Образ мышления, как Фактор, влияющий на Проблемы к

Олег Радикович Мусин
«Обладая факторным (традиционным) образом мышления, невозможно перейти не то что к технологическому уровню развития предприятий, но даже внедрить элементарные Инструменты бережливого менеджмента»

В этой статье хочу предложить своим уважаемым читателям рассмотреть и ответить самим на вопрос: «Почему за 25 лет после развала СССР, Россия и остальные страны СНГ, кроме Прибалтики, находятся на уровне развивающихся стран 3-го мира.  Как образ мышления человека влияет на уровень Проблем: коллектива и общества, предприятия и государства?»
И сразу, даже на подготовительных (информационном и аналитическом) этапах этих вопросов  возникают  2- е Проблемы.

1.Проблемы психологии и образования ЧЕЛОВЕКА.
Проблема №1 заключается в психологии Человека.
Люди просто не задумываются, почему в государстве или на предприятии существует та или иная организационно – управленческая система, которая и является источником возникновения множества их Проблем. А не понимание человеком чего бы то ни было, всегда тревожит и вызывает психологический дискомфорт. Что в свою очередь вынуждает человека принимать на ВЕРУ любое правдоподобное объяснение НАЧАЛЬНИКА или ПРОПАГАДИСТА.
Для того, что бы убедиться в этом, спросите например,  у своего начальника: «Почему организационно – управленческая структура отдела, цеха, предприятия создана так, а не иначе и представляет ли он как ее можно реорганизовать, чтобы она была эффективнее?»

Проблема №2 заключается в практических знаниях и навыках Человека инструментов и методов решения Проблем.
Люди просто не обучены (невзирая на чины и ранги) стандартным и эффективным методам решения Проблем. Причем не только простейшим методам решения исследовательских задач (Почему?), для выявления и устранения коренных Причин, вызывающих Проблемы. Не говоря уже о методах решения изобретательских задач (Как?). Как можно без использования дополнительных ресурсов повысить качество, надежность и конкурентоспособность разрабатываемой и производимой продукции.
Напомню, что для решения исследовательских задач (Почему?), мало того, что надо знать:
- метод Парето (20\80) для оценки и группировки Проблем, по степени их влияния на уровень конкурентоспособности (качество, затраты, сроки, безопасность и психология)
- диаграмму Исикавы причинно – следственных связей для определения коренной Причины (Потери, Перегрузки, Отклонения) позволяющей определить причины возникновения Проблем,
- 11 – ть Факторов (Таити Оно), влияющих на возникновение Причин, вызывающих Проблемы конкурентоспособности, причем фактор «Образ мышления» (факторный, технологический, инновационный), является решающим в эффективности определения и устранения Причин, вызывающих Проблемы,
- инструменты «бережливого производства», метод TWI…, позволяющие устранить Причины возникновения Проблем.
И что самое интересное, из вышеперечисленных знаний самым важным для эффективного решения Проблем, является фактор «Образ мышления» человека (кому интересно, более подробную информацию можно найти на сайте http://www.slideshare.net/musa103/6-pptx-55235934 «Модель создания социотехнических систем» Часть №6) 
А теперь рассмотрим степень влияния «Образа мышления» руководителя и собственника на эффективность методов решения проблем.

2.Образ мышления собственника и руководителя, как главный фактор, влияющий на уровень конкурентоспособности предприятий.

