Герои нашего времени в Большом

Альберт Афлитунов
           Постановщик Кирилл Серебренников — один из реальных героев нашего времени в Большом: сам написал либретто, сам пригласил композитора Илью Демуцкого и хореографа, в бывшего 80-х премьером балетной труппы Большого Юрия Посохова. 
И что же получилось?
           Печорин "растроился" - сложный персонаж имеет право распадаться на ракурсы и проекции. но стал ли он "героем". Смелость постановки порой вычёркивает Лермонтова.
Надо отдать должное артистам. Они превосходно танцуют и убедительны не только в технике, но и в драматическом искусстве. Но как-то не видно главного: лермонтовского разочарования, грусти, одиночества на фоне превосходства.
Первая часть "Бэла" при подчёркнутом кавказском колорите декораций, костюмов и хореографии сильно противоречит музыке, в которой есть некоторая новизна, но совсем нет упомянутого колорита. Спасает танец Ольги Смирновой в роли Бэлы.
Интересна оперная вставка - молитва муэдзина (тенор Марат Гали), но навряд ли имело смысл вводить политически модную, но не обоснованную для сюжета православную линию явно для конъюнктурной симметрии.
В целом получился схематизм. "Бэла" -наиболее слабая часть балета.
           На этом фоне вторая часть "Тамань" представляется гениальной во многих отношениях: в музыке, хореографии, драматизме, в общей гармонии и передаче лермонтовского видения.Превосходно танцевала Екатерина Шипулина (Ундина): эффект больших прыжков, батманов, глубина драматического языка в танце поражают зрителя. Яркие образы Янко в исполнении Лопатина и слепого мальчика (Гусев) настолько убедительны и естественны, что лермонтовское повествование кажется просто вытекающим из танца на языке танца. "Тамань" вполне может стать самостоятельным одноактным балетом.
          "Княжна Мери", казалось бы, должна довести спектакль до апогея, но слишком расхожая и банальная акцентуация на тренажёрах и инвалидах уничтожает лермонтовский дух, не терпящий дешёвых приёмов. Становится ясно, что "Тамань" и была апогеем.
Спасают опять танцовщики. Но кажется, что лермонтовский сюжет и лермонтовское отношение кардинально "откорректированы". Гениальный танец Дениса Савина в роли Грушницкого делает Грушницкого ярким, главным и чувствительно открытым. Танец Савина удивителен - хочется смотреть это ещё и ещё! Грушницкий в исполнении Савина заставляет по-иному читать и самого Лермонтова. Грушницкий "перетанцовывает" Печорина, а Вера  "перетанцовывает" княжну Мери.
          Денис Савин, Кирилл Серебренников, Юрий Посохов и Илья Демуцкий оказались настоящими героями нашего времени в Большом. Ловлю себя на мысли, что многим из присутствовавших в зале хотелось бы переделать "Княжну Мери" и довести эту часть до уровня "Тамани", убрав конъюнктурные "новшества" и усовершенствовав хореографию для ролей Печорина и Мери. Ещё интересней было бы увидеть Дениса Савина в роли Печорина, то расщепляющегося на троих, то объединяющего всех троих. Но это уже запредельно.
        Несомненно, при всём притом "Герой нашего времени" - культурное событие мирового ранга и высшее театральное достижение 2015 года.