Михаил Трегер. Пора чистовиков

Ирене Крекер
"Победам прошлым грош цена
Для будущих – разбега мало;
Я память выберу – она
Пока что мне не изменяла.

Цена "когда-нибудь" – растёт,
Цена "когда-то" – убывает,
Всё обретает свой черёд,
И в свой черёд цветёт и тает", - 

пишет российский поэт и исполнитель авторской песни Михаил Ефимович Трегер в одном из стихотворений "Пора чистовиков". На сегодняшний день он автор более 250-ти песен. Многократный лауреат и член жюри республиканских фестивалей, поэт продолжает радовать нас своими выступлениями и песнями, полюбившимися во всех уголках страны и перешедшими границы других государств.

   Михаил Трегер родился в Ленинграде в 1953-ем году в семье офицера. Детские годы прошли на Байконуре в Казахстане, по месту службы отца. Затем – годы юности, проведённые в Горьковской области.  В семнадцать лет он возвращается в Ленинград. Там оканчивает Электротехнический институт, становится инженером электронной техники.

   Любимому городу на Неве посвящает Михаил Трегер многие стихи и песни.

"Этот город надёжен,
Как всякий моряк,
Он дворянскою кожей
Врос в гранитный наряд.

Вне навета и гнева
Он стоит, прицепив
В ножнах низкого неба
Кортик - Финский залив".

   О петербургских поэтах говорят, что они особенные.  Михаил Трегер унаследовал от своих великих земляков тревожную обеспокоенность судьбой страны, восхищение окружающим его миром, умение видеть и удивляться, слышать и восхищаться, творить и при этом доверчиво улыбаться собеседнику. Искренность, откровенность, детская наивность, неутраченные с годами, являются отличительными чертами его творчества.

   В свои двадцать пять лет Михаил Трегер пишет песню "У бардов молодые голоса", посвящая её своим друзьям по перу, с которыми накрепко связала его судьба.

"У бардов молодые голоса,
Не потому, что в паспорте не много,
А потому, что юная тревога
Расцвечивает алым паруса.
И нет среди привычных стен и тем
Спокойного и мирного исхода.
Никто из нас, увы, не знает брода,
А берега необходимы всем.

У бардов молодые голоса,
Их не коснётся фальшь или рутина,
Пусть старость, говорят, неотвратима
Неистребима вера в чудеса.
И осень не спешит вступать в игру,
И в голосах звенит вся юность мира,
Бесценна, бескорыстна Ваша лира,
А в лире этой шесть негромких струн".

    Его любимые барды – Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Владимир Ланцберг, Юрий Лорес, Александр Перов, Яков Коган. Им он посвящает свои песни. Михаил Ефимович считает, что барды-шестидесятники оказали колоссальное влияние на его творчество. "Я счастлив, что Евгений Клячкин – признал меня своим учеником, Юрий Визбор – при личной встрече благодарил меня, а Володя Ланцберг – пел мои песни".
   
    В одном из интервью Михаил Трегер рассказывает: "В стройотряде, в далёком 1971-ом году, я впервые услышал странные на первый взгляд, ни на что не похожие, песни. Там же и гитару взял в руки. А в 1974-ом пришёл в питерский клуб "Меридиан", где эти песни для меня обрели авторство. Но предшествовала этому приходу встреча с песнями Евгения Клячкина, любовь к которому я пронёс через всю жизнь".

    За плечами Михаила – вечерняя музыкальная школа по классам скрипки, баяна и фортепиано, но он отдаёт предпочтение шестиструнной гитаре. "Гимн строительных отрядов" – его первая песня. А своей первой серьёзной работой он считает песню "Омар Хайям", написанную в 1974-ом году. Ленинградскому клубу авторской песни "Меридиан" он остался верен на всю жизнь.

"Поколению молодёжи 60-ых" посвящает бард одну из своих песен:

"Шестидесятые... Ах, скользкие ступени,
До адресата не добравшиеся сны.
Звучит теперь упрёком в отступлении
Короткий вздох тогда натянутой струны.
Где вы теперь, увлечённые мальчики?
Где вы теперь, ясноглазые девочки?                В меру прозаики, в меру романтики,
В меру храбры; и без меры доверчивы.
В гулкую рань с узких улочек сорваны,
Судьбы столетья отважно вершили вы,
Вечно ведомые звонкими горнами;
Только порой и горнисты фальшивили.

Щедрые ду;ши, как пламя, дарили вы
Вслед приходящим другим поколениям;
Милые физики, мудрые лирики,
Пламя-то есть, только нету горения.

И от вселенских сомнений уже устав,
И потонув в своей собственной мудрости,
Нам бы взглянуть туда, нам бы шагнуть туда,
Нам бы хлебнуть хоть глоток вашей юности".
 
На мой вопрос:
 – Поэты – шестидесятники… Десятилетие, отделяющее Вас от Юрия Визбора, много это или мало? 
 Михаил Ефимович отвечает:
– Между нами два десятилетия. Это много. Я и мои друзья относимся к поколению бардов-семидесятников. Именно с нас началось становление авторской песни как жанра, а не творчества ряда ярких представителей, как это было в шестидесятые.

                *  *  *

    Начав писать стихи, Михаил Трегер сочиняет к ним музыку и поёт свои песни в аудиториях институтов, на сценических площадях Ленинграда и в кругу друзей.
 
 "Начало поэтического и музыкального творчества Михаила Трегера, – пишет Феликс Суркис, – 1970-е годы, когда авторская песня стала на крыло, хрущёвская "оттепель", увы, давно позабылась, и партийные власти вовсю закручивали гайки. И всё же его поэзия никогда не была протестной, автор сразу же заявил себя тонким и искренним лириком, чьё сердце горит для людей подобно данковскому… Сам по себе Данко нигде в трегеровских строчках не встречается, разве только стройотряд, в котором пришлось поработать студенту Трегеру, носил имя горьковского героя".

   В песнях молодого Михаила Трегера звучат мотивы фантастических городов Грина. В "Песенке зурбаганских моряков" он ведёт нас в страну Александра Грина, в его мечту о чудесах, в которые нужно верить, чтобы не сбиться с пути.

"В час, не известный заране,
Выплывет берег из тьмы,
Нет, земляне, вы – островитяне,
А земляне воистину – мы.

Накрепко связаны ветром,
Страны в один караван,
Океан обнимает планету,
Ну а мы бороздим океан.

Якорь наш чист постоянно,
Мысли и души чисты.
Кратковременны наши стоянки,
Неизмерены наши мечты".

