Секретный и мистический лак П. П. Рубенса

Александр Разный
СЕКРЕТНЫЙ И ,,МИСТИЧЕСКИЙ" ЛАК ДЛЯ ЖИВОПИСИ - ПИТЕРА ПАУЛЯ РУБЕНСА (современная былина)

(1-я часть)
Из этого рассказа мы узнаем - почему краски на картинах Рубенса, (даже через несколько столетий) светятся и мерцают каким-то особым загадочным и мистическим блеском, как ни у кого в истории масляной живописи...
Этого секрета не знает никто, только двое - Рубенс и я! (за ,,базар, отвечаю...)
Расскажу я об этом впервые... Моё сообщение про этот ,,мистический" лак - серьёзное! Я бы сказал экспериментально-научное.

Как мы хорошо знаем, у живописцев всех времён всегда были свои технические живописные секреты, которые им передавали учителя, или они сами выходили на какие-то уникальные технико-технологические ходы, экспериментируя на своих холстах и досках. Эти секреты художники держали в строжайшей тайне и далеко не каждому своему ученику раскрывали суть этого ,,богатства"!
Братья Ван-Эйки, секреты своих изобретённых масляных красок берегли не меньше, чем родители оберегают своих детей! Меня всегда удивляла совершенно необычная идеальная сохранность картин Рубенса, а ведь прошло около 350-ти лет! Но сохранность его произведений это одно, но кроме этого у великого фламандца есть ещё один важнейший чудо-аспект!
Наверное, каждый, кто смотрел много живописи Рубенса, отмечал эту очень характерную особенность его живописи - необычный БЛЕСК и особое СВЕЧЕНИЕ красок! Особенно это видно на картинах которые написаны им лично, без участия своих многочисленных учеников... Краски не просто светятся - они горят и вибрируют! Это хорошо заметно в его эскизах, в портрете ,,Камеристки", в картине ,,Персей и Андромеда" и многих других.
В чём же тут дело, и почему такое сверкающее великолепие только на картинах Рубенса?! Ведь почти все художники 16-17 веков были крепко ,,подкованы" технически и знали все нюансы художественных материалов того времени. Знали до мелочей и умели виртуозно ими пользоваться...
Вот об этом секрете Рубенса и пойдёт повествование...

(2-я часть)
О волшебном секретном лаке Рубенса начну издалека... После аспирантуры в Академии художеств, я был назначен зав. лаборатории техники и технологии живописи. Это уникальная лаборатория - равной которой нет в мире. Основал её ещё в 30-х годах известный художник, автор трудов и учебников по технике живописи - Д.И. Киплик (1865-1942). Вновь же возродил эту лабораторию, лучший специалист в стране по технике живописи и копированию старых мастеров - профессор М.М. Девятов. Он много лет ,,рулил" копированием студентами-живописцами в Эрмитаже и Русском музее; а в лаборатории проводил различные эксперименты с маслами, лаками и красками. Мне очень в жизни повезло что у меня был такой мощный учитель, который очень любит живопись и всегда пытался в ней разобраться!

Я был ассистентом у Девятова в обучении студентов копированию старых мастеров. В лаборатории же, продолжил изучать ,,жизнь красок и лаков". Я готовил масла (льняное, ореховое, маковое) - варил их по много часов, сгущая и месяцами отстаивая на солнце. Готовил бальзамы, янтарные, копаловые лаки, и прочие сложные составы для живописи по старинным сохранившимся рецептам художников 17 века. Делал накраски с этими лаками и потом смотрел какой эффект происходит при сравнении образцов.
Приготовляя лаки я особенно любил использовать эфирные масла (лавандовое, розовое, розмариновое...). Получал я их на парфюмерной фабрике ,,Северное сияние", что на Лиговском. (расскажу одну короткую ароматную историю в связи с эфирными маслами). Как-то весной я получил на фабрике две бутыли (по 20 литров) лавандового и розмаринового масла. Когда принёс в лабораторию - поставил на стол перед окном... Весеннее солнце уже крепко припекало и минут через десять - бутыль с розмариновым маслом взорвалась... Впервые за всю свою историю, Академия художеств два месяца благоухала Розмарином... Сотрудники и студенты, тоже насквозь и надолго, были пропитаны этим парфюмом...

