово не воробей.
Целых семь дней все селение веселилось на свадьбе Славата с Ана-пуин. Построил Слават себе новый дом, зажил славно с молодой женой. Меч-кладенец клады отыскивал, уздечка-самотканка одежду на всю семью ткала, а на коне Слават много подвигов совершил, создал царство татарское, более великое, чем булгарское. 
Но вот удача или неудача – кто рассудит? Ана-пуин рожала каждый год по ребенку, но все они были девочками. Скоро Славата окружали двенадцать дочерей. Семью ту так и звали: «та-тар», что означает «все дочери».
Ана-пуин была крутого нрава, по булгарскому обычаю не разрешала уходить дочерям к мужьям. Были дочери красавицы, очень веселого нрава, в невестах не засиживались. Простые парни, царевичи да королевичи, что женились на них, оставались в семье пастуха, были обязаны жить там, пока не вырастут дети. Дети подрастали, тогда мужья могли уйти в свой род, да кто уйдет от своих детей? Быстро разрастался род пастуха, скоро тесно стало татарам у горы Косан, расселились они от Итиля до Ирии, говорят Сибирь обжили черные, а Байкал красные татары. И прославился пастух Слават своими двенадцатью дочерьми, сделался родоначальником татарского народа.
– Да, – задумчиво сказала Таня, – девушки ваши красавицы, любой царский трон собой украсят.
Старику почему-то замечание Тани не понравилось, косо посмотрел на нее и возразил:
– Не только девушки, и юноши наши молодцы – небо по плечу, звезды седлают!