    Талантливый бард неоднократно обращается к темам, навеянным творчеством Александра Грина. Его строки из песни "Верните Грина" наполнены печалью по тем временам, когда рождались стихи его любимых поэтов, и осуждением, вернее, внутренним неприятием того, что разворачивается перед его глазами в начале двадцать первого столетия.

"Верните Грина алым парусам,
А паруса, прошу, верните Грину;
Мы оборвали эту пуповину,
И каждый в бурю выплывает сам.

Порвав с истоком, море не зови,
И не пытайся спрятаться от боли;
Нет ничего, помимо дикой воли,
Взамен Надежды, Веры и Любви.

Ну, а когда земная наша боль
Прольётся вдруг из горнего колодца,
Каперна, верю, всё же встрепенётся,
И бросит взгляд поверх домов Ассоль".
 
  "Интерьер" его поэзии – мир Грина, страна Гринландия, – пишет Феликс Суркис в своей статье "О творчестве Михаила Трегера". – Маршруты песенных походов Михаила пролегают через Зурбаган, Гель-Гью, Каперну, Кассет – через города и бухты нашего детства, которые и сегодня, независимо от возраста, нельзя произнести без волнения и придыхания. Не случайно песня Трегера про Битт-Боя, приносящего счастье, – из пронзительного рассказа Александра Грина "Корабли в Лиссе"– на всю творческую жизнь поэта стала его визитной карточкой".
 
   Мы, родившиеся в пятидесятые годы прошлого века, тоже воспитаны на произведениях Александра Грина. Большое влияние на нас оказали и песни бардов-шестидесятников, имён которых мы тогда не знали, да и слово "барды" никогда не слышали.

   Сам Михаил Трегер признаётся, что творчество Александра Грина с его "Алыми парусами" начало тревожить его душу ещё в юности. "Основной след в моём творчестве Грин оставил в "Песне Битт-Боя", приносящего счастье, написанной в 1979-ом году, и в её продолжении, написанном спустя ровно тридцать лет, в 2009-ом году, в песне "Возвращение Битт-Боя".

"Когда Битт-Бой придёт назад.
Ты, Режи, не спеши
Ни отводить с упрёком взгляд,
Ни обвинять во лжи.
Взметнётся парус на заре,
Метнётся солнце вспять;
И очень просто умереть,
Но трудно – умирать.

Когда, Битт-Бой, придёшь назад,
Сойдя с крутой тропы,
Не торопи её глаза,
Слова не торопи.
Проходят годы чередой,
И серебрится прядь;
И очень трудно быть вдовой,
Но очень просто – стать.

Морская соль всегда со мной,
С тобою – соль земли:
К разлуке долгой, не земной
Мы в этот мир пришли.
Верну сполна своей судьбе
Былое, не скорбя:
Но очень долог путь к тебе,
И краток - от тебя".

   Случилось так, что с именем Михаила Трегера, как барда, я познакомилась, изучая историю фестиваля "Гринландия", ежегодно проходящего на земле Александра Грина в Вятском крае. Летом 2015-го года поэт был его участником, гостем и ведущим творческих мастерских. По электронной почте я обратилась к Михаилу Ефимовичу с просьбой сказать несколько слов об особенностях его проведения. Ответ не замедлил себя ждать: "Фестиваль полиформатен – в нём есть место и традиционной песне, и року, и поэзии. Для меня он, прежде всего, – традиционная, уже многолетняя именная "Мастерская Михаила Трегера" с правом назначения лауреата, минуя основной конкурс. На мастерскую ежегодно приезжают десятки ребят из разных городов". 

    БОльшая часть стихов поэта посвящена теме простого человеческого счастья. Он пишет о родине, о мире, о городе Петербурге, о человеческих отношениях, о любви, верности, дружбе. Он верит в человека, в его способность, преодолевая препятствия, ставить перед собой реальные цели, достигать их, при этом оставаясь самим собой.  Поэт призывает оставаться верным идеалам молодости, не терять совести и чести, идти вперёд, нравственно совершенствуясь и оберегая мир от зла.   

    Творчество барда Михаила Трегера стало для меня той нитью, которая связывает прошлое бардовского движения с настоящим, реально существующим в наши дни.

    Начав писать книгу "Вспомним песни бардов", я даже не могла предположить, сколько будет впереди интересных встреч, творческой работы по изучению жизненного и творческого пути авторов-исполнителей. Год назад я и представить себе не могла, что дело, начатое Юрием Визбором, Юрием Кукиным, Евгением Клячкиным, Адой   Якушевой, продолжает жить в творчестве бардов, наших современников, зажигая сердца неравнодушных людей романтикой дальних дорог.

                *  *  *

  Сколько довелось поэту пройти дорог? Сколько ещё предстоит! Его песни повествуют о времени, в котором мы живём, любим, дышим с ним одним воздухом, восхищаемся красотой дивных мест, жалуемся порой на непогоду и радуемся, сознавая, что всё это даровано нам.  Весь мир у наших ног, а жизнь – прекрасна и удивительна.
 
  Одна из песен Михаила Трегера – "Старые воспоминания о Новом Афоне"– вернула меня в 1975-ый год. Тогда мы с мужем впервые совершили совместную поездку к Чёрному морю. Путёвки, выделенные мужу от предприятия, были как раз в Новый Афон. Помню, как я в городе Сочи была поражена видом пальм, которые наяву видела впервые. Это было что-то из сказочного мира, не знакомого мне, сибирячке по рождению и проживанию.
 
  Не знаю, когда посетил этот удивительный город Михаил Трегер, но в 1980-ом году он пишет песню, которая всколыхнула во мне сейчас воспоминания тех давних лет, наполненных радостью и грустью, счастливыми мгновениями и просто ожиданием солнечной погоды. Всё в его стихах жизненно, естественно, просто и правдиво.

"Гудит эфир, волнуются народы,
Парламенты срывают голоса,
А мы сидим у моря, ждём погоды
Ну хоть на час, ну хоть на полчаса;
И снова на ночь в свитер залезая,
Я знаю, что услышу, как проснусь,
Что снова под Сухуми холодает,
Что снова в Ленинграде жуткий плюс.

За что оказия такая,
Ну, где же прелесть рая,
Обещанная всем отпускникам?
Хрипит динамик, в душу залезая,
Про то, что нам без музыки никак:
"...Дайте музыку, скорее музыку..."

И бледный вид имеют магазины,
Пустые, словно нищего рука.
Бледнеют темнолицые грузины,
Темнеют только в небе облака;
Мы ждём погоды, словно дня получки,
Дождаться солнца – проще помереть,
И отпуск жаль, как чемодан без ручки,                Который тяжело с собой переть".

