Пища для души

Андрей Демидов 2
               

                Пища для души
   ( На фото:  здание самарского реального училища)

Как рассказывал краевед профессор К. Я. Наякшин, культурная жизнь Самары была весьма интересна. Еще во времена казаков город славился удивительным колоколом. Сначала он звонил в церкви Казанской Божьей матери, а потом был перенесен в Вознесенский собор. Колокол отличался нежным звучанием и слушать его голос к нам на Волгу заезжал сам Александр Сергеевич Пушкин в те времена, когда собирал материалы о Пугачевском восстании. Самару посещало много литераторов, художников, музыкантов — людей с мировой славой. Так в начале века здесь давал свои гастроли Ф. И. Шаляпин. Однажды после концерта в театре-цирке «Олимп» он с несколькими друзьями направился в ресторан А. Н. Портнова. Хозяин не узнал великого певца. Федор Иванович сел за столик, заказал водки. Время шло, а официант все не подходил. Тогда Шаляпин решил пошутить. Щелкнул пальцем по стакану и узнал резонансную частоту, а затем громко запел в унисон. В кабаке началось светопредставление. Стаканы стали лопаться, а бутылки опрокидываться. Когда Портнов понял — кто у него в гостях, он тут же за свой счет поставил лучшую водку и закуску, радостно повторяя: «Так я же табличку повешу, что здесь выпивал и пел сам Федор Иванович и цены соответственно подниму. Пусть одна нота, но она так звучала». Кстати, Портнов был человеком общительным и вместо визитных карточек любил дарить свои фотографии с памятными надписями. В Самаре по воспоминаниям очевидцев провел поэтический вечер сам властитель дум Александр Блок. В те времена он считался сиреневым поэтом и все дамы, будто бы заранее договорившись, имели в своем туалете хоть что-нибудь сиреневое: платье, кофточку, накидку, поясок или сиреневый цветок в руках, а то и сиреневый веер. Однако Блок вышел на сцену и сказал: «Если я и был когда-то сиреневым, то теперь я — черный поэт». Напомним читателю, что 21 июля 1906 г. террористом столяром Г. Н. Фроловым был убит его родной дядя самарский губернатор И. Л. Блок.
В «Олимпе» кривлялся и обезьянничал В. Маяковский с Давидом Бурлюком. Из зала кто-то крикнул: «Маяковский, тебе до дурака два шага!» Тогда будущий певец революции сделал в зал два огромных прыжка и громко сказал: «Ошибаешься, по-моему четыре!» Здесь выступали Собинов, труппа театра Ла Скала. Была традиция: певцов возили на пароходе к Студеному оврагу, они поднимались на Лысую гору, откуда открывался великолепный вид на город и Жигули. Там они по традиции пели что-нибудь русское «Есть на Волге утес...» или «Из-за острова на стрежень».
Славился город своим голландским органом, что звучал в польском костеле. Когда в Самару ворвались матросы Волжской флотилии во главе с Федором Раскольниковым, то славные большевики не обошли вниманием орган. На нем бацали «цыпленок жареный» пока не разлетелись клавиши.
Инженер Е. А. Зубчанинов, приверженец идей Л. Н. Толстого возглавил толстовскую коммуну, для которой построил небольшое поселение Зубчанкновку. Улицы там носили названия выдающихся русских писателей. Толстовское общество многое сделало для просвещения самарцев, пропагандировало идеи гуманизма. Самарцы любили Льва Николаевича. Несмотря на то, что в церквях его Имя предавали анафеме, еще при жизни великого писателя, улицу Москательную переименовали в улицу Льва Толстого. Это можно считать уникальным случаем для России, достойным книги Гиннеса. Напомним, что за статью писателя «Не убий» жандармы немедленно арестовывали людей, подозреваемых в распространение ее. К. Я. Наякшин знал много уникальных фактов о жизни города, но, к сожалению, в коммунистические времена можно было писать лишь о деятельности В. И. Ленина и других вождей революции.
Самара имеет давние театральные традиции. Об этом немало написано. Но знает ли, уважаемый читатель, где было дано первое театральное представление? Как вспоминает К. П.Головкин: «Осенью 1851 г. в Самару заезжает труппа, прибывшая из Казани, под управлением Стрелкова в дом купца Лебедева на Набережной улице под Успенским спуском. Там был дан первый спектакль». Дом располагался против цементного склада Мешкова и был приспособлен под театральные представления. Спектакли давались им до 1854 г., до тех пор, пока дом не сгорел. Далее читаем в записях Константина Павловича: «На собрании губернатор Карл Карлович Грот выделил деньги. И в течении трех месяцев 6ыл построен деревянный простой архитектуры «вроде амбара» театр, который и был открыт спектаклем 16 ноября 1885 г. Стоимость его постройки превышала 3 тыс. рублей. Театр принадлежал городу и стоял против Старо-Самарской улицы, там, где теперь Пожарная часть и биржа». Он имел 33 ложи в два яруса, 136 кресел в партере, 100 мест на балконе, 150 — на галерке. Общая вместимость составляла 550 зрителей. Места в ложах стоили от 5 до 7 рублей, за кресло — от 1 рубля до 2 рублей; галерка обходилась в 30 копеек. Полный сбор давал от 400 до 450 рублей. Освещался театр керосиновыми лампами. В 1886 г. здание пришло в негодность и было разобрано. Свою жизнь театр продолжил уже в новом здании, возведенном в Ковригиной саду.
