Неизвестные истории. Война в Красивых горах

Игнат Костян
Событие, о котором пойдет речь в данном эссе вошло в историю локальных конфликтов с индейцами в пострезервационный период под названием «Восстание в Красивых горах» или «Инцидент в Нью-Мексико 1913 года», и связано с народом навахо. Причиной недовольства индейцев навахо, вынужденных взяться за оружие в это время является опрометчивое поведение администрации агентства навахо Сан-Хуан (расположено на северо-западе резервации Навахо в Нью-Мексико) в лице агента Уильяма Шелтона, упорно игнорировавшего этнокультурные особенности этого народа.
 Агент Уильям Шелтон слыл человеком грубым и недалеким. Он всегда с пренебрежением, относился к культуре и традициям навахо, в связи с чем, как говориться, собирал себе «горящие уголья на голову». Навахо также испытывали  неприязнь к Шелтону.  С подачи одного из своих  клановых лидеров шамана племени по имени Би-жо-ши, индейцы прозвали его «плохой дядя».
Однажды возникла довольно-таки комичная ситуация, которая в итоге  послужила поводом к вооруженному выступлению навахо. Дело было так.
В конце августа начале сентября 1913 года один овдовевший индеец по имени Хистали Язхи (не знаю, как перевести с языка дине) – сын шамана Би-жо-ши, решил снова жениться и предложил руку и сердце сестре своей покойной жены. Но избранница потребовала от Язхи, чтобы он вдобавок кроме нее взял себе в жены  еще одну сестру и мать усопшей, что абсолютно непротиворечиво вековым обычаям навахо в сфере брачных отношений.
У многих народов североамериканских индейцев,  мужчина, если ему позволял статус в племени, и он был материально обеспечен, мог жениться на женщине и ее не замужних сестрах. Тем более если мужчина по каким-либо обстоятельствам становился вдовцом, то был обязан в первую очередь предложить руку и сердце  незамужним сестрам покойной супруги, ну, а если те отказывали,  опять же по каким-либо причинам, тогда он мог использовать свободу выбора.
Но по законам белых людей, которые навязывались индейцам в резервационный период, Язхи не имел права на многоженство, и тем более, вступая в брак с несколькими женщинами (если того требовали обстоятельства, ну скажем воспитание детей и т.д.) индейские мужчины были обязаны испрашивать согласие или санкцию агента в резервации, который осуществлял ими управление.  Не все агенты относились к многоженству индейцев адекватно и лояльно. Шелтон был из тех, кто не разделял подобные обычаи и не делал исключения в этом ни для кого, если  даже кто из индейцев и обращался к нему за санкцией.
 Когда Язхи обратился к Шелтону с просьбой разрешить ему жениться на всех трех претендентках, то агента данная просьба весьма возмутила, и он  отказал Язхи.
Но, гордые мужчины навахо  – воины пустыни, разве могли они пренебречь  традициями и обычаями предков в угоду ненавистному «плохому дяде»? Нет. Язхи ослушался и сделал все по-своему.
Если бы Шелтон был дальновидным человеком и знал все тонкости  обращения со своими подопечными, то закрыл бы глаза на этот абсолютно безвинный брак Язхи с тремя женщинами-родственницами. Но агент решил поступить по принципу «чтобы и другим неповадно было».
 По приказу Шелтона в селение навахо, расположенного на территории резервации в Красивых горах, отправился отряд племенной полиции для ареста Язхи.
Когда полицейские прибыли в селение, то Язхи там не застали, потому что тот ушел на охоту. Тогда полицейские арестовали трех жен Язхи, которые также как и их муж считались «ослушницами и нарушителями» установленного порядка, и отправили их в тюрьму агентства.
Возвратившись с охоты Язхи пришел в негодование от услышанного из уст соплеменников. Вместе с отцом – шаманом Би-жо-ши, Язхи и еще девять мужчин их родового клана, решили отбить арестованных женщин, и 17 сентября напали на тюрьму, где они находились. Воины навахо скрутили охранников, забрали женщин и поспешно скрылись в Красивых горах.
  Когда Шелтон будучи в отлучке вернулся в агентство и узнал о нападении индейцев, то потребовал от командования гарнизона дислоцировавшегося при агентстве решительных действий, а именно, войти в селение  навахо и арестовать преступников, оказавших сопротивление уничтожить.
Начальник гарнизона Петер Пакетт не разделял мнения Шелтона на этот счет. Военные отчетливо понимали, какими могут быть последствия, если солдаты без должных на то оснований простой войдут в селение индейцев, расположенного на территории резервации.
 Чтобы не вступать в конфликт с гражданской администрацией резервации и лично Шелтоном, а также не подавать повода индейцам к возмущению, Пакетт предложил себя в качестве парламентера и отправился на переговоры к бунтарям, скрывавшимся в Красивых горах.
 В ходе беседе с Язхи и Би-жо-ши, Пакетт предложил индейцам покаяться в совершенному преступлении, сложить оружие и вернуться в селение, пообещав, что никто из них при этом наказан, не будет и инцидент  администрация резервации на этом  посчитает исчерпанным.
Но навахо отказались. Они не поверили в снисходительность властей, поэтому 11 воинов забаррикадировались в горах и стали готовиться к бою.
Властям же ничего не оставалось делать, как вызывать для подавления восстания федеральные войска из Небраски, которые прибыли в Красивые горы в начале ноября 1913 года.
250 солдат под командованием генерала Хью Скотта  взяли в кольцо местность, где засели 11 бунтовщиков навахо.
Когда навахо в очередной раз проигнорировали предложение военных добровольно сдаться, генерал Скотт отдал приказ на штурм укрепления индейцев.  Навахо успешно, на протяжении трех недель отбивали атаки солдат, нанося урон противнику в живой силе. Индейцы так изощренно меняли свои позиции и огневые точки, что солдатам с трудом удавалось вести по ним прицельный огонь. «Лично у меня сложилось такое впечатление, что мы воюем с призраками и обстреливаем пустые горы», – вспоминал позднее генерал Скотт.
Но положение изменилось к 27 ноября, осада была снята, и 11 воинов навахо сдались по причине того, что у них закончились боеприпасы и продукты питания.  Арестованных индейцев под конвоем доставили в военную комендатуру в Санта-Фе, где они вскоре предстали перед судом.
Суд, длившийся 30 минут приговорил Язхи к 30 дням, а его подельников к 10 дням тюремного заключения, за проведение так сказать незаконных собраний.
Позже поговаривали, что Язхи все равно стал жить с тремя женами, хотя официальных данных об этом нет, и сам инцидент вскоре был забыт, и мало кто из историков вспоминал о нем до сего дня.
Инцидент в Красивых горах  говорит о том, что даже в пострезервационный период в североамериканских индейцах еще жил дух воинственных предков и если задевалась их честь они всегда были готовы, вновь вступить на тропу войны, и лишний раз доказать белым людям, что с их мнением все же необходимо считаться.