  Для поэта эта песня – лишь "проходная ", а для меня – память о юношеских годах, которая ведёт в мир воспоминаний о Родине, об атмосфере тех лет, о приметах времени, которое с годами становится историей.
    
   Близко мне и жизненное кредо поэта – "И надо быть".  Оно означает для него, что право быть на земле надо заслужить. Эта тема проходит красной нитью через всё его творчество и заставляет задуматься о важных вопросах бытия: Что значит – право жить? Что ещё можно сделать в оставшийся промежуток времени, чтобы достойно встретить третье тридцатилетие и жить, не запятнав имени и чести?
 
   В строках стиха "В час заката полночных светил" поэт задушевно говорит с нами о давно продуманном, открывает истину, которую понял с годами:

"В час заката полночных светил
Друг за другом выходят из мрака
Те, о ком ты и думать забыл –
Человек, и петух, и собака.

Не сочти это сказочным сном,
И, тем более, тягостным бредом;
Значит, есть кто-то там, за окном,
Кто поймет, кто разбудит, кто предан.

Затихает усталый твой дом
Островком на бессонной планете;
Ах, не спится на этом нам свете,
Может, будет нам спаться на том…

Жизнь – всего лишь примерка души,
Что дана не всегда по размеру,
Только ты подгонять не спеши
Ни фигуру, ни душу, ни веру.

А Харон оттолкнется веслом,
Воды Леты за спину отбросив…
И владеют одним ремеслом
Папа Карло и плотник Иосиф".

   Близки мне и философские мотивы творчества поэта. Говорят, что в разном возрасте по-разному воспринимаются те или иные слова, мысли, поэтические высказывания. Так, в моём зрелом возрасте по иному читается притча о мудром Омаре Хайяме.  А вечные темы бытия: право человека на выбор, предопределённость, предсказуемость – волнуют меня не меньше, чем Михаила Трегера.

    Тема выбора пути – одна из главных у поэта. Ей он посвящает   много стихов и песен.

"Сначала мы взлетим в душе,
И лишь потом – расправим крылья;
И здесь уже не до бессилья,
И не до праздности уже.

На смену выцветшим клише
Придут другие горизонты;
Шагаешь вверх, иль под уклон ты,
Лети в душе, лети в душе.

На предпоследнем этаже
Присядешь дух перевести ты…
Пускай другие знамениты,
Дано ли им летать в душе?

Дана ли им такая честь;
Дана ли им душа такая?
Дано ли петь и жить взлетая?
А у тебя всё это – есть.

Есть также время до черты,
Когда все сказки станут былью...
Душа не выбирает крылья,
Но крылья выбираешь ты.

И неизменен выбор твой,
Пусть крылья и покрыты пылью;
Конечно, мы расправим крылья –
Нам это делать – не впервой".

  Строки стихотворения "Паритет" заставляют не просто задуматься о смысле бытия, а действовать, пока ещё возможно что-то изменить:

"Жизнь летит, как полночный экспресс,
Краткой строчкой то света, то тени;
И крыло за плечом или крест –
Постепенно теряет значенье… "
                *  *  *
 
   Авторская песня - это диалог, в котором слушатель – всегда и соавтор, и человек, понимающий автора. "Давай поговорим, давай вместе поразмышляем, – говорит автор другу, – вспомним, подумаем, доберёмся до истин, совершим открытия, найдём точку опоры, посочувствуем друг другу, поможем в беде." И в ответ он хочет услышать его внутренний отклик. В больших залах невозможен такой разговор-диалог. Наверное, поэтому барды имеют свою аудиторию, своих преданных слушателей и интеллигентных собеседников.
 
   В авторских песнях основа – стихи, лирика. Они очищают душу, возрождают её.  Мелодия, музыка – здесь не главное. Она помогает услышать основную мысль автора, создаёт эмоциональный настрой и оставляет отклик в душе надолго.
 
   Этим критериям соответствуют стихи и песни Михаила Трегера. С каждым годом растёт его популярность.  В 2003-ем году записан диск песен поэта под названием "Между старым и новым".  Его поэзию отличает многоплановость и мелодичность. Многие произведения построены на столкновении лирического героя с обстоятельствами или с самим собой. Поэтому неслучайно то, что Михаил Трегер написал много песен для спектаклей.

   Так, в 2006-ом году выходит в свет третий альбом поэта "Взгляд из партера. Для театра и о театре".   В него вошли "Песенка Кати", "Эшелон", "Эшелон через четверть века", "Тема Вики Люберецкой", "Слева враг, справа враг", "Фокстрот сорокового года", "Песня Бандер-Логов", "Песенка Ланцелота", "Песенка Дракона и толпы", "Финальная песенка сказочного персонала", "Скажем спасибо сказке", "Песня Вана-водоноса", "Вновь Мельпомена раскинет сеть" и другие песни.
      
   В 2008-ом году выходит в свет первая книга стихов поэта – "Выбираю наугад".

   Люди, знающие Михаила Трегера, говорят, что его лирический герой органично   сливается с автором. Он – честный, искренний, открытый, очень ранимый и впечатлительный. А поэзия для него – это островок для души, находясь на котором он спокоен, свободен в выражении мыслей и чувств, откровенен и искренен с читателем.
 
"Здравствуй, я – твоя ошибка,
Получи, и распишись;
Вглубь глядит златая рыбка,
А жар-птица смотрит ввысь.
Я же где-то между ними
Протянул цветную нить,
Сохранивший только имя –
Больше нечего хранить.

Сколько их, хранящих знамя,
И лишившихся знамён,
Безымянных – с именами,
Именитых – без имен;
Эта рыбка, эта птица
Меж собой поделят их…
В первых – можно ошибиться,
Невозможно – во вторых.

Не делами, не грехами,
Не по степени родства –
Мы коснулись именами,
Что затеплились едва.
Только имя тоже зыбко,
Миг – и гаснет невзначай…
Здравствуй, я – твоя ошибка.
Впрочем, здравствуй – и прощай".
 
   В предисловии к книге Виктор Шендерович, театральный педагог, писатель и сценарист, пишет: "Михаил Трегер гармоничен – и наивен в самом чудесном смысле этого слова. Шестой десяток лет научил его держать удар, но не отнял счастье видеть мир незамыленными глазами. Ждать любви, удивляться жизни, настаивать на понятиях чести. Этот ребёнок внутри делает возможным высокие лирические взлёты, - и он же, этот ребёнок, не хочет расставаться, как с любимой игрушкой, с необязательной ранней строчкой, песенкой к забытому спектаклю, случайным каламбуром… Не хочет, потому что даже не самая большая поэтическая удача – у Трегера всё равно – не дежурные "стихи на случай", не профессиональное – "ни дня без строчки", а вдох и выдох, форма жизни… Главное "в случае Трегера"– не гражданственность, а верная интонация, равенство себе, искренность и ум.

