Рецепт романа, не борща! или Универсальный синопси

Александра Зарубина 1
  Хочу сразу отметить, что  Муза, подвигнувшая   меня на написание  произведений, заглянула ко мне 7 сентября 2014 года и больше не покидала. Так я ей понравилась. Мы подружились, и я стала писать.

Как сказала Танечка Рямова, писала я в таком же темпе, как писал Достоевский, когда его донимали кредиторы. В отличие от Достоевского, меня кредиторы не донимали. Донимала только Муза.

Почему я запомнила эту дату? Просто, 6 сентября у меня день рождения. Нет-нет! Похмелье здесь ни при чём! Я вообще не пью. Открою секрет, это один из моих недостатков. Всего недостатков три. Но про два других говорить не буду.    

Свои  дни рождения, как бы это сказать, чтобы не навлекать дополнительные вопросы, я не отмечаю. Для меня, например, хороший осенний денёк с его романтичной слякотью значит больше, чем дата, связанная с моим рождением. Вот, примерно так. 

Недавно вполглазика смотрела по телевизору на канале «Ля минор» передачу о Лене Василёк. На вопрос ведущего, как она  придумывает свои песни, та ответила, что она ничего не придумывает, а только «записывает».

Так и я. Я ничего не придумываю. Я только записываю. Иногда могу бросить  торопливо записываемый роман, повесть или рассказ и, в  ускоренном темпе, написать нечто новое, тема, содержание и герои которого просто выскочили откуда-то и принудили меня писать о них.

Основное направление  моего, позвольте так выразиться, писательства – иронически-сентиментальная проза. Формы – от романа до рассказа.  В какой-то мере я стараюсь придерживаться  и совета Рэя Брэдбери ( не мне лично!), что надо начинать с рассказов.  Я пишу вперемешку. И то и сё.

Как я пишу большие произведения? Сразу хочу отмести возможные подозрения в некоем, пусть и мизерном, плагиате. История знает прецедент написания в общем-то до поры до времени малоизвестной писательницей мирового бестселлера о невинной девушке-студентке, влюбившейся в красавца миллиардера – любителя БСДМ.

Да-да, те самые «50 оттенков». Могу всех успокоить. Мой ответ «Пятидесяти оттенкам» я стала писать раньше, чем прочитала эти все оттенки и  поинтересовалась судьбой сих произведений и их скандальной, но, увы, не интересной, экранизации.

К тому же у меня нет под рукой свободных миллиардеров, мающихся дурью под названием БСДМ. Впрочем, в каждой избушке свои погремушки.

У меня своя техника. Только, ради бога, не надо воспринимать моё откровение, как рецепт, типа рецепта борща. Хотя внешне моё рассуждение по этому поводу и похоже на рецепт, пусть и не борща. Да и эту самую технику я обнаружила у себя только после того, как написала энное количество произведений.

Берём несколько компонентов. Героиня, герой, их окружение, сюжет, драматические и комические  завязки. Остановимся на основных.

Героиня, как правило, молодая девушка, обязательно студентка ВУЗа или уже работающая по специальности выпускница ВУЗа. Не красавица (хотя  есть и исключения, например, Машка  в романе «Николаев и Царевна-лебедь, она же Машка, она же Ксения, она же дочь нефтяника и чукчи» и Варька в романе «Африканский паук и другие ангелы-хранители Варьки»), но и не уродина.

 У каждой героини  во внешности есть что-то такое, на что мужчины сразу «клюют». Как правило, это красивые волосы. Длинные красивые волосы. Кстати,  в мужском журнале TIGER  практически все красотки, брюнетки и блондинки,  с длинными волосами. Мужчины, говорят, млеют от этого. Во всяком случае, мои герои – точно.   

Ну, к облику можно добавить милые глаза. Иногда очки. Да-да! Очки! И здесь дело вовсе не в отождествлении меня с героиней! Нет! Куда мне до моих героинь! Сто вёрст, и всё пёхом. И Фрейда  без особой нужды не стоит тревожить. Просто я всю жизнь носила очки, в том числе и в молодые годы, и мне ничего не стоит описать поведение героини и её комплексы именно из-за наличия у неё этих самых очков. Очки делают героиню, как бы это сказать, несколько беспомощной, нуждающейся в защите.

Героиня должна быть не выше среднего роста. Стройная и хрупкая. Впрочем, это она с виду хрупкая. Все мои героини сильны духом  и находят выход из любых ситуаций, какими бы жуткими те не казались.

