О Пчелке по-секрету

Ольга Тараб
  Прежде чем брать интервью у Юли Пименовой, я поговорила о ней с волонтерами «Станции «Харьков». Мне было интересно, какое мнение о Юле сложилось у ее коллег, какие ассоциации возникают при упоминании ее имени. И вот что я услышала: «Доверие, поддержка, девушка-счастье, могучая сила добра, улыбка, волшебница… Все время чем-то занята, все жужжит-жужжит... Какой бы сложный вопрос не был, если она пришла, бац! И чудо произошло, все легко разрешилось… Я ей спокойно передавала вокзал, зная, что там все будет в порядке». Вот такое мнение людей. Так что же это за чудо такое, по имени Пчелка Джул?

— Я родилась 12 февраля в Харькове. Родители много занимались мной и моей младшей сестрой. Мы всегда ходили в разные секции. В три года я стала на коньки. Занималась семь лет фигурным катанием. Кроме того, серьезно занималась акробатическим рок-н-роллом. Были сборы, поездки по Украине и за рубеж, соревнования. Родители выбрали хорошую школу с углубленным изучением английского языка. Туда приходилось ездить. Вообще, все детство я куда-то ездила. У меня не было свободного времени. Это никак не ущемляло, так как соответствовало моему характеру. Ранняя самостоятельность, постоянная работа над собой, физическая и моральная дисциплина — это основа закалки. С детства знаю, что и когда нужно делать. Наверное, это мне тоже помогло в самые сложные времена — сейчас, когда на территории Украины идет война, и нужно быстро принимать решения, брать ответственность на себя или иметь силу воли, чтобы не заплакать при виде большой беды вокруг.

  Последние школьные годы я провела в частном учебном заведении. Потом были два вуза и, соответственно, два высших образования. Параллельно с учебой начала подрабатывать тренером по аэробике. Организовала свой мини-клуб и по вечерам проводила тренировки для клиентов. На последних курсах университета увлеклась рекламой, и пошло-поехало. Считаю, что работа должна приносить не только деньги, но и удовольствие. Мне повезло в этом смысле.

— Ты работала в нескольких издательствах…
— В 2006 году шел набор сотрудников в новое харьковское печатное издание. Главный офис был в Киеве, плюс несколько филиалов в разных городах. Сначала я работала менеджером в рекламном отделе, а потом координатором. Позже уехала в столицу на год, и работала уже там. После возвращения в Харьков, спустя некоторое время, занялась модным направлением — маркетинг в социальных сетях. Теперь продолжаю эту деятельность как фрилансер. Сейчас готовлю серию тренингов по работе в социальных сетях.

— Как ты пришла на «Станцию «Харьков»?
— События на Майдане оставили свой отпечаток. Летом, 1 июля, мы с моей знакомой по «Антикоррупционной раде» пришли помочь в пункт «Под арочкой». Там нам вручили деньги и отправили за покупками. Это были три или четыре тележки всякого разного добра: крупы, консервы, мыло, туалетная бумага — все в больших количествах. В супермаркете люди на нас смотрели квадратными глазами, некоторые задавали вопросы: «Что, война начинается?», на что мы отвечали: «Она уже вообще-то началась. Давно».

— Что тебя поразило в первый день на «Станции «Харьков»?
— В тот день я увидела лица переселенцев, их глаза. Особенно глаза детей. В них были испуг и растерянность. Дети все понимают, даже больше, чем взрослые. И чувствуют больше. Ярко представила себя и дочь на месте этих несчастных людей. Было больно и страшно.

— И ты осталась…
—Мне сказали, что открывается второй пункт и там нужна помощь. Конечно, решила сделать все, что в моих силах. Помещение было в плохом состоянии. Там надо было делать все, вплоть до проведения электричества. Девочки-волонтеры и их родные старались, как могли. Ремонтировали, приводили в порядок, облагораживали. Назвали его Point Blue. Сначала предполагалось, что это будет пункт только для приема и выдачи вещей, но постоянно происходили чудеса — добрые харьковчане приносили подгузники, продукты питания, бытовую химию, детские коляски и кроватки — все, что нужно для обычной жизни. А мы выдавали тем, кто приехал из зоны войны.