Никого нельзя жалеть –
Ни красавца, ни уродца,
Эта жалость обернётся
И ударит, словно плеть;

Никого нельзя прощать
Ни за слово, ни за дело,
Что хоть раз тебя задело,
То прорежется опять.

Никого нельзя щадить
Ни в полёте, ни в паденьи –               
Беспощадней снисхожденья
Ничего не может быть.

Но сквозь ниточку дождя
По запущенным аллеям
Я иду, опять жалея,
И прощая, и щадя…

   Этим строчкам ровно четверть века – но при Андропове они написаны или при каком-нибудь Тиберии, значения, кажется, не имеет. Просто хорошие человеческие стихи".

                *  *  *

  15 марта 2014-го года, к шестидесятилетию поэта, в Голубом зале Дома молодёжи Василеостровского района, состоялся юбилейный концерт Михаила Трегера.  Мероприятие прошло под девизом "На все сто". Этим концертом он отметил также и 40-летие деятельности в Клубе авторской песни "Меридиан". На концерте прозвучали стихи и песни автора, и одновременно была представлена его новая книга "Второе тридцатилетие". В неё вошли как совсем новые, так и ранние стихи поэта.   

   Открываю книгу, читаю "Предисловие". Уже не удивляюсь тому, что поэт цитирует в нём любимого с детства писателя Александра Грина: "Они жили долго и умерли в один день". Пытаюсь понять, о чём думал поэт, когда ставил во главу угла книги эти строки. 

    С первой страницы автор начинает разговор с читателем: "Книжка эта называется "Второе тридцатилетие", и это не случайно – в жизни сумма не всегда является результатом сложения составных частей, иногда бывает больше, иногда меньше. И вам судить о результате".


Вчитываюсь в стихотворный текст:

"Мы жили долго, очень долго;
В Каспийское впадала Волга,
Нева – к Балтийскому текла.
Мы стали вдруг не одиноки,
И наши устья и истоки
Сплели в единые тела.
Нам доля выпала такая –
В кольцо пространство замыкая,
Не ставить время на учёт;
Пусть водопад вблизи грохочет,
Река и знать того не хочет,
А только знай себе течёт.
Века прикроют наши веки,
И в одночасье канут реки
В свой сокровенный водоём;
Не зная доблести и долга,
Мы жили, может быть, недолго,
Но всё же дожили вдвоём".

    В этом философском рассуждении поэт пытается проникнуть в скрытые от всех тайны мироздания, в котором сплелись все начала и концы, века и годы, времена и время, отведённое без учёта, по мнению поэта, каждому из нас в пространстве, замкнутом в кольцо. Мы – частицы этого мироздания, плоть от плоти его, кровь от крови. Несколько раз в книге встречается и слово "пыль" применительно к обитателям планеты. Пройдём вслед за поэтом весь путь, ориентируясь по расположению стихов в книге, как по карте звёздного неба, чтобы достучаться до сути, вложенной в поэтические строки.

   Интересна композиция книги. Поэт не торопится знакомить читателя с содержанием своих творений. Он ведёт нас за руку к постижению их сути. Поэтому вслед за словами "От автора" появляется "Предисловие", а затем – "Пролог", вводящий "в новый круг" нового тридцатилетия, в котором прошлое сливается с настоящим, как реки с морями, и нет между ними границ времени и пространства. И каждый из нас не знает, сколько ему   ещё отпущено, сколько отведено в новом "промежутке, вместившем новый круг":

"Уверенно "когда-то"
Вливается в "теперь",
Меж возрастом и датой –
Не запертая дверь.
И, не приемля шуток,
Года отступят вдруг…
Но краток промежуток,
Вместивший новый круг".

   В "Прологе" выражена жизненная философия Михаила Ефимовича Трегера. В моих словах – моя интерпретация замысла книги. Создавший её может в чём-то со мной не согласиться, но творчество – это настолько индивидуальный, порой подсознательный процесс, что понять его суть – не в нашей власти. Да и, как известно, настоящий пиит пишет по наитию. Он, порой, сам, прочитав вчера написанное, удивляется, что его рука выводила те или иные строки. Во всём – божий промысел. Каждому дано то, что он имеет, что в него вложено, но распорядиться своими способностями - он должен сам. В этом и смысл слов о свободе выбора. Человек вправе делать свой выбор, но ответ держать ему самому.
 
   Об этом говорит Михаил Трегер в своих стихах. По-видимому, его пера коснулось провидение, поэтому он так глубоко сумел заглянуть в мир непознанного, приоткрыв нам его занавес.

   Поэт постоянно в пути, в прямом и переносном смысле слов, за ним не угнаться. А время идёт, часы отстукивают его ход, напоминая истину: всё проходит, но настоящее – в каждом сердцебиении. "Часы звучат всё тише", но сердце, хоть и с годами надорвано, продолжает стучать в ритме своего времени. Человеку подвластно идти в такт его ходу и своему сердцебиению. И "хоть стук часов всё тише", желание жить – даёт опору, творит чудеса. "Мы ещё повоюем, чёрт возьми", слышу я тургеневские мысли в заключительных строках стихотворения "Юбилей":

"Юбилей входил в тот дом
И состарился ходивши,
Ни впрямую, ни по почте,
Не застав того жильца.

А мораль, наверно, в том,
Что часы стучат всё тише,
Если рядышком всё громче,
Им назло звучат сердца".
 
   А я продолжаю дальше входить в мир поэтической мысли автора и его лирического героя. Стихотворение "Второе тридцатилетие", по которому дано название книге, – известно многим. Оно открывается строками барда Юрия Кукина:

"Тридцать лет – это возраст вершины..."
       
"Прощай, моё второе
Тридцатилетие,
Короткое такое,
Как междометие;
Ты вопреки прогнозам
(Осенним, Боже мой!)
Вошло в меня занозой,
А, может быть, стрелой.

Клинический мой случай
Излечат чёрта с два,
Но это всё же лучше
Здоровья большинства.
Расплата дорогая –
За мой второй подъём:
Мы маем – запрягаем,
Да правим – декабрём.

Прощай, мое второе
Тридцатилетие;
Сдаю уже без боя
Высоты эти я.
Какой мне срок присудят,
Не ясно никому:
Но третьего – не будет,
Оно и ни к чему".

  Светлая грусть слышится мне в этих строках поэта. Но шестьдесят лет – это не   возраст, это только цифры. Главное, чтобы душа не старела, чтобы жила вера в те чудесные паруса Александра Грина, к которым мчит нас ветер судьбы.

