Орывки из Неначатого - Уподобьтесь Сотрудникам нау

Алекс Кудряшев
Фонд Сороса в 1991 году объявил о поддержке советских ученых (почему-то я стесняюсь, и всегда немного стеснялся этого слова. Мне кажется, термин "научный сотрудник" или "работник", в обиходе "научник", намного уместнее. Не вижу ничего обидного в этом определении и отношу его, в том числе к (бывшему) себе. Поясню. "Ученый" - тот, кого учили. "Научник" - занятый наукой).

Итак, златые горы в размере 500 долларов достались многим (в т.ч. мне). Чтобы квалифицироваться было достаточно доказать (указать) свое (со)авторство в 5 (пяти) статьях в реферируемых журналах. Эта информация полностью открытая, никаких дополнительных сведений фактически не требовалось. Отметая иронию, замечу, что в начале 1990х $500 были огромной суммой, да и сейчас на дороге не валяются. Для обеспечения первого транша ($250,000) Соросу прилшось потратить еще столько же на создание инфраструктуры этой раздачи. Деньги (зеленые) выдавались обналичиванием персонального чека в относительно небольшом числе банков, не во всех городах. В частности, за своей "добычей" мне (с коллегами-стипендиатами) пришлось отправиться в Н-ск, 14 часов на поезде. В банке в одном окошке выдавали чеки, которые обналичивались в другом. Выстроилась некоторая (не слишком большая очередь). Для меня, как и для остальных это было тогда в новинку, но я все же сделал некоторые наблюдения. Как сотрудники банка, нак и грантополучатели были несколько ошарашены. Первые никогда не видели в стенах своего финансового учреждения так много скверно одетых людей. Вторые нечасто бывали в оных евроремонтных стенах.

Переводить в рубли никто не стал, на обратную дорогу оставались "подкожные". Но все же, "трясясь в прокуренном вагоне" мы отпраздновали это событие. "Уподобьтесь сотрудникам научным, кои не сеют, не пашут, не собитают урожай, но приходит день, и Сорос их заботится о них", - звучал тост.

Очень скоро "выяснилось", что Сорос "работает на ЦРУ", "собирает секретных сведений", и т.д. Как я уже писал выше, все сведения были открытыми, и Фонд мог бы раздать деньги, проштудировав базу данных научных публикаций. Но во-первых, в те годы такой общей базы еще не было, во-вторых, он приучал "научников" к общепринятому порядку научной работы.

Надо сказать, гранты несколько запоздали (решение проблем, бюрократические проволочки). Я получал свои зеленые уже в 1993 или 1994. Не помню, доводилось ли мне прежде держать в руках такие бумажки. Но к тому времени уже практически перестал работать в науке. Эти 500 баксов оказались для меня выходным пособием.

P.S.: Перед окончанием срока подачи заявок Дж. Сорос опубликовал статью в тогда еще пристойной "Литературной Газете", где "делился опытом", как он, нищий Венгерский беженец в Лондоне умудрился получать пособие за сломанную ногу, которая к тому времени уже срослась. Статья была явным намеком "Просите, и Вам Дастся".

P.S.S.: Вы ждете моралей? Их нет у меня.

P.S.S.S.: Мнение автора, как всегда не совпадает с мнением читателей. Высказываейтесь.