— Потом…
— В конце июля 2014 года я повезла дочку на природу, в Карпаты. Через неделю вернулась и написала девочкам сообщение: «Вернулась, свободна, где нужна моя помощь?». На что они мне ответили: «У нас открылся пункт на вокзале, завтра там некому дежурить». Рюкзак после отдыха простоял дома неразобранным еще неделю — я практически поселилась на харьковском вокзале.

— Август был ужасным временем….
— Это была самая жаркая пора в прямом и переносном смысле. Пункт работал в круглосуточном режиме, мы принимали по 600 человек в сутки. Надо было помочь людям с совершенно разными проблемами. Не отговорками или отписками, а реально помочь. С вокзала я успевала написать какие-то сообщения в «Фейсбук», сделать публикации, просьбы. Люди, которые были в списках моих друзей, оперативно откликались. Информация быстро распространялась, и через некоторое время помощь привозили уже и незнакомые люди. Если мы просили чай или пластиковую посуду, в течение часа нам подвозили все самое необходимое. Харьковчане очень активно помогали, такого никто не ожидал. Миф о пассивности харьковчан разбился об их добрые дела. Сколько всего было сделано, сколько историй и судеб, сколько волонтерской работы! Об этом можно книгу писать.

  Считаю, что харьковский вокзал тогда был еще одной линией фронта. Мы так и называли его: «вокзал-передовая». Люди, приехавшие без ничего, обстрелянные и раненые в дороге, с детьми, стариками, инвалидами. Часто они не знали даже, где находятся. Они впрыгивали в первую попавшуюся машину и ехали куда глаза глядят, где не слышно выстрелов, часто именно от нас они узнавали, что приехали в Харьков. Спустя год я плачу, когда вспоминаю эти дни, было очень тяжело, не передать словами. В октябре 2014 года у меня был первый нервный срыв, я попросила волонтера Аллу Фещенко взять координацию вокзала на себя.

— Тогда же вы начали писать первые проекты…
— Мы понимали, что поток переселенцев будет идти, будет еще не одна волна людей из зоны боевых действий, и без постоянного финансирования, помощи мы не сможем дальше продержаться. Мы с Алисой Веневцевой стали вместе придумывать идеи, активно работать над проектами, учились всему на ходу. Писали проекты по ночам, потому что днем были заняты прямой помощью переселенцам. Наш первый совместный проект назывался «Станция Вокзал». Мы подали заявку в Международный фонд «Возрождение», где описали пункт на вокзале, что он уже работает и нужно поддержать его жизнедеятельность. Помню, как радовались, когда узнали, что выиграли этот грант. С тех пор, зная потребности людей, их нужды, мы разрабатываем идеи, работаем над программами, создаем проекты, финансирование которых помогает решить проблемы переселенцев.

  Сегодня «Станция Харьков» запустила ряд проектов, такие как «Станция семьи» при поддержке USAID, «Окно возможностей» при поддержке Яники Мерило и правительства Эстонии, «Станция Регионы» при поддержке УВКБ ООН, наш проект поддержали в ЕС. И конечно, мы постоянно работаем с международным фондом «Возрождение», при поддержке которого мы воплотили в жизнь уже несколько интересных и полезных проектов: «Станция Вокзал», «Станция Успеха», «Станция Права». Есть проекты большие и маленькие, от разных частных доноров, но они все нам дороги, потому что это реальная помощь людям.