Например, как Белова, попавшая с подругой Светой в западню в бандитском районе «Разборка» ( Байки про Белову). Или  студентка Майя, плутавшая в тайге семь дней ( «Принцесса Майя и недоделанный Ромео»). Или Ирка, попавшая с чужим младенцем в авиакатастрофу ( «Крошка – Прошка и невезучая трусишка Ирка»). Или героиня романа «Парадный конь Пахомов или Мадонна с Ванечкой», оказавшаяся с ребёнком в ломбарде в момент вооружённого ограбления.

Мои героини обожают музыку. Не новинки поп-музыки, не поп-королей и звёзд. Кстати, никогда не понимала, откуда у нас столько  звёзд. Промямлил или промямлила что-то под музыку, а чаще и без музыкального сопровождения, обработали по компьютерным технологиям, - и вот готовая звезда.

Мои героини слушают музыку всякую, но любят хорошую. Юрий Визбор. Олег Митяев. Елена Фролова. Оркестры Поля Мориа, Джеймса Ласта, Каравелли. Блонкер, блюзы. Да много чего есть хорошего. Классика в современной обработке. Рок-н-ролл Чака Берри. Группы Сплин, Couple. Немного Ваенги.

Ой, забыла про Пашу Кашина! Лапочка Паша Кашин! Прости, чуть не забыла про тебя!

Мои героини читают хорошие книги. Не потому, что они пай-девочки, а потому, что это хорошие книги. И музыка хорошая. Вот примерно и всё про героиню. Впрочем, ещё не всё. Практически у всех моих героинь нет родителей. Почему?! Почему я так жестока к ним?!

Во-первых, потому, что мне сложно писать линию отношений героиня-родители. Не получается. Поэтому не обижайтесь, что я так сурово распоряжаюсь судьбами родителей героини.

Во-вторых, создав такую ситуацию ( потеря родителей – опекуны - детдом) я вынуждаю героиню (положительную, обратите внимание!) ломать стереотипы, сложившиеся в обществе, что из детдома нормальные девушки не выпускаются. Это – мнение человека, знающего проблему изнутри.

Герой. Ах, душечка герой! В очередь на звание героя моего произведения могут выстроиться не все. Как я глаголю в одном своём романе, «Ни одна женщина, надо полагать, не мечтает о  коротышке в несвежем спортивном костюме, с пивным брюхом, незаконченным средним образованием, каждый вечер обещающем начать следующее утро с поиска работы, обязательно  денежной».

Поэтому герой моих романов - мужчина высокого роста, атлет, красавец. В общем, супермен. В возрасте «на выданье», около тридцати или чуть старше. У него должен быть жизненный опыт, масса романов, о которых он   забывает напрочь, встретив мою героиню.

Занимается спортом. В спортзале, фитнесс клубе плюс на домашнем тренажёре.  Но не надо отождествлять моего героя с горой мускулов! Это две большие разницы!

У героя интересная работа. Трудная и опасная.  В большинстве мои герои военные люди. Почему? Да потому, что я сама долгое время носила мундир, пусть и не военный. Но и не железнодорожный. И к тому же последнее время в обществе сложилась нездоровая, на мой взгляд, тенденция негативного отношения к людям в форме. 

Мой душечка герой хорошо одет. Его доход позволяет тратиться на фирменную одежду и французский умопомрачительный парфюм. Кстати, именно на запах туалетной воды очень часто «западают» мои героини. Категорически не путать с феромонами!  Герой обожает стильные куртки, джинсовую одежду, хорошие обувь и часы.

Впрочем, если его нарядить во что-то простенькое, хуже выглядеть он не будет. А в простой набедренной повязке ( как на фотографии с пикника Лёха Пахомов из романа «Парадный конь Пахомов или Мадонна с Ванечкой») он будет смотреться вообще шикарно. Извините, отвлеклась.

 Машина. У героя обязательно должна быть машина. На трамвае такие герои ездить не должны. Хотя бы потому, что, намереваясь проводить героиню до дома, он не может вести её к трамвайной или автобусной остановке, даже если он при этом, набравшись мужества и смелости,  берёт её под ручку. 

Поэтому у нас в романе появляется неодушевлённый герой - хороший, мужской внедорожник. Обязательно чёрного цвета. Ну, не люблю я серые и другие-цветные внедорожники. Только чёрный. Классика!

Встреча героя и героини. Я сталкиваю их в такой ситуации, когда героиня вызывает у героя внезапный интерес к себе. Это – любовь с первого взгляда. Героиня цепляет героя.