Конкурентоспособность любого предприятия или организации зависит от  психологии и способностей, знаний и опыта руководителя и собственника решать проблемы.
Выбор метода решения Проблем низкой конкурентоспособности предприятий и организаций зависит от:
1. Уровня развития социальной среды (граждан)
2. Выбора метода управления (авторитарный, демократический…), социально – экономическими системами государства, предприятий и организаций,
которые формируют образ мышления своих граждан (собственников предприятий и организаций, инженеров и менеджеров, рабочих и служащих).
Например: Повышение степени идеальности организационно – управленческих систем разработки и производства товаров и услуг требует радикального изменения концепции традиционного менеджмента по организации и управлению процессами разработки и производства продукции на концепцию бережливо – изобретательского менеджмента, которая способствует:
- Качественному скачку в развитии системы (переход на более высокий: технологический, инновационный уровень развития)
- Разрешению и снятию Причин и Противоречий, связанных с многочисленными количественными изменениями, накопившихся за время существования устаревшей системы.
Это соответствует первому закону Диалектики развития систем
Практика показывает, что зачастую высокоэффективные Решения, связанные с радикальным изменением самого принципа действия систем, будь – то:
- Технических,
- Технологических,
- Социальных,
значительно повышающими степень их идеальности, долго не внедряются. Это связано с законами ограничения развития отдельных  ресурсов, например: образа мышления Руководителей и Собственников, от которых зависит совершенствование и развитие профессиональных знаний и навыков коллектива предприятий, которые совершенствуют эти системы…
Выбор метода решения Проблем низкой конкурентоспособности и качество их решения зависти от уровня развития социально – экономических систем предприятий и организаций, которые подразделяются на 3 – и уровня:
- факторный,
- технологический,
- инновационный).

3.Факторный уровень развития социально – экономических систем.
Факторный уровень развития формирует у специалистов инженерный образ мышления, направленный на исправление Проблем, связанных с техническими системами (продукта, оборудования, инструмента…). Не желательные эффекты в технических системах, явление для них само собой разумеющееся и если руководство ставит задачу решить конкретную Проблему, они ее решают путем добавления в систему одного из элементов, позволяющих снять эту Проблему, без учета возможности возникновения побочных не желательных эффектов. Право на принятие решения по привлечению технических специалистов для совершенствования технических систем имеет только Начальник. Инициатива – наказуема. Остальные системы – «Священные коровы», которые не подлежат  изменениям…

4.Технологический уровень развития социально - экономических систем.
Технологический уровень развития формирует у всех сотрудников (инженеров и менеджеров, рабочих и служащих) бережливый образ мышления, направленный на:
- исправление,
- совершенствование,
- развитие,
 методов организации и управления в технологических системах разработки и производства продукции, за счет образования, обучения и воспитания в сотрудниках способностей к сотрудничеству и взаимодействию согласно теории бережливого менеджмента для развития знаний и навыков:
- Определения потребительской Ценности (действия, представляющие ценность для последующей операции), в разрабатываемой и производимой ими на своих рабочих местах продукции,
- Выявления и устранения Причин (Потери, Перегрузки, Отклонения), вызывающих Проблемы
 в технологических системах организации, управления и методах выполнения работ в процессах разработки и производства продукции с целью создания организаций и предприятий технологического уровня развития.

5.Инновационный уровень развития социально - экономических систем.
Инновационный уровень развития формирует у всех сотрудников (инженеров и менеджеров, рабочих и служащих) изобретательский (творческий) образ мышления, направленный на выявление и устранение:
- Не желательных эффектов,
- Исправительных элементов и операций,
- Подготовительных операций,
в технических, социальных и технологических системах разработки и производства продукции, за счет образования, обучения и воспитания в сотрудниках способностей к сотрудничеству и взаимодействию согласно теории изобретательского менеджмента для развития знаний и навыков по:
- Определению и устранению 15 видов Резервов развития систем,
- Созданию высокой степени идеальности,
 технических, технологических и социальных  организационно – управленческих систем предприятий инновационного уровня развития.
Вывод:
Обучение сотрудников инструментам и методам:
- определения и оценки Причин,
- разработки и принятия Решений,
- разработки и реализации Мероприятий,
по устранению выявленных Проблем, зависит от Целей и уровня социально – экономического развития систем.

