О нотах и кто их там играет

Иринга Тулуханова
Резкое отличие общеобразовательной и музыкальной школ. Шум и тишина. Хаос и порядок. 30 человек и 1 ученик. Из 30 программу усваивают не все. Из 1 ученика программу осваивает 1.

  Если б в общеобразовательной школе на 1 ученика приходился 1 ученик? Его можно сделать нобелевским лауреатом.

  Я много где работала ("Я поменяю тысячу профессий, как папа мой менял когда-то жен", - поет А. Новиков).

  Поэтому, когда общей кучей ругают "всех учителей", "всех врачей", "всех воспитателей" и т.д., я на стороне тех, кого ругают. Кто возмущается непрофессионализмом чьим-то, пусть скажет, где работает он. Придем к нему на работу и оценим качество его труда.

  Часто ли ругают музыкантов? Во-первых, ахаха, не у всех есть слух. Придут на концерт и скажут: "А ты в ноты не попадаешь". А в ответ:

   - А в какие именно?

   Пауза.

   Это может сказать только дирижер. У него абсолютный слух. И память такая, он знает, сколько человек сидит в оркестре, какой инструмент когда вступить должен.
Если дирижер ошибется, долго не проработает. Ахаха. Там сидят специалисты в музыке и там не объяснишь, мол, заболел я или трамвай опоздал. Вот у тебя ноты. Вот играй. Не попал в две-три ноты. До свиданья.

   Вот Мацуев. Я спрашиваю о нем подругу, артистку симфонического губернаторского оркестра. У меня слуха вообще нет. И голос далеко не оперный.

   Как отличаю симфонию от попсы? Если длинная и засыпаешь прямо в кресле филармонии, значит, симфония была или ... там много всего, может, прелюдия к Ференцу Листу какому-нибудь.

   Вот подруга Аделаида читает мои рассказы:

   - Ты Брамса с Бахом перепутала. Полный бекар. Потому что после консерватории человек должен ... И очень долго о чем-то. порой попадаются знакомые слова.


   вот вчера Аделаида была у меня в гостях. И о чем-то говорит. Из знакомых слов только фамилии.


   Я спрашиваю:

   - А Ирка на каком инструменте играет?

   - ... 

   У меня такое ощущение, что каждый раз на разном, причем название неизвестно мне. Но ведь Ирка из года в год на чем-то одном играет. На чем? Мне же вчера сказали. Не арфа. Они там есть духовые и струнные. А пианино? Клавишные. еще ударные есть. Ирка - на струнном. Большом. Может, арфа. Кажется, не арфа. Виолончель, наверно. Ирка так боится за инструмент. Они, оркестранты, уходя, закрывают свои орудия труда в кабинки. А у Ирки что-то большое. Она поставит, пойдет домой, а потом возвращается, так-не так, вдруг упало.

   Оказывается, вчера выяснилось, если что-то (забыла) не протереть или, наоборот, не намочить, ноты не получатся. Дуешь в дудочку (но не дудочка, там дудочек и нет), хочешь одну ноту, а выходит другая.

   Вот пианино.

   У Жанны, другой моей подруги, мама преподавала в школе искусств. В Центральной. На Желябова. Вот Алла Николаевна тоже начнет мне говорить:

    -----------.
 
   А я только запомнила, что она голос поставила одной певице из зарубежья.

   И то это Жанка сказала. Придешь раньше в советские дефицитные времена, а у них на фортепиано (черный цвет "Красный октябрь", вот и у меня дома такое же стоит теперь, потому что коричневое полированное у Коли К. дома стояло, и все говорили, что оно не ахти, а черное никто не ругает, даже Аделаида когда приходит, всегда с удовольствием за него садится и играет.

    А, придешь раньше, в голодные студенческие времена, к Жанке, а у них на пианино - коробочка "Ассорти". Вкусные конфеты. Сейчас их завались, а не охота. И эту коробочку отправила та певица, которой голос поставила Алла Николаевна. И они с Жанкой мне это говорят, а я:

  - А че голос ставить?

   И так далее.