   Сегодня мне подумалось, что стихи Михаила Трегера нужно читать в тишине, отключившись от мирских забот, в комнате, где никто и ничто не мешает восприятию   его откровений. Поэт делится своими мыслями, доверяя их всем. Но не каждый может его понять, так как его поэзия рассчитана на интеллигентного слушателя, способного её воспринимать и учиться жить на основе открытых ему истин.

   Каждое слово произведений Михаила Трегера несёт на себе большую смысловую нагрузку. Его нельзя заменить, переставить, убрать – тогда изменится смысл, прервётся нить, соединяющая цепочку мыслей, ведущую в душевные глубины.
 
   Лирический герой Михаила Трегера делится с читателем тем, что наболело, накопилось, требует выхода. Он продолжает свой рассказ о сокровенном:

"Я тот, по кому скучают,
И тот, с кем рядом – не могут,
Тупик, которым венчают
Не выстроенную дорогу,
Не выхоженное поле,
Не ставшие светом тени;
По мне скучают – не боле,
А, может быть, и не мене…"

   Поэт очень требователен к себе, к своему перу, которое воплощает то, что памятью перерабатывается и готово каждую минуту прорваться словом, делом, действием.

                *  *  *

   Тема времени, образ часов, маятника проходит красной нитью через всё творчество Михаила Трегера. Вчитайтесь в строки его стихотворения "Маятник", присмотритесь к его движениям, прислушайтесь к знакомым звукам "тик-так, тик-так" и попытайтесь понять мысль поэта об уходящем времени, которое он чувствует наряду с биением своего сердца.

"В круговерти трамвайной и маетной
Календарь и всё прочее врёт,
Но поскольку качается маятник,
Значит, время куда-то идёт.

Значит, нам далеко до отчаянья,
Значит, есть незначительный шанс,
Что на краткий период качания
Этот маятник выберет нас.

И качаясь во тьме,
В нашей общей судьбе,
Чередуя то минус, то плюс,
От тебя ли ко мне,
От меня ли к тебе,
Ускоряет слабеющий пульс".

   В стихотворении "Часы" лирический герой обращается ко всем нам, живущим одним днём в повседневной маете и заботах, с призывом оглянуться, всмотреться и увидеть человека, идущего рядом, с его бедами и тревогами. Стихи Михаила Трегера нельзя цитировать строками, да и строфами. В них от начала и до конца развивается мысль, ход того самого маятника, который отсчитывает минуты нашей жизни.  Читать его произведения нужно целиком, полностью, от первого до последнего слова, потому что в каждом из них запечатлён миг нашей жизни, фрагмент судьбы, принятое решение, процесс, являющийся результатом открытия повседневных истин, созвучных нашему жизненному восприятию, мыслям, сознанию.

"У него, у неё
Было как-то жильё;
В нём часы –
Объяснить не сумею,
Но нехитрый завод
Запускаться мог в ход
Только Ею, одной только Ею.

Он старался, чудак,
Делал так, делал сяк,
Обсуждал неудачи со всеми…
Может быть, у него
Не хватало того,
Что из нежности делает – Время.

День ли, век миновал,
Только маятник встал,
А за ним – и жильё опустело;
Не по силам одной
Этот мир заводной,
Не по силам – и Ей надоело.

Вот и весь анекдот,
Кто захочет – поймёт;
Мысли – мелки, и образы – мелки.
Только маятник ждёт,
Может, кто-то толкнёт,
Что-то скрипнет,
И двинутся стрелки.

Жутко вплетён отлив
В сотню других примет…
Маятник – тороплив,
Я, вероятно, нет…"

   Мудростью веет от слов поэта… Мыслями ухожу в прошлую осень, когда моя подруга, на которой держался весь дом, проболев совсем немного, ушла в облака, в вечность. Дом опустел. Маятник остановился. Мы с мужем сегодня ожидаем приезда в гости оставшегося в одиночестве друга. Мы знаем, что скорбь так быстро не проходит, но пытаемся запустить его часы, чтобы маятник отметил новый цикл, помог ему начать новый отчёт времени. Кто-то должен быть тем, кто запустит его ход в новом измерении…

   Тема времени не отпускает поэта.  Она и меня вслед за ним начинает преследовать. Очень уж близки мне мысли и чувства, вложенные им, например, в стихотворение "Квадрига". В нём всего-то несколько четверостиший, но каков их смысл?!

   Если в предыдущих стихах поэт говорил о Надежде и Вере, то в "Квадриге" появляются их верные спутники Любовь и Утрата. От любви до утраты – один шаг. Это известно давно, но почему-то именно сегодня, во время чтения стихов Михаила Трегера, эта истина прозвучала для меня настолько пронзительно, что я не могу оторваться от чтения книги дальше.

   На мгновение мне показалось, что я нашла ключик к пониманию внутреннего мира поэта, который может мне помочь открыть дверь в тайники его души. Вот что значит побыть с поэтом наедине несколько часов, погрузившись в его ощущения, переживания, мир открытых им истин.

   Так что же это было? Что же заставило меня воскликнуть – "Эврика!"?

   Перечитывая стихи о времени, я вновь ощутила ритм движения времени.  Мне показались откровением строки:

"Но – не вернуть мимолётного мига,
И унесла меня эта квадрига;
Лишь за стеной догорают мосты.
К материку под названием "Ты".
Вера, Надежда, Любовь – Утрата…
Жизнь – у заката, дорога – поката,
Нет виноватых ни в том, ни в другом…
Мчимся куда-то – спасибо на том".

   Почему на меня так подействовали эти слова? Или секрет этого в том, что в каждом стихотворении поэт добавляет по одному новому понятию, связанному с постижением мыслью новых горизонтов. Они – не новы эти истины, но показаны в движении, в жизненном развитии, в течении времени, отмеренного каждому в продвижении к   своему истоку, руслу, к корням…

   Почему я не заметила этого подводного течения времени при первом, да и втором прочтении стихов? Вероятно, тогда я ещё была не готова к осознанию написанного.                Вспомнились слова, которые слышала однажды, что новое постигается, когда ты готов к его принятию. Оно открывается тебе тогда и становится понятным для восприятия.  Стихи Михаила Трегера… Они не отпускают. Почему? Наверное, я жду от них разгадки тайн бытия? Может, всё же сумел поэт проникнуть глубже в разгадку его тайн? Может, он увидел за "утратами" новый пласт, мне неведомый?