Но вернёмся к ,,МИСТИЧЕСКОМУ ЛАКУ" Рубенса!
Как-то лаборатория получила из бельгийского ,,Института Кореманса" (международный институт реставрации) журнал со статьёй по технике Рубенса... Статья была любопытная - в ней было много фотографий микрошлифов частичек краски в живописном ,,тесте". (увеличение в сотни раз). Специалисты института определили состав красок Рубенса и степень помола пигмента. Но только одного они не могли понять - что за МЕЛЬЧАЙШИЕ ЧАСТИЦЫ, разного размера, присутствуют в микрошлифах по всему объёму микро-фрагментиков?!
Я стал думать - что же это за частицы такие?! Ведь не могло же это быть простой случайностью!!! Рубенс был живописный АС, а повторяющаяся случайность тем более исключена...
И вдруг меня ОСЕНИЛО...!!!

(3-я часть)
Раз это не случайность, значит Рубенс добавлял в свои краски, или скорее всего в лаки и бальзамы, какое-то физическое вещество. Для чего?! И что это было за вещество? Какой эффект оно могло давать? Его живопись всегда мерцает и светится - как ни у кого! За счёт чего?

В старинных рецептах 16-17 века, мне никогда не попадались какие-то физические, белые, да ещё и светящиеся добавки...
Эврика! Да всё же очень просто! Значит, Рубенс, впервые стал добавлять в лак... ну, конечно же... - СТЕКЛО!!! И не простое стекло - а ХРУСТАЛЬ!
У хрусталя, коэффициент преломления света выше чем у масел и лаков (он, 2.00 единицы, а у лаков, 1.5. ед.). У алмазов ещё выше, 2.4 единицы... но это бы было слишком дорогое удовольствие даже для такого успешного художника как Рубенс!
Высокая дисперсия показателя преломления определяет ослепительную игру осколков стекла даже в уже просохших прозрачных лаках и бальзамах! Кроме этого вступает в силу закон Ньютона. Падающий на осколочки стекла свет, преломляясь в этих микро-призмачках выдаёт на выходе микро-радуги... При прохождении сквозь кристалл белый свет не только испытывает преломление, но и разлагается на спектральные цвета. Особенно велико значение цветовой дисперсии у алмаза и хрусталя, именно ей они обязаны своей великолепной игрой цветов - знаменитым ,,цветным огнем".
Кроме этого грани этих призмочек отражают свет и ,,выпускают на волю" тысячи микро-зайчиков! Это происходит когда луч света падает на поверхность прозрачного твердого осколка? Некоторая часть света отражается от его поверхностей, причем свет отражается под углом, равным углу, под которым он падает. Именно этот отраженный свет и определяет мерцание и блеск поверхности.

Получается что Рубенс хорошо знал эти законы природы и оптики! Эта гипотеза мне самому показалась достаточно любопытной, но нужно было её проверять экспериментально и на опытах доказывать её жизненную силу. Но начал я, не с экспериментов...
У меня была объёмная книга ,,Письма Рубенса" в переводе Анны Ахматовой. Я её, конечно, читал - и не раз, но сейчас я решил внимательно её перечитать именно на предмет этой оптической головоломки. С книгой я не ошибся - в письмах я сразу нашёл два доказательства своей гипотезы!

1. Рубенс не очень любил общаться с художниками (исключение - Диего Веласкес, с которым он два раза встречался в Мадриде и любил беседовать с ним о живописи). Но зато в удовольствие он дружил с учёными, оптиками и астрономами того времени и вёл с ними переписку. (несколько писем в книге есть)
2. В одном из писем к известному оптику и изготовителю телескопов, Рубенс пишет - ,,Дорогой друг, у меня к вам просьба, пришлите мне с посыльным два фунта хрустального порошка, надеюсь вы понимаете зачем он мне нужен, в свете нашего последнего разговора!"
Теперь, сомнений, что я на правильном пути - у меня уже не было! Оставалось только экспериментально это доказать... И я с большим энтузиазмом взялся за разгадку этой почти ,,детективной" истории..."

(4-я, заключительная часть)
...Теперь, сомнений, что я на правильном пути - у меня уже не было! Оставалось только экспериментально это доказать... И я с большим энтузиазмом взялся за разгадку этой почти ,,детективной" истории..."