   А они меня тихонько так на кухню уведут, картошечки с салатиком из хрустального салатника положат, дадут вилку, ложку, нож, мол, лучше ешь.

   А Алла Николаевна за пианино сядет и играет что-то длинное и поет.

   - Это она к приходу гостей готовится, - говорит Жанка.

   Зря Жанка музыку бросила, пошла на учительницу русского языка.

   Сейчас бы сидела или стояла со скрипкой в оркестре.

   Это я вчера про Жанку вспомнила.

   Аделаида очень длинно и, наверно, интересно, говорила о музыке. Тогда я перевела разговор на Мацуева:

   - А он правда такой талантливый?

   - Правда. У него зарплата триста тысяч.

   - Да, наверно, там в миллионах.

   - А Мацуев закончил 65 школу, - гордо проявила я эрудицию в музыке.

   Это вам не ноты, такое не каждый музыкант знает.

   Аделаида взяла паузу. Тогда я быстро провела разведку боем:

  - Кто там на каких инструментах играет?

  Я называла имена знакомых, а Аделаида перечисляла инструменты. Все бы хорошо, но надо,наверно, один раз записать и выучить.

   А то сегодня мне вспоминается, что Ирка, скорей всего, на виолончели. Димка...
Димка на чем-то редком, раз его из Новосибирска выписали. Лешка... Лешка ведь тоже на чем-то играет. Про Лешку помню, что на Синюхе живет.

   Надо, наверно, вообще список составить. Фамилия - инструмент.

   - А треугольник как называется?

   - Треугольник так и называется.

   - Вот, наверно, на нем легко играть. Там че, дэинь палочкрй.

   - Нет, на нем трудно играть.

   Че я лезу, я что, туда устраиваться собираюсь? Мне там даже ноты перелистывать не дадут. Я там перелистну. Вот  уборщицей возьмут, но место занято. Там даже уборщица с музыкальным образованием. Если что-то, хотя у музыкантов не бывает "что-то", там все четко. Там которые программки дают и людей рассаживают, тоже разбираются. Там только кто кормит в кафе, наверно, ноты не знает. Хотя... Сядешь за столик, они посуду убирают и :

   - Таньк, слышала, а Вознесенский утром на генеральной репетиции вместо "ми" - "ре" взял, а дирижер посмотрел. А если Вознесенского уволят, Маринка первой сядет, а Валька второй. А Вознесенский в Благовещенск поедет, если его там возьмут.

   - А Петров мундштук не протер - и сфальшивил. На генеральной!!! Еще раз - и мундштук он будет протирать в другом городе. А в каком? Если узнают, за что уволили, кто возьмет? Красноярск - нет, Новосибирск - нет. Питер и Москва, ахаха, там не такие в очередь стоят. Там тех, которых по телевизору показывают, не каждого возьмут.

  - Ромку в Новосиб зовут. А он, дурак, не едет. Там квартира, а он: "Здесь он первая скрипка, а там вторая". Так там вторая больше нашей первой получает. А бесполезно. Они если сыгрались, их в другой оркестр калачом не переманишь.

   В общем, вчера с Аделаидой я закончила разговор по-деловому:

  - А какие специалисты в оркестр всегда нужны?
 
  - Скрипки. Скрипки всегда на счету.

  Я что ли туда собралась устраиваться?

  Скрипки. Скрипки - это да. Это тебе не гитара. Там смычком я пробовала. Ужас. Да ее держать замучишься, голову вывернешь. Там даже те,  которые умеют, и то... Точно, Димка - скрипач.

  Я-то надеялась, что на треугольнике легко. Оказывается, даже там надо ноты знать. Всего семь нот. Я же на пианино фломастером подписала на белом фоне "до, ре, ми, фа, соль, ля, си". Так а клавиши на этом не закончились. после "си" опять "до". Ну, извините. Так там сколько "до". Они бы определились. Они хитрые, мол, нельзя поверить алгеброй гармонию.

   может, мне на гармошке научиться? Есть легкий инструмент или нет? Я про барабан думала. Так нет же. Я все равно к ним проникну. Я узнаю, где там у музыкантов кнопки.

                1.12.2015.