Клубная жизнь

Андрей Демидов 2
               
                Клубная жизнь
  ( На фото: Благородное собрание на Дворянской. Самара)


Дворянская являлась бурным потоком общественной жизни и не случайно в народе имела второе название Митинговая. Как мы уже говорили, здесь действовали три клуба – общественное, коммерческое и благородное собрания, объединявшие различные сословия. О том, как в Самаре создавалась клубная культура, поговорим отдельно. С приобретением Самарой статуса губернского города изменились и условия жизни. Теперь уже не дозволительно стало выпускать коз и кур на центральную улицу, полуголым выскакивать за водой и делать все то, что допустимо в провинциальном захолустье. В 1851 году Император подписал какую-то бумажку, одну из тысячи в день, но благодаря ей Самара сразу приблизилась к столице, хотя и не сдвинулась с места. Да, что там к Петербургу, наш город стал ближе к Европе. Сюда приехали чиновники, расцвела светская жизнь с ее главным атрибутом - клубами. Это слово для горожан по началу казалось таким же странным, как сегодня для нас процессор или мидиформат. Самарцы знали клубы дыма во время пожара, но чтобы в клубах собирались почтенные граждане, верноподданные мужья со своими половинами...Вот это невидаль!
Обратимся к запискам городского головы П.В. Алабина: “Способность ... сближения, заметная с первых моментов существования губернского города, рельефно выражается в процветании так называемого Благородного собрания в Самаре, этого старейшего в ней клуба, в котором без различия сословий и званий состоят сотни человек. Клубная жизнь с каждым годом все сильнее развивается в Самаре. Доказательство - увеличение числа клубов и их посетителей. С первых лет Самары как губернского города в нем устроилось Благородное собрание, первоначально самых скромных размеров, в небольшом помещении; но вскоре стали возникать со стороны членов жалобы на тесноту помещения, и клуб в 1864 году перевели в лучший тогда дом города, принадлежавший Е.Н.Аннаеву, а между тем улучшение клубной обстановки вызвало повышение членских взносов с 7 до 10 руб. В новом помещении клуб стал быстро развиваться; его семейные вечера были полны оживления, его библиотека, как мы уже заметили ... стала принимать значительные размеры, число бильярдов увеличилось, карточная игра усиливалась, особенно в зимний сезон, число членов возрастало с каждым годом.
В 1869 году образовался второй клуб в Самаре под именем Сельскохозяйственного собрания, с уставом, - как пишет П.В. Алабин, - этот клуб имел целью сближение лиц, интересующихся сельским хозяйством вообще, Самарского края в особенности, и развитие между этими лицами сельскохозяйственных знаний ... а в действительности во все время существования этого клуба в нем ни разу не обсуждались какие-либо сельскохозяйственные вопросы, а так же как и во всех клубах, и в этом постоянно играли в карты, на бильярде, иногда танцевали. Однако двух клубов Самарскому обществу вскоре показалось мало; и вот 31 октября 1872 года утвержден министерством внутренних дел устав еще одного клуба в Самаре, под именем Коммерческого собрания. По букве устава собрание это учреждено “для удовлетворения потребности лиц торгового сословия во взаимных между собой отношениях”. Для этого собрание должно было иметь: особый зал для выставки образцов местных произведений, кабинет для справок, относящихся до торговых дел, и кассу благотворений для выдачи пенсионов и единовременных пособий престарелым и обедневшим членам и их семействам, для определения их в богоугодные заведения и для помещения детей и сирот их в учебные заведения ... шли в этот клуб, как и в другие, с единственной целью отдохнуть от дневных трудов и по возможности веселее провести вечер”. В 1875 году возникло Военное собрание. На регулярно проводившихся вечерах за рюмкой чая ветераны рассказывали о своем личном участии в различных баталиях. Столы ломились от яств, гарнизонный оркестр исполнял марши и легкую музыку. Девицы высматривали себе женихов из тех, на чьей груди больше крестов и орденов, как говорится текла настоящая светская жизнь.
Заложенные в середине XIX века клубные традиции дали обильные всходы во времена либеральной политики Николая II. Различные общества по интересам расцветали, каквесенний вишневый сад. Проявилось два направления оформления клубов: первое для увеселения, второе по профессиональному признаку.