Наш край любили посещать именитые художники. Их покоряла красота Волги, окаймленной лесистыми горами. Илья Ефимович Репин здесь «искал типажи своих знаменитых бурлаков. В Ширяево обосновались художники-передвижники. 24 апреля 1890 года самарцы посетили первую в городе выставку, где было представлено 73 полотна. Организоваливыставку ученик профессора И. К. Айвазовского Н. П. Осипов, и художник любитель К. П. Головкин. За четыре недели ее посетили 319 человек. Это стало традицией губернскою города. Выставки с тех пор организовывались регулярно весной. С 1892 года в публичных выставках стал принимать участие авторитетный живописец В.А. Михайлов. Сын присяжного поверенного самарского Окружного суда, он получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Владимир Александрович завоевал популярность у горожан своими хлесткими шаржами в журнале « Горчишник». Однако вернемся к выставкам, которые стали центром творческой жизни города. К 1916 г. их состоялось 23 за исключением 1894 г., 1906 г. и 1913 г.
Помимо живописи, в Самаре быстрыми темпами развивалось искусство художественной фотографии. Купцы и дворяне, мещане и ремесленники вместо визитных карточек любили дарить открытки со своими портретами. Фотомастерские открывались как в центре города, так и на окраинах. Несмотря на допотопную технику и магневые вспышки, фотографии получались качественными и высокохудожественными.
Любили самарцы читать. Некоторые купцы имели большие домашние библиотеки. Многие посещали Александровскую публичную библиотеку на Дворянской, библиотеку им. Гоголя на Полевой и другие. Даже профсоюзы, возникавшие в городе помимо экономической взаимопомощи, вели широкую просветительскую работу. Так, открытое 5 мая 1895 г., «Общество взаимовспомощестовования самарских печатников» создало свою библиотеку и проводило литературные вечера. В оргкомитет входили губернатор, городской голова, глава епархии, а также ведущие журналисты, редакторы газет и старейшие рабочие печатники. На 1913 г. в Самарском крае было зарегистрировано 17 библиотек-читален и 165 народных библиотек при низших школах. Так Кинель-Черкасская народная библиотека возникла в 1889 г. при содействии «Самарского попечительства о народной трезвости». Библиотечный фонд составлял I тысячу книг., преимущественно религиозно-нравственного содержания: «Живите православные христиане между собой в мире и согласии», «Колдун-знахарь и чародей Черная Кошка», «Японча — татарский наездник» и другие.
С февраля 1882 г. в Самаре существовало «Общество любителей музыки и драматического искусства». Александр Дмитриевич Свербеев Действительный Статский Советник возглавил это «Общество». Хозяйственной частью занимался Ефим Филлипович Бем, владелец музыкального магазина на Дворянской. Он доставал для губернского города лучшие европейские марки роялей и пианино: «Блютнер», «Беккер», «Капе», «Мюльбах», «Рениш», «Стенбэй», «Шредер». Салон Бема работал с 1879 г. в доме В. М. Сурошникова.. Горожане собирались, чтобы послушать музыкальные произведения. В Уставе «Общества» было записано: «Развитие музыкальных и других талантов, распространение любви к искусству».
В марте 1914 г. создается «Общество рузумных развлечений», цель которого «устройство лекций, литературных читок, киносеансов». На 22 февраля общество объединяло 100 человек, а к июню насчитывалось уже 500. Членами не могли быть граждане моложе 21 года, учащиеся и военные. Регулярно проводились тематические литературные вечера. Например «13 июля 1914г. в городском Аржановском саду состоялась лекция «А. П. Чехов и его творчество». Проводил ее Яков Андреевич Андреев. Городская Дума выделила загородный Аржановский сад для деятельности общества. Там была открыта читальня, которой пользовались около 90 горожан. Среди авторов имевшихся изданий находим Тургенева, Некрасова, Гаршина, Толстого, Арцибушева, Гу сева-Оренбургского, Надсона, Когана, Айхенвальда, Овсянико-Куликовского. В библиотеку поступала периодическая печать: газеты «Волжское слово», «Городской листок», «Заря Поволжья», «Путь правды», «Мысль труда», «Борьба», «Русское слово», журналы «Русское богатство», «Заветы», «Современный мир», «Современник» и другие. За просроченность взимался штраф 1 копейка в день. В саду проводились семейные вечера отдыха, концерты, работал безалкогольный буфет. Распитие спиртных напитков категорически запрещалось. Расширяя свою деятельность «любители разумных развлечений» получили также право проводить свои мероприятия в Пушкинском народном доме и в сквере возле него.
С начала ХХ века в культурную жизнь города буквально ворвался синематограф. Он сразу завоевал необычайную популярность, и самарцы не пропускали ни одного нового фильма. Рекламы «Великого немого» заполняли страницы газет: «В электротеатре «Фурор» М. Е. Антонова на Садовой в собственном доме с 13 до 15 демонстрируется интересная картина из русской золотой серии «Жизнь женщины». Картина в 4-х частях. К 1913 г. в городе действовало 17 кинотеатров: на Дворянской «Триумф», «Художественный», «Колизей», «Мефистофель» на углу Садовой и Симбирской, «Одеон» на Алексеевской площади, «Модерн» и «Зеркало жизни» на Л. Толстого. Многие названия были вычурными, в традициях песенок А. Н. Вертинского: «Леопард», «Патэ», «Бомонд-Иллюзия» и другие. Все самарские девчонки хотели походить на Веру Холодную. А таперы, как и положено, отбивали веселые ритмы на разбитом рояле. На экране менялись сцены, разгорались страсти. Зрители кричали: «Киношник, крути сызнова!» И люди на экране смешно двигались назад. И никто не задумывался, что в жи. зни ничего не повторяется и полюбившиеся сцены уже не вернуть