Ф. М. Достоевский и Ф. Ницше проблема свободы воли

Ромуил Цыраксон
Ф. М. Достоевский и Ф, Ницше: проблема свободы воли с моральной точки зрения

Автор: Р.В. Цыраксон

Творчество Достоевского пропитано духом христианства. С этой религиозной позиции мыслитель рассматривает одну из основных традиционных философских проблем, проблему «свободы  воли». Достоевский стремится показать органическую связь понимания свободы человеком и характером его морального развития. Если свободноволящий субъект морален по своему человеческому содержанию, как правило, понимает свободу лишь как свободу насилия и реализует свою «свободную волю» как волю к власти над другими людьми, ограничивая истинную свободу другого человека. Такой аспект в толковании свободы воли по своим общим внешним признакам напоминает ницшеанскую концепцию «воли к власти». Но по своей глубинной содержательной структуре противоположен ей. Свобода воли, воплощенная лишь в факте властного господства, предполагает возвышение одной индивидуальности над другой, одного духовного существа над другим, что, по мнению Ф. Ницше, является «естественным». В произведении «Воля к власти» немецкий мыслитель призывает к пересмотру старых духовных ценностей и выработке новых, определяющим фактором которых является «власть». «В чем высшая мера ценности? Только в количестве повышенной или ограниченной власти».[1] Эта воля активизируется, принимает трансцендентальную форму; она выступает в роли всеобщего детерминанта. «Свободная воля есть причина всякого явления».[2] Подобная воля к власти признается Ф.М. Достоевским как источник рабства, когда побеждают сильный, а слабые должны стать только материалом. Не случайно мыслитель указывает на стремление «низкой души» угнетать другого. Для таких людей антинорма становится нормой, а освобождение от гнета и приобретение свободы - основанием для ограничения свободы окружающих. Достоевский видит в этом преступление для самого человека и человечества.[3] Двумя крайностями «свободы угнетения» выступают убийство и самоубийство, которые у русского мыслителя эквивалентны. В его произведении «Преступление и наказание» главный герой восклицает: «Я не старуху убил, я себя убил!».[4] Человек не способен преступить через свое человеческое «Я», не способен стать чем-то большим. Этот психологизм должен приниматься как императив общественной морали.
Достоевский, выводя свой идеал свободной личности, абсолютизирует образ Иисуса Христа. Идеально свободная личность - это личность, склонная к самопожертвованию. «Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только при самом сильном развитии личности... Это закон природы».[5] Едва ли с такой точкой зрения согласился бы Ницше. Он полагает, что религиозный человек испытывает чувство «несвободы», подавляющей его волю к власти. Таким образом, в христианстве немецкий мыслитель видит «религию рабов». Будучи с детства глубоко религиозным человеком, Ницше, тем не менее, считает себя «инстинктивным атеистом», потерявшим со временем веру в бога. Иной ценностью становится его «религия сверхчеловека». «Где бог? Я вам скажу, где: мы его убили, - вы и я! Мы его убийцы! .. .Бог умер! Останется мертвым! И убили его мы!... Не должны ли мы сами стать богами, чтобы только оказаться достойными его? Никогда еще не совершалось деяния более великого, - и всякий, рождающийся после нас, уже ради этого деяния принадлежит истории более возвышенной, чем вся история, бывшая доселе!».[6] 
Проблема идеально свободной личности в понимании Достоевского предполагает симбиотическую взаимосвязь индивида и общества, когда первый отдает себя всего на благо человечества, а последнее предоставляет личности свободу к самовыражению. Свобода признается при условии ответственности личности за содеянное. Преступление и наказание представляют собой логически-диалектическую пару. Наличие одного предполагает наличие другого. Следствие в наказании неизбежно.
Венцом, высшей ценностью философии Ницше является сверхчеловек. У Достоевского это - подобие Христа, идеально свободная личность. «Возвыситься» до сверхчеловека индивид может, разорвав нормы существующей в обществе морали, прежде всего, - в буржуазном / капиталистическом обществе. Отрицая буржуазную мораль, Ницше, по существу, сам приходит к индивидуализму. «Чем сильнее стремимся мы к единству, тем скорее имеем право заключить отсюда о слабости; чем больше стремимся к варьированию, дифференцированию, внутреннему распаду, тем более тут силы».[7] Сверхчеловек - это новый моральный идеал, замешанный на пренебрежении к гуманистическим, общечеловеческим моральным нормам и способствующий воспитанию крайне индивидуалистического мировоззрения. Эта глобальная установка - как ориентир по своей категорической императивности должна, безусловно, определять волю индивида. Однако, оба эти состояния идеально свободной личности (Ницше - Достоевский) достигаются посредством страдания. Только сверхчеловек достигает это через страдания другого человека, «материала», а свободная личность Достоевского - через свои собственный страдания. У Достоевского самопожертвование как неотъемлемая характеристика «свободы воли» получает через страдание характер моральной ценности. Жертвующий собой должен испытывать моральную удовлетворенность, что тождественно духовному наслаждению. Состояние жертвенности внутренне бинарно, оно расщепляется на две экзистенциально противоположные составляющие. И страдание, и наслаждение замкнуты в одной диалектической связке. Ницше также сопоставляет удовольствие и страдание, но с той точки зрения, что «удовольствие есть раздражение чувства власти препятствием, от которого оно возрастает».[8] Индивидуалистические истины сверхчеловека так велики, что в своем стремлении к владению властью и ее использованию он готов преодолеть на этом пути все трудности, а каждое новое препятствие рассматривает как необходимую тренировку волевых сил. Сверхчеловек Ницше движим неугасаемым стремлением подняться выше других. Эта цель оправдывает любое средство, даже если этим средством является человеческая жизнь.
Перспективы человеческого развития Ницше связывает именно с такой направленностью самоопределения индивида. Выходя за пределы морально-положительных установок, мыслитель, фактически, отчуждает своего сверхчеловека от общества. Достоевский, напротив, свободноволящую личность проводит через серьезные моральный испытания, после чего возвращает человека к обществу. Но, это возможно лишь в обществе, которое способно обеспечит человеку гармоничное развитие его индивидуальности через личную свободу.

Именно в такой концепции, предложенной Ф.М. Достоевским, заключается содержание "Русской идеи". В этом сила русского народа, славян, как считал Достоевский Ф.М. "Свобода воли", как "воля к власти" - это догма, которая уничтожает духовность, а значит человека, как такового. Сей час, в нашу сложную эпоху, это крайне важно помнить. Сегодня русский (Славянский) народ сохранен один из немногих для того, что бы силой своей духовности, подарить радость "спасения" человечеству. (Мы не говорим об исключительности русских. Речь идет о "Русской идее" и духовности.)

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С.315.
2. Там же. с.312.
3. Достоевский. Материалы и исследования. С.-П. 1980. С.71.
4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Ижевск, 1983.
5. Достоевский. Материалы и исследования. С.-П., 1980. С.70.
6.Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 319.
7. Ницше Ф. Воля к власти. М.,1994. С.305.
8. Вересаев В.В. Живая жизнь. Достоевский. Ницше. Толстой. М., 1999. С.333.