Враг умеет играть на низменных чувствах

Александр Зельцер 2
( фрагмент очерка Е. Р.Стрельниковой и А.Е.Федорова)

23 января 1918года большевики, захватившие власть в России, издали декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». В нем, в частности , говорилось: «п.12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.п.13 Все имущество …объявляется народным достоянием.» Эти пункты Декрета послужили юридическим основанием для начавшегося сразу же грабежа церквей и монастырей, сопровождавшегося убийствами священников и верующих мирян.

        В феврале 1818г. в Кириллове была создана комиссия для принятия на учет ценностей Кирилло-Белозерского монастыря, «а также для конфискации золотых слитков и других предметов, не имеющих художественного, исторического и религиозного значения».  Комиссия состояла из местных учителей. По решению губернского съезда…формировались подкомиссии…, в мае они приступили к выполнению поручений съезда.

     Вначале мая 1918г.в Ферапонтово прибыла комиссия по учету церковных ценностей. Собравшиеся на звон колокола крестьяне не допустили описи церковного имущества. При этом священник Иоанн горячо отстаивал интересы монастыря. Во время переговоров толпа выросла до 400 человек. Прибывшие поспешили удалиться, в след им полетели камни. Раздались ружейные выстрелы. Только вмешательство о. Иоанна не допустило кровопролития. В тот же день члены Ферапонтова исполкома позвонили в Кирилловский совет депутатов  и сообщили, что изгнание из монастыря комиссии явилось результатом агитации против советской власти священника.

             9 мая о. Иоанна арестовали прибывшие из Кириллова красногвардейцы- в основном уроженцы села Ферапонтова, бежавшие с фронта дезертиры. Теперь они припомнили священнику, как еще осенью 1917г.  он обличал их в проповеди за трусость-«бежали с фронта как зайцы». 3 июня о. Иоанн был отправлен в Череповецкую тюрьму, откуда уже не вернулся (несмотря на прошение об освобождении священника, подписанное несколькими сотнями прихожан). Рассказывали, что когда его увозили на подводе из Ферапонтова, он благословляя всех крестом, улыбался и за всех молился. В Судебном «Деле Костюничева», кирилловского коммуниста, убитого неизвестным 11 сентября 1918г. содержится документ, названный: « Список замеченных в контрреволюционных выступлениях, подлежащих расстрелу». В нем против фамилии Иванов(поп Ферапонтова монастыря) помета-«расстрелян».

         Через несколько дней после ареста о. Иоанна в монастырь явилось во главе с комиссаром около сорока крестьян из двух соседних деревень. Они потребовали ключи от всех монастырских кладовых и забрали около 30 мешков ржи и овса. На следующий день огромная толпа народа собралась к монастырю, и началось его разграбление: ходили по кельям, забирали не только муку, но и сухари, взламывали сундуки, крали деньги… Грабеж продолжался три дня; грабил жители Ферапонтова и близлежащих деревень. 29 мая грабеж повторился. Теперь весь хлеб без остатка был вывезен. Насельницам  приказали выселяться. В монастыре осталось восемь сестер для ухода за огородами, скотом и гостиницей. Среди грабивших монастырь, были, очевидно, и те, кто его защищал- сатана умеет играть на низменных чувствах:- Чужие везут!- Нам не останется!;- Все равно уж растащат- не я, так другие возьмут.
…………………………………………………………………………….

О событиях в Ферапонтове и арестах иг. Серафимы и свящ. Иоанна Иванова пишет в своем отчете епископу Алексею Тихвинскому благочинный Александр Фомин.


Примечание:

1. «Дело Костюничева»-см. примечание к очерку «Священномученики кирилловские» (Проз.ру)


Источник:

1. Е.Р.Стрельникова, А.Е.Фёдоров. События 1918г. в книге «Рассказ Евгении Васильевне Тихоновой (духовные истоки, жизнь, воспоминания её и о ней). Москва. Самиздат. 2002, с. 45-47