Прерафаэлиты. Уильям Холман Хант

Алина Алексеева-Маркезин
 Уильям Холман Хант.Изабелла и горшок с базиликом. 1868г

 Продолжим знакомство с основателями  братства ПРЕРАФАЭЛИТОВ.
          Уильям Холман Хант  - английский  живописец, один из основателей  Братства  прерафаэлитов. Настоящее имя — Уильям Хобман Хант, однако Хант сам изменил вторую часть имени, а под конец жизни она слилась с фамилией: Holman-Hunt
                Хант был студентом Королевской академии художеств, где познакомился с Милле и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов».

           Поначалу картины Ханта не были особенно популярны, но затем он приобретает известность. Проведя два года (1854-55) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин — «Свет мира», которая возбудила в художественной критике горячие споры.

        Хант женился дважды. После неудачного обручения со своей моделью Энни Миллер, он женился на Фанни Во, которая затем послужила моделью для Изабеллы.
Фанни умерла при родах в Италии и была похоронена на Английском кладбище во Флоренции рядом с могилой Элизабет Браунинг.

                Изабелла и горшок с базиликом. 1868

Картина изображает сцену из одноимённой поэмы английского поэта Джона Китса, когда Изабелла ласкает горшок с базиликом, в котором она закопала отрезанную голову своего любовника Лорензо.

               Она одета в полупрозрачную ночную рубашку и только что встала с постели, которая видна на заднем плане. Девушка облокотилась на созданный для Лорензо инкрустированный аналой, над которым развешена богато украшенная скатерть. На ней горшок-майолика, украшенный черепами — в нём погребен череп Лорензо. Богато украшенные волосы Изабеллы лежат вокруг цветущего растения.
 
Она забыла солнце и луну,
Она забыла синеву над садом,
Она забыла теплую весну,
Забыла осень с темным виноградом,
Не ведала, когда идут ко сну,
Зарю не удостаивала взглядом,
Сидела у окна, обняв цветок,
Который до корней от слез намок. (Китс)

       Хант превратил картину в своего рода дань памяти своей жене, использовав её черты при создании образа Изабеллы. Он работал над картиной в Италии ещё месяц, после чего вернулся в Англию и закончил картину в январе 1868 года.

Портрет Эдит" , сестра Фанни, в свой двадцать первый день рождения.
       Вторая жена Ханта, Эдит, была сестрой Фанни. В те времена в Англии было незаконно жениться на сестре погибшей жены, и Хант был вынужден поехать для этого заграницу. Эта женитьба привела к серьёзной размолвке с остальными членами семьи, особенно с его бывшим коллегой-прерафаэлитом Томасом Вулнером, женатом на сестре Фанни и Эдит Алисе.

 Наёмный пастух (The Hireling Shepherd), 1851

                Сам художник так писал о своей картине: «Она описывает пастуха, пренебрегающего своими обязанностями: он пользуется голосом не для того, чтобы окликать своих овец, а для своего удовольствия. Его образ указывает на пастырей, которые вместо того, чтобы служить своей пастве, предаются обсуждению вопросов, не имеющим ценности для человеческой души».

               Как видим, Хант стремился вложить в картину еще один смысл, ускользающий от современного зрителя – символически отобразить английские дебаты по религиозным вопросам, который художник считал абсолютно бесплодными.Пейзаж, написанный с натуры , яркий и солнечный колорит и назидательный сюжет картины обеспечил ей успех на выставке Королевской Академии 1851 года, сделав одной из самых популярных картин прерафаэлитов.

Уильям Хант.Козёл отпущения. 1856

             На картине изображён библейский козёл отпущения, на которого в праздник Йом-Кипур возлагали грехи всего еврейского народа и выгоняли в пустыню в качестве искупительного жертвоприношения. В соответствии с традиционной христианской точкой зрения, Хант верил, что козёл отпущения был прототипом жертвы Иисуса Христа и представлял собой мессию, описанного пророком Исайей как страдающего раба Господа. Картина обрамлена цитатами:
          И понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню…
        Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом (Ис. 53:4)

Уильям Хант. Тень смерти.

            Тень смерти религиозная картина Уильяма Ханта. Над картиной Хант работал с 1870 по 1873 года, после его второго путешествия в Палестину. Картина изображает молодого Иисуса, вознесшегося над своими хозяевами, когда он работал плотником.
          Критик Френсис Килверт так описывает свое впечатление от картины, когда он впервые увидел её в 1874 году:
Я сожалею о том, что ходил смотреть картину Ханта «Тень смерти». Это была пустая трата денег. Я думаю, что эта картина показная и отвратительная, и надеюсь больше никогда не увидеть её.

        Однако, картина имела большой успех и с неё нередко писали копии. Её популярность сделала возможным подарить её Манчестерской галерее искусств в 1873 году, где она хранится до сих пор.

        Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти, однако в конце концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина — «Леди из Шалотта»  — была закончена помощником, Эдвардом Хьюзом.

(The Lady of Shalott вместе с Хьюзом,  1889-1892) Леди из Шалотта, последняя картина художника.

 Это история девушки Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно прясть длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот.

              Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет .

                Картины Ханта отличаются тщательной проработкой деталей, яркими цветами и сложной символикой. На картине «Детский праздник» представлены жена и дети Томаса Фэрбэрна, выдающегося английского коллекционера предметов искусства и активного сторонника реформ в области дизайна.

              Фэрбэрн женился на Эллисон Каллауэй, дочери хирурга, в марте 1848-го. Монументальная фигура Эллисон Фэрбэрн воплощает собой символ семейной жизни: она представлена женой и матерью, учтиво разливающей чай. Костюм героини и богатый антураж подчеркивают состоятельность семьи.

           Нередко брался он также за пейзажные задачи, изменяя для них своему обычному направлению и заботясь лишь о верной и сильной передаче природы, в особенности же световых эффектов. К этому роду его произведений относятся картины «Лондонский мост вечером, в день свадьбы принца Уэльского», «Овцы на склоне холма» и др., а также акварельные виды Южной Европы и Востока.
Умер Уильям Холман Хант в 1910 г.

Галерею работ художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/4846039