— Юль, говоря о людях, помогавших «Станции «Харьков», финансировании и спонсорах, не могу не затронуть имя известного харьковского бизнесмена Юрия Сапронова.
— Это было между пунктом на ул. Блюхера (Point Blue) и работой на вокзале. Перед отъездом в отпуск я знала, что мы ищем помещение. «Под арочкой» мы уже не помещались, нам нужно было больше места. И вот я написала в «Фейсбуке» сообщение абсолютно незнакомому мне человеку — Юрию Сапронову. Все, что знала о нем, это то, что он известный харьковский бизнесмен. Написала ему примерно так: «Я волонтер «Станции «Харьков», мы сейчас ищем помещение для нашего центра, может, у Вас есть подходящее в Харькове?». На что он мне ответил, примерно следующее: «У меня таких помещений нет, но если кто-то из наших общих знакомых подтвердит Вашу личность, — а у меня уже тогда стояла аватарка Пчелки, — то я готов Вам помочь с оплатой аренды, когда найдете подходящее помещение». Это был неожиданный поворот. Почти сразу я задала ему еще один вопрос: «А что вы хотите взамен?». «В смысле? Мне будет достаточно спасибо», — ответил он.

  И вот сейчас, спустя долгое время, ответственно хочу заявить, что Юрий Сапронов сдержал свое слово. Все благодарности, которые мы писали или говорили — это было по доброй воле. Юрий Сапронов не создавал «Станцию «Харьков», но он стал активным участником ее деятельности, внес серьезный вклад в ее развитие и оказал существенную финансовую поддержку. Именно Юрий Сапронов придумал и инициировал программу поселения людей, которая работала полгода. До этого люди спали на вокзале. Он предоставил микроавтобус с водителем, который забирал людей с вокзала и отвозил в хостел. Сапронов оплачивал хостел, где переселенцы останавливались на срок от суток до недели, или мог поселить людей в гостинице своего гольф-клуба. Наш волонтер Юля Конотопцева со своей мамой координировали всю эту тяжелую работу. В течение полугода Юрий помогал нам с закупками необходимой гуманитарной помощи. А еще он подарил большой праздник детям из зоны АТО на Новый год. Прошел почти год, а многие до сих пор помнят это событие и волшебные подарки. Очень благодарна ему за все, а особенно за то, что он прочитал то первое мое сообщение и ответил.

— А как появилась всем известная Пчелка?
— Мне срочно надо было переименовать страничку в «Фейсбуке». Почему-то ничего другого в голову не пришло. Я написала «Пчелка» и Джул — это сокращенно от Джулия, то есть Юлия. И аватарку поставила: картинку с пчелой. Все это было перед отъездом в Карпаты летом 2014 года. А когда вернулась, стала работать на вокзале, все что там происходило, очень подходило «Пчелке». Сам вокзал напоминал улей. А так как в нашей команде часто встречается имя Юля, то «Пчелка» упрощала жизнь. Было удобно подписать какой-то пакет, например, с вещами: «Пчелке», а я сразу понимала, что это мне, и что я должна его передать дальше. Так было легче. Потому что отследить, где, что, кому — было тяжело. Бесконечный круговорот пакетов в природе. Позже мне кто-то сказал, что есть такой мультик про пчелку Юлю, но я так ни разу и не посмотрела его — не было времени.

— Как ты относишься к своей известности?
— Меня это больше смущает. Бывает, приходишь на какое-то мероприятие, говоришь: «Меня зовут Юля Пименова». Человек ходит вокруг тебя кругами, а потом подходит, спрашивает: «А Вы случайно не Пчелка?» И каждый раз у меня сомнения: стоит признаваться или нет. Ведь я писала на своей странице и плохое, и хорошее.
Иногда приятно. Например, на вокзал добрые люди приносили для меня конфеты «Шалена Бджілка». Приятно, когда мне дарят мягкие игрушки в виде пчелок — уже есть целая коллекция. Конечно, это повод улыбнуться. Поднимается настроение — все любят подарки.