   И вот мысль поэта выводит меня своей "Непрощальной песней" на новый виток, новое откровение. Оно – в прощении и прощании:

"Прощает – один, но прощаются – двое.
Прощения нет – и прощания нет.
Что было вчера путеводной звездою,
Сегодня – объект, убивающий свет.
И мир холодеет, и раненой птицей,
Срываясь с крыла, по спирали летит;
Кого не простил ты – с тобой не простится,
С кем ты не простился – тебя не простит.
Не вырваться нам из проклятого круга,
Где не существует ни "после", ни "до",
Всё дальше и ниже идём друг от друга –
Не друг от не друга, никто от никто.
Пульсирует нерв, оголённый, как провод,
На ноты раздёрган заветный мотив,
Сегодня над нами куражится повод,
Причину забыв, и сомненья забыв.

Время идёт.
Время, быть может,
Даст невзначай
То, что прошу –
Даст мне лишь тот
Миг, что не прожит,
Там, где – "прощай",
Там, где – "прощу".

Уходим во тьму, спотыкаясь устало,
По лунной дорожке устало скользя;
Что было – то было, что стало – то стало…
Простит ли нас тот, с кем проститься нельзя?
Простит ли, поманит ли ввысь за собою,
Назначит судьбою покой или свет…
Прощает – один, но прощаются – двое,
Прощания – нет, и прощения – нет".

   Мне хотелось в этой статье провести литературоведческую работу по определению тематики произведений Михаила Трегера. Но я столкнулась с феноменом, которому пока не вижу аналога в литературе. Поэта ведёт мысль, а она, по-видимому, в свою очередь ведома.  И я пока не знаю: поэт сознательно создаёт свои творения или не может разорвать эту нить, цепочку, связывающую его с будущим, с тем, что пока никому не известно, непостижимо и таинственно…

                *  *  *

   Недавно моя виртуальная подруга, Наташа Ружицкая, поделилась своей тревогой, что, выйдя на пенсию, она как-то потерялась в жизни. Я отправила ей по электронной почте книгу стихов Михаила Трегера "Второе тридцатилетие" в надежде, что стихи поэта помогут ей обрести веру в себя в период её второго жизненного тридцатилетия. Каково же было моё удивление, когда наутро я получила от неё неожиданное сообщение. Думаю, что его содержание заинтересует и поэта, которому оно адресовано.

   "Ирене, вчера я весь вечер читала стихи Михаила Трегера, высланные тобой. Меня зацепило его "Кто сказал, что всё кончилось". Я напомню тебе его строки:
"Кто сказал, что всё кончилось –
Звёзды в апреле! На Елагином зимние чахлые ели?
Над Заливом паря, поздний лист ноября? Кто сказал, что всё кончилось?
Зря.
Всё случилось, конечно, как ты захотела;
Взмах рукой – прикипело, другой – отлетело…
И пошли вдоль Земли – невпопад, не во след.
Кто сказал, что всё кончилось?
Бред.
А на круг оказалось, что кончилась малость –
Уважение. Дружба, Любовь. Что осталось
Под пернатым мохнатым крылом бытия?
Кто сказал, что всё кончилось?
Я"

   "Вот мой ответ поэту", - пишет Наташа.
"Кто сказал, что ВСЁ кончилось…
В дымке осенней ВСЁ исчезло, растаяло, стало невидимым…
Почему же тогда так упорно, отчаянно,
Мысли вновь возвращаются, и, ненавидя их,
Сердце, словно колючая ветка шиповника,
Вопреки той хвалёной, проверенной логике,
Зацепилось, "отбилось" от ритма и… замерло…
И не ищет причину, не ищет "виновника"...
Что искать… Да, потеряно, либо утрачено…
То, что было Надеждой и Верой… Спасением…
Но ведь в этой Вселенной, где мы "напортачили",
Объявления нет: "Не придет Воскресение".
Кто сказал, что ВСЁ кончилось? Осень продрогшая
На платановых листьях оставит послание,
В нём не будет упрёков и слёз одиночества,
Будет тот же вопрос: "Кто сказал, что ВСЁ кончилось?"

   Такова история знакомства моей подруги с творчеством Михаила Трегера. Она имеет и своё продолжение. Писатель Валентин Васильевич Кузнецов, узнавший от меня об этой истории, попытался проанализировать ответ моей подруги поэту с точки зрения, вложенной в него мысли:

   "Кто-то сказал: "Если бы всё можно было выразить словами, то музыки не существовало бы". Аналогично можно сказать: "Если бы всё можно было выразить прозой, то поэзии не существовало бы". Поэтому-то так сложно выразить прозой то, что выражено поэзией, стихами, сказано поэтами. В частности, почти безнадёжное дело – анализировать идеи, мысли и чувства, содержащиеся в стихотворении Михаила Трегера "Кто сказал, что всё кончилось" и в ответе на него Натальи Ружицкой. В любом случае такой анализ был бы субъективным. Если же в этих произведениях сопоставлять не формы выражений, а только основные идеи, то они, на мой взгляд, таковы:

– у Михаила Трегера:

"А на круг оказалось, что кончилась малость –
Уважение, Дружба, Любовь. Что осталось
Под … крылом бытия?"

– у Наташи Ружицкой:
"Осень … оставит послание,
В нём не будет упрёков и слёз одиночества,
Будет тот же вопрос: "Кто сказал, что ВСЁ кончилось?"
А за ним и ответ прозвучит, и придёт Воскресение".

  В этом смысле ответ Наташи Ружицкой не является ни возражением автору, ни противопоставлением, а естественным продолжением и развитием. Он утверждает, что потеряно, конечно, не всё, что жизнь продолжится без "упрёков и слёз одиночества", а вопрос автора "Кто сказал, что ВСЁ кончилось?" так и останется вопросом уровня "Быть или не быть?" пока не прозвучит на него ответ как пророчество, как откровение".
 
   У каждого человека своё вИдение, свой ответ на, может быть, риторические вопросы поэтов. Мужчины мыслят иными категориями, чем женщины, их суждения логичны и конкретны.  В вопросах абстрактно-философского содержания они более прагматичны и осторожны в своих суждениях. Но процесс литературоведческого анализа творчества Михаила Трегера начался. И это очень важно, что читатели наравне с писателями и критиками принимают в нём участие.
 
   Когда я поделилась с Наташей этой мыслью, она после недолгого молчания ответила: "Да, у каждого свое вИдение, но есть еще один момент. Не все умеют анализировать информацию, вернее, их надо к этому подталкивать... В каком-то смысле твои рассуждения-миниатюры подталкивают к размышлениям, причем серьезным.... И даже если нет ответов на многие вопросы, это уже хорошо, чтобы задумываться, переосмыслить...  Это как разговор по душам, который не прибавляет денег, не решает что-то ещё прозаическое, но зато на сердце становится легче..." Я благодарна Наташе за эти слова.

