Феномен псевдописателя обречение на серийность

Литературная Журналистика
В среде современных авторитетных писателей и литературных критиков массовая литература считается занятием если не постыдным, то мелким, направленным на выпуск книг пропагандистского или развлекательного характера

http://lzhk.ru/culture/theory/30-08-2015
Сергей БЕСТОЖЕВ

В свое время Михаил Салтыков-Щедрин назвал авторов массовой литературы подмастерьями, без которых большой литературе сложно питать свою корневую систему. В среде современных авторитетных писателей и литературных критиков массовая литература считается занятием если не постыдным, то мелким, направленным на выпуск книг пропагандистского или развлекательного характера.

Для того чтобы понять феномен такой литературы как таковой, в первую очередь нужно исследовать категорию «автор», того человека, который пишет на потребу дня и публики. С увеличением круга читателей и возникшей многоукладностью в литературе видоизменились и базовые требования к человеку, претендующему на профессию «автор массовой литературы».

— Читатели желают, чтобы любимые «инженеры человеческих душ» были гениями, — говорил по этому поводу советский литературовед Юрий Лотман, — но при этом они считают, что их произведения должны быть легкими для понимания.

Для культуры конца прошлого века сформировалась характерная тенденция, когда массовый читатель стал жаждать «своих» произведений, несмотря на то что его запросы и установки могут не соответствовать стандартам жанрового развития того или иного классического произведения. По этому случаю другой литературовед — Юрий Тынянов высказал мысль, что «когда литературе трудно, критики говорят о читателе» (эту мысль можно продолжить: «и новом писателе»).

Необходимость понимания причин, при которых возникает эффект массовости в искусстве как особый, живущий по своим законам процесс, требует пристального внимания к людям, которые напрямую причастны к явлению массовой литературы.

Сегодня книжные издательства каждый месяц выбрасывают на рынок порядка 10–15 книг неизвестных авторов. Имена некоторых из них могут быть памятны читателям по публикациям в Сети или печатных СМИ, где нет цензуры или идеологического заказа. Однако книги эти могут быть писаны по коммерческому или иному частному заказу (свято место пусто не бывает — писатель не может творить, невзирая на процессы в обществе).

Разумеется, это уже не социальный заказ партии-гегемона времен «недоразвитого социализма» в России, а в большинстве своем заказ золотого тельца.

— Жизнь литературного поденщика полностью зависит от любых процессов, которые происходят в обществе, и культурно не выражена: литературный негр лишен самобытных форм и приемов самовыражения, взаимоотношения с ним не регулируются правовыми документами и денежными знаками, — констатирует в одном из своих обзоров Юрий Тынянов. — Отличительной чертой является не биография, а умение чувствовать потребу дня и интересно об этом рассказать.

Особенность читательского восприятия валовой беллетристики состоит в том, что творение под известным, раскрученным именем интересует потребителя как гарантия качества предлагаемого товара. Издатели книг часто при заключении контракта с начинающими авторами оговаривают свое право публиковать работы под вымышленными именами.

— Псевдонимы создаются и раскручиваются тогда, когда это нужно и выгодно Большой Псевдолитературе, в раскручивании которой принимают участие серьезные деньги, — высказывается на этот счет отечественный прозаик, литературный критик Владимир Новиков. — При таких условиях псевдоним перестает быть просто литературным именем, а становится коммерческим знаком, торговой маркой вроде «Пепси» или «Нестле». Однако при коммерческой выгоде один псевдоним без труда может быть заменен на другой, более привлекательный для потребителя и перспективный в финансовом отношении.

Причиной возникновения такого количества авторов бульварного жанра заключается в стандартизации фабулы, при которой развитие сюжета как бы подстраивается под вкусы читателей (в этом легко можно убедиться, прочитав навскидку несколько любовных или детективных романов). Следовательно, большая литература в этих опусах просто отдыхает. Кроме того, современный литературный процесс и коммерческая составляющая требуют от автора постоянно быть в тонусе на профильном рынке, выдавать товар быстро и много.

— Придет время, когда читателя перестанет удовлетворять пассивная роль, и он сам возьмется за перо, — так в своей работе об одной из задач историко-литературной науки сформулировал свое мнение литературовед и академик Александр Белецкий. — Эти люди сами желают творить, а когда не хватает фантазии, им на помощь придут человеческие и профессиональные качества: память, умение комбинировать, приобретенные с помощью упражнений и развитые настолько, что критики с трудом могут их отличить от писателей, кому талант дарован от природы.

Такие автор и читатель появятся тогда, считает Белецкий, когда книги современных писателей не будут отвечать настроениям и желаниям общества. Произведения этих сочинителей часто будут совершенно примитивны по своей постройке, но именно они, эти новые творцы, будут участвовать в создании и формировании новых принципов литературы.

Еще одной особенностью массовой литературы является серийность произведений — непременное условие успеха книг псевдописателей. Постоянное присутствие эффекта цикличности героя (мена- или вуман-детектива, Робин Гуда, борца со злом) привлекает новых читателей и подогревает интерес старых поклонников этого автора.

По мнению некоторых критиков, повальное увлечение писательством может существенно повлиять на всю литературу в целом. Сегодня система массовой коммуникации позволяет читателю творить беспрепятственно, минуя все ранее существовавшие барьеры. И куда приведет такая литературная ситуация — одному Богу известно, а Он книжек не читает и талант не всякому дарует.