6.Напримеры зависимости эффективности методов решения Проблем от целей и уровня развития систем.
Пример №1.Главная цель Руководителей и Собственников социально – экономических систем факторного уровня развития, среда которых формирует инженерный образ мышления сотрудников состоит в том, что бы сохранить существующие организационно – управленческие системы по разработке и производству продукции в традиционном виде, без радикальных перемен, изменяющих порядок функционирования систем…
Результат ф.х.д. коллективов предприятий  факторного уровня развития:
1. Стандартным методам определения и устранения Проблем, сотрудники: не обучены, не владеют и не применяют
2. Проблемы, в основном, решаются только технического характера, касающиеся Проблем свойств и характеристик продукта или оборудования…
3. К решению технических Проблем допускаются только, свои или сторонние специалисты…
4. Решения и мероприятия по устранению поставленных руководством Проблем, техническими специалистами принимаются и проводятся без учета возможного возникновения и влияния  не желательных эффектов на другие элементы и операции, влияющие на эффективность всей системы предприятия.
Не конкурентоспособные на внешних рынках: сотрудники, продукция, предприятия…
Пример №2.Главная цель Руководителей и Собственников социально – экономических систем технологического уровня развития, среда которых формирует бережливый образ мышления сотрудников состоит в том, что бы повысить степень идеальности технологических систем разработки и производства продукции даже путем радикального изменения организационно – управленческой системы, изменяющей порядок и эффективность функционирования всей технологической системы…
Особенностью Руководителей и Собственников социально – экономических систем технологического уровня развития  является их готовность к:
- Обучению и практическому применению инструментов и методов теории бережливого менеджмента совместно со своими сотрудниками (инженерами и менеджерами, рабочими и служащими)
- Радикальному изменению организации и  управления технологических систем разработки и производства, методов управлении и выполнения работ…   
Результат ф.х.д. сотрудников технологического уровня развития:
1. Стандартным, бережливым инструментам и методам межфункционального взаимодействия и сотрудничества  по определению и устранению Проблем (Потерь, Перегрузкам, Отклонениям), сотрудники: обучены, владеют и применяют
2. Проблемы, в основном, решаются технологического характера комплексно и системно, с целью оптимизации и повышения эффективности выполнения: методов, операций, процессов и систем разработки и производства продукции…
3. Повышение эффективности технологических систем ПСЦ – обязанность каждого сотрудника межфункциональных команд 
4. Полномочия и ресурсы для Решения и реализации Мероприятий по устранению возникающих Проблем - предоставляются
Конкурентоспособные на внешних рынках: сотрудники, продукция, предприятия…
Пример №3. Главная цель Руководителей и Собственников социально – экономических систем инновационного уровня развития, среда которых формирует творческий образ мышления сотрудников состоит в том, что бы повысить степень идеальности: технических, социальных и технологических подсистем организационно – управленческой системы разработки и производства продукции методом их радикального изменения, создающего инновационный порядок и эффективность функционирования всей системы…
Особенностью Руководителей и Собственников социально – экономических систем инновационного уровня развития,  является их новаторский и творческий подход к созданию инновационного продукта с большой потребительской Ценностью за счет обучения и практического применения теории бережливо – изобретательского менеджмента, позволяющего сотрудникам разрабатывать и реализовывать инновационные технические и технологические  решения.
Результат ф.х.д. сотрудников инновационного уровня развития:
1. Стандартным бережливо – изобретательским инструментам и методам межфункционального взаимодействия и сотрудничества  по определению и устранению Проблем (Резервов развития), сотрудники: обучены, владеют и применяют
2. Проблемы, решаются технического характера, которые влекут за собой комплексное и системное изменение в технических, технологических и социальных подсистемах организационно – управленческих систем. Создание инновационного продукта, влияет на создание инновационных: оборудования и инструмента, методов, операций, процессов и систем разработки и производства продукции…
3. Повышение потребительской Ценности технической системы продукта – обязанность проектных межфункциональных  команд 
4. Полномочия и ресурсы для Решения и реализации Мероприятий по развитию технических систем - предоставляются
Высоко конкурентоспособные на внешних рынках: сотрудники, продукция, предприятия…
Главным фактором, влияющим на формирование и повышение образа мышления человека с целью повышения уровня конкуреноспособности разрабатываемой и производимой продукции предприятий, является востребованность в просвещении, образовании и обучении сотрудников методам решения проблем со стороны руководителей и собственников предприятий и организаций.