Некоторые самарцы любили играть в шахматы, о чем говорит широкая деятельность соответствующего клуба. У истоков самарского шахматного кружка стояли М.Г.Игаев,И.В.Вольнер и другие, всего 12 человек. Они проводили демонстрационные выступления в парке, приглашали в город гроссмейстеров, устраивали сеансы одновременной игры. Эту традицию до сих пор продолжают наши современники все в том же Струковском саду. Как и 90 лет назад, оба противника кладут под доску деньги и делают традиционный ход, который знал еще Остап Бендер Е-2, Е-4...
Большую просветительскую роль вело в городе общество любителей пчеловодства, садоводства и огородничества. Оно юридически оформилось к 1911 году. Во главе этого полезного дела стояли известные купцы Илья Иванович Решетников, Алексей Иванович Егоров, Иван Львович Санин, Александр Иванович Синягин, священник Троицкой церкви Иван Иванович Андреев. Председателем избрали губернского секретаря Иосифа Ивановича Дудинцева. В уставе организации сказано: “...содействовать развитию и усовершенствованию пчеловодства, садоводства и огородничества, не прибегая к субсидиям и пособиям от правительства, изучать новые методы хозяйствования, пропагандировать их на собраниях, лекциях, съездах, обмениваться опытом, устраивать экскурсии и экспедиции, образцовые хозяйства, издавать труды, периодический журнал, учредить библиотеку и музей, проводить конкурсы, премировать победителей, способствовать внедрению новой техники, создавать кредитные товарищества...” Кроме того в городе действовали скаковое общество, самарский отдел Российского общества покровительства животных.
Важнейшей стороной общественной жизни Самары с 1909 года стало участие ее жителей в обществе Народных Университетов, что являлось частью широкомасштабной правительственной программы по просвещению народа. По городу распространялись листы, на которых жители писали, какой курс лекций они бы хотели прослушать. Предлагались следующие темы: биология, зоология, ботаника, минералогия, математика, физика и химия, география, медицина, гигиена, санитария, всеобщая и русская история, политическая экономия, основы финансов и статистики, социология и политология, право, история всеобщей и русской литературы, история искусства. Эти листы принимались в бюро общества, которое располагалось в книжном магазине “Волжанин”, а также в писчебумажной лавке К.П.Головкина, в фотомастерской П.Н.Арефьева. Большую работу проводил секретарь Народных Университетов В.А.Кудрявцев, с его помощью самарцам удавалось приглашать в город известных ученых таких как профессор Н.В.Некрасов, член Государственной думы Н.А.Гладыш. В сентябре 1916 года лекции по теории права в “Олимпе” читал известный юрист А.Ф.Керенский. В помещении Народного дома имени Пушкина лекцию о национализме провел В.П.Потемкин, там же доктор А.Н. Муромцев рассказывал о венерических заболеваниях и формах сумасшествия. Любознательные горожане с большим интересом слушали доклады В.А.Ястребцова на тему “Атомы и сознание”. Активно действовала музыкальная секция общества. Читались лекции по истории оперного искусства с использованием певцов-демонстраторов. Самарцы в то время могли легко отличить итальянскую школу от немецкой, французской или русской.
При гимназии Н.А. Хардиной действовал семейно-педагогический кружок, где молодые родители учились искусству воспитания по различным европейским и русским методикам. Во главе общества Народных Университетов стояли уважаемые граждане такие как князь Вячеслав Александрович Кугушев, городской голова Сергей Ефремович Пермяков, Александр Яковлевич Слободчиков, Павел Александрович Преображенский, Нина Андреева Хардина и другие.
С начала века самарское общество буквально охватило поветрие просветительства. Не только в кругах гимназистов, но и мелкие лавочники и биржевики передавали из уст в уста о готовящейся новой лекции, о скором приезде известного профессора. Само стремление к знаниям стало как бы хобби, что повышало общекультурный уровень. Не на дискотеку 90 лет назад рвалась молодежь, а в лекторий. Долгие годы коммунистические проповедники внушали нам, что царский режим содержал народ в темноте и невежестве, как это далеко от действительности. Мы рассказали о клубной жизни города, где каждый мог собраться в соответствии со своим хобби.