Я решил ,,играть" по крупному... и пошёл в бухгалтерию Академии выбивать деньги на покупку фианитов (фианиты это искусственные заменители бриллиантов, кстати совсем не дешёвые и имеющие коэффициент преломления света, близкий к бриллиантам!) В то время главным бухгалтером Академии художеств была умная женщина с фамилией Этигон. (до академии она работала главной в Эрмитаже) Она крепко держала академию в своих руках и её побаивался даже ректор М.Орешников.
Она меня внимательно выслушала и сразу сказала: ,,Александр, ты что с дуба упал! Чтоб я дала такие деньжища, а ты их в каком-то лаке моментально растворил! Как говорил баснописец Эзоп - иди и выпей море! До свидания..."
Я понял что уговаривать её бессмысленно и напоследок ей сказал: ,,Человечество никогда вам этого не простит! А художник Рубенс, там наверху, больше не будет молится за вашу уважаемую бухгалтерию!"
Расстроенный, я направился к двери...
,,Стой - вдруг закричала она, - можешь покупать свои игрушки, деньги я переведу!"
Поднимаясь в свою лабораторию этажом выше, я чувствовал себя финским снайпером...

Два дня я долбил фианиты в большой бронзовой ступке, пока не почувствовал что порошок получился вполне приемлемым. Я сварил бальзам по рецепту 17 века, и сам на куранте растёр натуральные пигменты, которыми пользовался великий фламандец. Лак-бальзам получился средней густоты и прозрачный как слеза! Затем смешал его с фианитовым порошком и теперь всё было готово к началу эксперимента!

Я решил сделать две копии с гениального эскиза Рубенса ,,Охота на львов". Эрмитаж проявил заинтересованность и без проблем дал на это отмашку. Одну копию я задумал сделать с обычным лаком, а вторую, этими же красками, но с волшебным ,,бриллиантовым" лаком.
Работая над второй копией я понял очень важную вещь - лак необходимо было постоянно встряхивать, чтобы осколки фианитов не оседали на дно бутылочки. Первая копия с обычным лаком получилась достаточно яркой и свежей... Я положил её сушить и две недели не видел... Но когда была готова вторая - я около окна поставил их рядом... Gloria! Я не верил своим глазам... разница была поразительная!!! ,,Охота на львов", сделанная с фианитами - ,,горела" как солнце на восходе! Эффект был настолько мистическим и сильным, что изобразить это впечатление словами - не представляется возможным...

Статью про это открытие, я так и не написал, (уже не помню по каким причинам) и потому об этом - вы узнаёте первыми!
Естественно, никого бонуса от Политбюро КПСС мне не вручили, но зато главный бухгалтер, радовалась как девочка из детского сада, когда я принёс копии в её кабинет. ,,Ну Эзоп, - сказала она, - убедил ты меня на всю жизнь! Скажу тебе только одно, если вдруг для твоих экспериментов понадобятся настоящие бриллианты - приходи, поговорим, я чего-нибудь придумаю!"

Но как говорят в народе - если с ,,мистикой" поведёшься, от неё и наберёшься... Прошло много лет и бонус я всё-таки получил! Ко мне, в очередной раз, во сне пришёл Питер Пауль Рубенс. Рано-рано утром, мы поседели с ним в кафе на Петроградской и он сказал мне следующее - ,,Александр, я видел твою копию, сделанную с моим секретным лаком... но как ты догадался? Ведь до сих пор никому это не приходило в голову! У меня к тебе просьба - в Германии погибает моя картина, большой повтор ,,Охоты на львов", которую я сделал для англичанина Карлтона в 1618 году. Сделай что-нибудь... отреставрируй, что-ли - пропадёт ведь! Он передал мне бумажку с немецким адресом и растворился в Питерском тумане.

Через неделю я приобрёл эту ,,Охоту на львов" за совершенно разумные деньги! Картина была в неважном состоянии, размером 2,5 - 3,5 метра. Я привёл её в порядок и теперь она радует посетителей музея Рубенса в городе Зиген - городе, в котором родился великий и неповторимый фламандец Питер Пауль Рубенс!
Вот былине и конец, а кто слушал - МОЛОДЕЦ!

Александр Разный, ноябрь 2015.