И чего, вдруг, вспомнился мне этот мотоцикл? Наверно, многое с ним связано.
Права на мотоцикл я получил, еще в институте учась. У тестя был «Ковровец», капризная машина. По двору на ней рассекать быстро надоело, а по Риге было боязно, гаишники отберут. Ну, и пошел на курсы. Сдал на права. Начал ездить на нем по делам и на работу в Сауриеши, где подрабатывал фото лаборантом в туб больнице. Удобно, хотя и мокро иногда. Опять же, с тестем на рыбалку ездили, по грибы. Аппарат старый, и начала выскакивать четвертая скорость. В начале семидесятых, запчасти достать была проблема! В магазине никогда нет! А у спекулянтов, рядом – всё есть! Но втридорога! Купил, поставил. Через время третья скорость полетела. Опять морока. Надо же двигатель снимать, «раскалывать» его, вырезать новые прокладки, сложить и опять поставить. Что делать, денег-то на новый мотоцикл нет. В мечтах я, конечно, видел себя на «Яве», двухцилиндровой, а в самом крутом варианте, хотел купить «Паннонию» и установить на ней новый двигатель «Явы»- 350, переднюю вилку от «Явы» и кроссовый руль с коротким газом. Такую «куколку» я видел у магазина запчастей. Один звук размеренно работающих цилиндров завораживал. А как он упорхнул! Газанул и исчез. Машинка смотрелась мощно и необычно, переднее колесо явовское на 18дюймов, а заднее на 19 – «Паннонии» и была очень устойчивой на дороге, как сказал владелец. У «Явы» бывали случаи, когда её начинало бросать из стороны, в сторону, «вихлять» на скорости, и народ бился.
Стоила новая «Паннония» 600 рублей – десять моих месячных зарплат лаборанта. А ещё и достать нужно было. Короче - «хотеть не вредно».)) Но тут, как-то на дежурстве в скорой помощи, где я тоже подрабатывал, «водила» нашей скорой сообщил, что будет продавать «Паннонию» с малым пробегом, будет брать «Москвич». Я вцепился в него и спрашиваю цену.
- Если заведётся с одного «тыка» – 300 рублей, а если нет – 150! – Аппарат стоит в гараже уже три года без движения – отвечает.
Ударили по рукам. Приехали через день. Открыл гараж. Мотоцикл весь в пыли, видно, что никто его не трогал. Редкий выпуск – одиночка, нет даже крепежа для коляски. На спидометре 600 км. Покачал он его, чтобы размешать бензин с маслом в баке, качнул подсос, включил зажигание и мотоцикл с одного «тыка», завёлся. Триста! Отдал деньги, переписали, и я помчался домой. Машина – зверь, тянет бешено, по сравнению с «Ковровцем», 250 кубов, как- никак! Начало было положено!
На двигатель денег не было, да и достать его было сложно. Ездил на ней. Проблем – никаких! А тут, и институт окончили, и распределились за 250 км от Риги, в Латгалию.
Тут уже, я поставил на мотоцикл кроссовый руль с коротким газом, дуги, поворотники, а вот двигатель с вилкой «Явы» так достать и не удалось. Ездил на нём на работу с весны до осени, за грибами, а там были довольно крутые горки, где больше всего и росло боровиков. Все думал, как бы на мотоцикле по горам пособирать. Поставил заднюю покрышку кроссовую и заменил ведущую звездочку, на меньшую. Начал собирать боровики, не слезая с мотоцикла, легко преодолевая и горки и распаханные межи в лесу, складывая грибы в « лямочник» с каркасом за спиной! Час езды и три ведра грибов за спиной! Ездил на нём и на охоту на уток, и в баньку на хутор к друзьям, даже с «возлияниями», но он меня всегда привозил домой, правда и не перепивал я.
Шло время, подросли дети, и надо было семью возить в лес, и в садик – дачу, и на шашлыки. Решил продать и купить ИЖ с коляской. Нашелся покупатель, у которого обобрали «Паннонию» с коляской в гараже, мотор сняли. На запчасти решил взять. Я отказался продавать.
- Ты сначала попробуй, прокатись, а потом будем говорить! – сказал я.
Тот проехал, оценил, отдал деньги, те же триста рублей, и даже техпаспорт не взял! «На деревне ездить, сойдёт и так!» - сказал.
Расставаясь со своей «Панюнечкой», едва не всплакнул - скупая мужская слеза проскочила- таки, глядя на уходящий навсегда мотоцикл, верой и правдой служивший мне несколько лет…