 Впрочем, вполне возможно, это всё запрограммировано на генетическом уровне. этому герою нужна в жизни только эта героиня. И никто другой. Это особенно просматривается в романе «Любовь на генетическом уровне или Дом с бабками».

Он может сбить её на своей машине, когда она спасает кинувшегося на дорогу маленького ребёнка (повесть «Праправнучка Штирлица»).

Или она сталкивается с ним на крыльце магазина и разбивает себе нос о его мускулистую грудь, упакованную в дорогую итальянскую курточку (роман «Байки про помощника прокурора Белову и мужчин, которые её любили»). 

Или на выступлении писателя-сатирика герой слышит её изумительный смех ( заметьте, не хохот, а смех), очаровывающий зрителей сильней, чем автор со своими «приколами» (роман «Принцесса Майя и недоделанный Ромео»).

Или ночью она моется в пустой огромной квартире, куда внезапно приезжает сын хозяев (повесть «Женька, которая не совпадала во времени»).

Или едет в электричке, с маленьким ребёнком, удивительно похожим на нашего героя в раннем детстве ( см. выше про Пахомова). Вариантов много.

Развитие отношений. Всё, мои герои столкнулись. Она «западает» на него, но виду не подаёт. Точнее, она думает, что никто этого не замечает. Она краснеет, бледнеет, теряется, речь её превращается в блеяние овечки. Не заметить этого герой не может. 

А что же герой? Он готов упасть к её ногам и признаваться в любви, но… Он её боится. Боится, как мышь боится кошки. Прежде всего, он боится, а вдруг она его не любит.  Ведь она та ещё штучка.

Все  женщины, встречавшиеся ему на его жизненном пути ранее, были понятны, как два плюс два. Но не эта.  Как говорит автор в одном произведении, «Но та, что стояла через порог от него в шлёпанцах разного размера и цвета и смешном халатике, была ему не по зубам». 

Она его изводит, сама того не понимая. Либо совершая определённые поступки, либо попадая в определённые, иногда  драматичные ситуации. Герой страдает, изнывает от любви и, конечно же, куда от этого деться, от страсти.

И что он делает? Он её добивается. Он совершает поступки, подвиги и даже глупости. Супермен превращается в дрессированного кота, которым командует мышка.

Впрочем, это с виду она серая мышка. В её душе кипит вулкан страсти, но она его боится открыть, хотя понимает, что от  извержения этого вулкана она уже никуда не денется.

Это как  молоко в кастрюльке на плитке. Точка кипения подошла, - и молоко закипело и помчалось к огню.

Романтическая сцена признания. Нет, герой не обязательно должен произносить « Я тебя безумно люблю!» Но он должен ей сказать это любыми другими словами. Впрочем, иногда можно сказать молча. Даже взглядом.

Героиня вообще не должна  признаваться ему в любви. Может, но не обязана. Ну, я так решила. Но  в момент его признания она не должна заниматься другими делами, например, красить ногти или мыть пол, или убирать веником паутину с потолка.  Впрочем, я вспомнила. В Романе «Африканский Паук и другие ангелы-хранители Варьки» героиня признавалась в любви первая. Хм… Надо же, я вспомнила.

В момент признания ей в любви героиня должна сидеть или стоять ( лежать – это в исключительно крайнем случае!) и внимать конструктивному лепету супермена.

Окончание истории. Никогда не придумывала окончание. И не мучилась по поводу окончания, даже если не могла сразу его написать. Окончание писалось само собой, будто завалялось где-то на задворках моих мозгов, а потом решило выкарабкаться оттуда и сказать: - А вот и я!

В написании мною окончания должны выдерживаться три принципа. Первый – не скатиться до пошлости. Второй – оставить читателям простор для фантазии. Третий – обязательный happy end.

Штрихами, полутонами, с нежностью. Все понимают, что сейчас или чуть позже может и должно произойти. Свои произведения  я пишу не для детей. Поэтому до уровня тычинок и пестиков опускаться нельзя.

Секс без любви – это пошло. Любовь без секса – это не любовь, ну, может, и любовь, но какая-то недоделанная. А вот хороший секс при хорошей любви, - это вкуснейшее блюдо всех времён и народов.

Хотелось ли мне добавить в свои произведения эротики? Скажу честно – хотелось. Но! Это будет совсем другое произведение. И совсем другой рецепт борща. Простите, не борща, а романа или повести. Вот как-то так.