                *  *  *

   Дух странствий направляет Михаила Трегера посмотреть другие континенты, увидеть новые страны, но не просто путешественником, а поющим поэтом.

   В 2006-ом году он пишет стихи "Возвращение из Америки"

"Шум в голове и шум в душе затих,
Пришла пора – заглядываем вдаль мы;
Всё, как у нас, когда б не эти пальмы:
Да что там пальмы, видели мы их.

В лесах – грибы, в пустынях – пустота,
Кураж листвы и серые сугробы;
Всё, как у нас, когда б не небоскрёбы:
Что небоскрёбы - вон их до черта.

Куда ни глянь, провинциальный вид
В себе таит имперские ошибки;
Всё, как у нас, когда бы не улыбки:
Вот здесь у нас, признаться, дефицит.

Уже ноябрь, кряхтя, надел пальто,
Дожди в снега переползают косо;
Всё, как у нас, когда б не два вопроса:
У них – "Зачем?", а вот у нас – "За что?".

   Осенью 2011-го года Михаил Трегер – с гастролями в Германии, а в декабре – уже вместе с другом – московским бардом Александром Перовым – в Южной Америке даёт концерты в Перу. Эти концерты прошли в рамках дней "Российской бардовской песни" в Латинской Америке под эгидой ассоциации соотечественников "С тобой Россия!"

   Песни Михаила Трегера близки мне по тематике, по мыслям, волнующим его, по чувствам и манере исполнения.

   В какой-то момент мне очень захотелось узнать, в каком городе в Германии был поэт на гастролях. Я набралась смелости и написала Михаилу Ефимовичу на адрес его электронной почты.  Ответ пришёл неожиданно быстро:

   "На Вуппертальском фестивале, дал концерты в ряде городов, среди них в Дюссельдорфе, Штутгарте и Марбурге". Там, в сентябре 2011-го в городе Марбург, он и написал песню:

"Отречёмся, отряхнёмся
И от мира, и от войн;
Лишь бы жёлтый шарик солнца
Полыхал над головой,

Осязал лучами крыши,
Словно щупальцами дно,
А в Москве, или в Париже –
Солнцу это всё равно.

Видно, это – неизбежность,
Что меж чопорных столиц
Побеждает всё же нежность
В споре замкнутых границ.

Отречёмся, отряхнёмся
И пойдем – Бог весть, куда...
Мы везде еще вернёмся,
Отовсюду – навсегда".

   Анжелика Миллер, участница слёта в Вуппертале, так описывает участие Михаила Трегера в концертной программе:
 
   "Михаил, коренастый мужичок-Карлсон, с рыжим ореолом волос, с хитрым прищуром, взбежал на сцену и сразу увлёк слушателей своей беседой. Михаил читал стихи, пел песни, рассказывал интересные истории из своей жизни. Мы узнали, что для детей он всегда был дядей Мишей и Карлсоном, и потому у него, вероятно, есть песни такие, которых ни у кого нет: "Песня Пожилого Карлсона" и
"Песня Пожилого Малыша".

Они уходят, а не улетают,
Никто вернуться мне не обещал…
Настанет время – крышу залатают,
А твой чердак переведут в подвал.

Они уходят – все, кто был мне близок,
И никого ничем не удержать;
Я отделен от них одним карнизом,
Но ты меня не научил летать.

Стою один на обветшалой крыше;
На старый город опустилась ночь.
Я – наверху, но мне пора и выше,
И ты уже не в силах мне помочь.

В этот день он пел песни "Голубой лев", "Ночной полёт".

   Михаил признался, что он никогда не был заядлым туристом и не ходил в походы, но его песни постоянно входили в туристические сборники. На самом деле он, театральный писатель, много писал для театров и решил, что его творчество можно разделить на три группы: "Песни к состоявшимся спектаклям", "Песни к несостоявшимся спектаклям", "Песни к несостоявшимся спектаклям по ненаписанным пьесам". Михаил пел замечательные песни в театральном жанре: "Дракон", "Маятник".

    Весной 2014-го года Михаил Ефимович побывал в третий раз в Израиле. Выступал там с концертами, исполняя песни "Для того, чтоб зажечь костёр" из спектакля "Тряпичная кукла", "Надежда", "Холодная песенка", "Диалог у окна", "Прощай" и другие". 


                *  *  *

   
    Весной 2014-го Михаил Трегер выступал с концертами в Израиле, а летом
 2014-го он уже на 21-ом уральском фестивале "Барды на бис".

    Ответы барда Михаила Трегера на вопросы журналиста заставляют задуматься:

 – Каковы на Ваш взгляд различия авторской песни семидесятых-восьмидесятых и сегодня? –

Михаил Трегер ответил:

  – Именно в 70-ые самодеятельность стала жанром, сохранив диалоговость и сокровенность, но приобретя профессионализм. В 80-ые началась тенденция перекоса в сторону профессионализма в ущерб основному – тем самым искренности, диалоговости. Я не за "три аккорда" – я против того чтобы деревья заслоняли лес.
А в 90-ые этот процесс усилился, приведя к тому, что бренд "авторская песня" присвоили и несостоявшиеся рокеры, и доморощенные музыканты... Авторская песня из явления поэтического, призванного сохранять, спасать русский язык, низведённый стараниями СМИ и интернета до уровня заплёванного тротуара, превратилась в нечто проэстрадное и квазимузыкальное.

 – Что для вас профессионализм в авторской песне?
 – Для меня – прежде всего Слово. Плюс баланс Слова и Звука. И, конечно, нельзя унижать гитару примитивным бацаньем.

 – То есть должен быть баланс между искренностью, диалоговостью и профессионализмом?
 – Баланс всегда необходим – слова, звука, аккомпанемента. Именно он достигается профессионализмом. Но искренность, диалоговость – вне баланса, они должны быть органично присущи песне. Профессионализм - не допускать лажи в тексте. Профессионализм - это не допускать фальши ни в звуке, ни в эмоциях; всё это мигом вылезет наружу.

 – Есть ли у Вас любимые песни?
 – Про любимые песни обычно отвечают – "Только что написанная". И это правильно. Если она - не любимая, значит, ты ей не болеешь.  Ты должен сам удивляться произошедшему, иначе – это не Настоящее, не Творчество.

 – Вы бы хотели написать книгу об авторской песне?
 – Теория – не моя стихия. А практика – две моих книги, "Выбираю наугад" и "Второе тридцатилетие". Их я собираюсь привезти на фестиваль.