— Я разговаривала с волонтерами, они на полном серьезе утверждают, что ты —волшебница. Причем, это не преувеличение или метафора…
— Когда я стала работать на «Станции «Харьков», то открыла в себе новые таланты. Волшебство, если его можно назвать талантом, в том числе. Я притягиваю его, что ли. Для других, не для себя. Оно бывает в разных проявлениях. Все началось с пункта на Блюхера. Приходит один мужчина и спрашивает: «Нет ли у вас детской коляски?», я ему отвечаю: «Нет, пока посмотрите детские вещи, может что-нибудь вам пригодится». Через пять минут заходит другой мужчина и говорит: «У меня в багажнике коляска. Вам нужна?» Нужна, конечно! И подобные случаи происходят постоянно. Не знаю, с чем это связано, может, с тем, что отдаю волшебство другим. Искренне верю в чудеса.

— Твои посты и публикации не оставляют никого равнодушным…
— Раньше вся моя работа заключалась в том, чтобы из больших текстов писать маленькие, те же аннотации или заголовки. Теперь надо наоборот. Истории, которые я слышала и видела лично, мне надо передать максимально развернуто, полно, чтобы при этом каждое слово было ценным, пронизывающим. Чтобы человек, прочитав, мог прочувствовать, то, что почувствовала я. Часто ко мне обращаются специально, чтобы я написала какую-то историю. Например, Инга Микулинская (волонтер «Станции «Харьков») попросила написать о старой больной собаке, попробовать подыскать ей хозяев. Я согласилась: «Хорошо, дайте фото. Что почувствую, то и напишу». Когда Инга звонила второй раз, сообщила, что уже выстроилась очередь из четырех семей, которые хотят приютить беднягу. Собака дожила свои дни в тепле и заботе, а не где-то в подвале. И, хотя я никогда не видела этого пса вживую, но знаю, что сделала для него все, что могла.

— В последней декаде октября ты побывала в США…
— Еще летом мне написала Кристина Добровольская, на тот момент мы еще не были знакомы. Она наблюдала за нашей деятельностью и предложила принять участие в международной программе обмена «Открытый мир». Были отобраны 5 анкет из всей Украины — среди активистов, которые занимаются проблемами переселенцев, моя в том числе. В октябре мы провели два дня в Вашингтоне и 8 дней в городе Рочестер (штат Нью-Йорк). Наша программа была построена вокруг темы переселенцев и беженцев, мы посещали профильные организации, встречались с теми, кто работает в этом направлении в США. Очень интересно и познавательно. В Америке я познакомилась с украинской диаспорой. Замечательные люди, настоящие патриоты Украины. Каждый день был борщ, вареники, песни, украинский язык. Люди старшего возраста там не понимают русский язык вообще, благодаря этому я попрактиковалась и теперь легко перехожу на «рідну мову». Осталось заняться английским языком. Напоследок мы провели презентации своих организаций для жителей Рочестера.

— Если не ошибаюсь, именно они помогли закупить детские кроватки, вещи и провести акцию под кодовым названием «Набор карапуза».
— Да, все верно. И не только кроватки, но еще и коляски, адресная помощь. Спасибо им большое за все. А вообще, хочу сказать, нам кажется, что мы, украинцы, одни в своей беде. Но на самом деле нам серьезно помогают организации во всем мире. И даже представить себе невозможно, как много для нас делают те люди, которые живут за границей: одежда, обувь, медикаменты, предметы быта, техника и т. д. Масштабы помощи впечатляют, только в Рочестере я это осознала.
 
— И напоследок. Ты очень часто произносишь волшебное слово «спасибо»…
— Меня, порой обвиняют в том, что говорю его для проформы. Это не так. Каждый раз, когда говорю или пишу слово «спасибо», вкладываю в него кусочек души, чувств, я действительно благодарна.

  Откуда берется храбрость и решимость взвалить на свои женские плечики трудности всего мира? Откуда берется сила улыбаться и верить в чудеса? Откуда терпение выслушать еще кого-то, пришедшего с очередной проблемой? Как мне хотелось бы дать однозначный, простой ответ. Но сколько бы я ни спрашивала окружающих, сколько бы ни думала о ней и ни писала, я так и не смогла понять, что же это за чудо — Пчелка Джул, и в чем ее секрет? А может, она действительно, волшебница?

Ольга Тараб
Собственный корреспондент «Станции «Харьков»
Фото Натальи Филатовой