                *  *  *

    Энергии и активности Михаилу Ефимовичу – не занимать. Откуда он только время   на всё находит. Не занимать ему и интереса к жизни, к познанию новых материков и знакомству с людьми. В начале июля 1915-го года Михаил Трегер – председатель жюри бардовского фестиваля "Изборская крепость" в городе Изборске. В конце июля 2015-го он ведёт традиционную творческую мастерскую Трегера на фестивале "Гринландия" в Кировской области.

   С 21 по 23 августа 2015-го – на фестивале "Мир бардов" в селе Ширяево Самарской области. Здесь он – председатель жюри фестиваля и интернет-конкурса, а также принимает участие в вечернем благотворительном концерте. Этот фестиваль –   самостоятельный уникальный проект. Для Михаила Трегера он – особенный. Это площадка, где творчество поющих авторов освобождается от конкуренции. Здесь всё – только для бардовской песни и во имя её развития.
 
   Процесс написания новых стихов и выступления на концертах Михаила Трегера –   продолжаются. В августе 2015-го он пишет строки, в которых прямое обращение к каждому из нас независимо от возраста и образа жизни.

"Привыкай к усталости –
Это, брат, не плохо.
Не ищи тут жалости,
Не ищи подвоха.
Всё твое заслужено –
Беды, и награды;
Что рука натружена –
Не грусти, не надо.

Привыкай к усталости –
Это, брат, не сложно.
Это – не от старости,
Старость невозможна.
От дорожной повести
Без конца и края,
От тревожной совести –
Есть ещё такая.

Привыкай к усталости –
Это, брат, почётно.
Было что, осталось что –
Две шкалы отсчёта.
Там – свободно дышится,
Здесь – пришла усталость,
Там – живём Несбывшимся,
Здесь – всё посбывалось".


                *  *  *

   Михаил Ефимович – человек семейный. Он с гордостью сообщает в одном из писем:

– У меня – любимая жена, дети и четверо внуков.
С гордостью и любовью перечисляет имена внуков и внучек:
 – Вася, Олеся, Олеся, Василиса.

Дочке Насте поэт посвящает стихотворение "Змей"

"Я обронил билет счастливый
На склоне тающего дня,
И если тот билет нашли вы,
То сохраните для меня.

Мне так нужны билеты эти –
Надежда в несколько монет.
И дело вовсе не в билете,
А в том, чего в билете нет.

С мечтой бумажной, словно с мачтой,
Я связан крепко, на века…
Три цифры – здесь, где я пока что,
Три цифры – там, где нет пока.

А мы с тобой запустим змея,
Такого же, как и тогда,
Когда бывали дни светлее,
Длинней года, мокрей вода.

Оттуда сверху все виднее –
Трамваев бег, мельканье лет…
И, может быть, удастся змею
Увидеть этот мой билет".

   И я представляю себе на лице Михаила Ефимовича добрую улыбку, по ней его ни с кем не спутать. Поэт продолжает говорить с нами, рассказывать о себе, о своих сомнениях и тревогах, о борьбе и столкновении света с тьмой, усталости с творческими озарениями, печали с радостью. В конечном итоге в нём побеждает уверенность в завтрашнем дне, который несёт с собой как прежде Свет, Надежду, Веру и Любовь.

"В извечном споре "Да" и "Нет",
В неразрешимом споре,
Мне выпал свет, мне выпал свет
И в радости, и в горе.

Я свет ловлю своим окном,
Как теннисной ракеткой,
Уже – не так, уже – с трудом,
Уже не очень метко.

Всё чаще побеждает "Нет"
В преддверье зимней стужи;
Мне выпал свет, но выпал снег –
Внутри, а не снаружи.

И всё же, раз в моём окне
Хоть изредка светает,
Сдаётся мне, сдаётся мне –
"Да" снова побеждает".

    В песне последних лет "Платить приходится за всё" поэт размышляет об ответственности каждого за свои слова и поступки, за мысли и чувства:

"За яркий праздник бытия,
За взлёт – и долгую усталость,
За то, что рядом с буквой "я"
Страница "Ты" вдруг оказалась;

За пораженья и победы,
К которым так и не привык,
За терпкий вкус ночной беседы,
И за прикушенный язык...

На сердце множатся заплаты –
И поделом, и по делам;
Никто не избегает платы,
И список продолжает сам.

Я оседаю, как осадок,
Что жалко вылить, горько пить;
Осадок мой, увы, не сладок;
Платить – не значит заплатить".

   Гражданственность, активная жизненная позиция, поиск вечных истин – ведут его по дороге жизни. Я рада, что являюсь современником этого глубоко думающего поэта, исполнителя своих песен.  Песня "Хочется жить", написанная Михаилом Трегером ещё в девяностые, актуальна и в наши дни. Она близка мне по мировосприятию.  Сегодня я произношу её слова вслед за поэтом:

"Хочется жить, или хочется выжить –
Близкие цели, далёкие средства;
Тянем стволы мы то ниже, то выше,
Из одного плодородного детства.

Соки бегут, распускаются кроны,
Листья теряя в осеннем ненастье,
Только вот корни – молчат наши корни,
И непохоже, что это – согласье.

Как же случилось, в какую годину,
В жадном хватаньи холодного солнца
Мы перестали пускать в сердцевину
Старых друзей, словно новые кольца,
Близких людей, словно новые кольца?

Век мой уходит, как лист ярко-рыжий,
Мчится к подножью, как к детству и дому;
Хочется жить мне и хочется выжить,
Первое предпочитая второму".

   В настоящее время Михаил Трегер успешно трудится на одном из предприятий Санкт-Петербурга, который называет Питером. Он любит свою профессию инженера, называет её достаточно творческой. На сегодняшний день он автор семи изобретений.
   Поэт в постоянном поиске и в движении. Возможно, что сегодня он уже член жюри очередного фестиваля, а всё пространство вокруг него, как всегда, проникнуто положительной энергетикой. Тепло его души чувствуется даже на расстоянии, пронизывает его фотографии, которые я рассматриваю, находясь в центре Европы, пытаясь понять, откуда в нём эта сила духа, внутренняя неуспокоенность, всеобъемлющая любовь к ближнему и к миру его окружающему.
   В песне "Пора чистовиков" Михаил Трегер откровенно доверяет свои мысли другу-слушателю, и я слышу в его словах зов внутреннего "я", подсознания, совести.

"Победам прошлым грош цена
Для будущих – разбега мало;
Я память выберу – она
Пока что мне не изменяла.

Прошла пора черновиков,
Приспело настояться браге...
Пришла пора чистовиков
В судьбе моей и на бумаге".

   Пожелаем же Михаилу Ефимовичу в его третьем тридцатилетии внутреннего равновесия, дальнейших творческих побед и свершений.

Октябрь, 2015
Ирене Крекер