Эльдар Рязанов

Сергей Кривошеев
Умер Эльдар Александрович Рязанов. Близкий мне человек. Думаю, близкий каждому гражданину бывшего Советского Союза. Вечная память Великому Мастеру русского кино.


Эльдар Александрович Рязанов - родился  18 ноября 1927 года. Российский кинорежиссер-комедиограф, драматург, народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).
Эльдар Рязанов родился в Самаре. Незадолго до появления на свет сына его родители работали в советском торгпредстве в Персии, поэтому имя новорожденному решили дать восточное - Эльдар.  Его отец – Александр Семёнович Рязанов, мать - Софья Михайловна Рязанова (Шустерман, 1902—1969).
Эльдар Рязанов вспоминает: «Родители мои никакого отношения к искусству не имели. Отец был большевиком, участником гражданской войны. Мать, повстречав бравого красноармейца, ушла с ним из своей мещанской семьи. Отец воевал против Колчака.  В 1922 году, когда ему было 24 года, его послали разведчиком в Китай. Мать поехала с ним. Потом, еще до моего рождения, они работали в Персии, в Тегеране. Они числились работающими в торгпредстве, но отец, видимо, засыпался как шпион, и их оттуда выслали. Я говорю достаточно приблизительно, потому что с отцом у меня в жизни было крайне мало контактов.
В Москве отца назначили начальником винного главка. И тут произошла трагедия - он начал пить. Возвращался с работы в невменяемом состоянии, бывало, в одном нижнем белье, начал поколачивать мать. В 1930 году, когда мне было три года, у нас была отдельная трехкомнатная квартира в Зарядье, где сейчас гостиница «Россия», - с окнами на Красную площадь. И мать взяла меня, трехлетнего, в охапку и ушла жить к подруге.
Отец женился во второй раз. У меня должна быть сестра 34-го или 35-го года рождения, но я так и не знаю, где она, как ее зовут, жива ли вообще, может, умерла маленькой? Все следы потеряны, потому что в 38-м году отца посадили. В начале 60-х он меня нашел по моим фильмам. Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно не знакомый мне, сломанный жизнью, разбитый человек. И свою дочку он не нашел. Такая вот печальная история. Ну а мать вышла замуж, и меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне. Он был рядовой инженер, совершенно обычный человек, но с огромной внутренней интеллигентностью. Прожил восемьдесят шесть лет».
Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо — заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.
Любимой книгой Эльдара Рязанова в те годы был «Мартин Иден» Джека Лондона. Как известно, герой романа был сначала моряком, а затем писателем.
ВГИК Рязанов закончил в 1950 году. Тогда же он женился в первый раз. Его женой стала однокурсница по ВГИКу, симпатичная девушка Зоя Фомина, 1924 года рождения. Через год в молодой семье произошло радостное событие - родилась дочь.
В 1955 году Эльдар Александрович стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год известнейший советский комедиограф, руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутьё: фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а исполнительница главной роли, молодая актриса Людмила Гурченко, стала кинозвездой. Песни композитора А. Лепина напевала вся страна! Трудно поверить, что Эльдар Александрович пытался четыре раза отказаться от постановки — но преодолеть плотную «опеку» Пырьева, к счастью, ему не удалось.
Дальнейшие работы Эльдара Александровича стали классикой советского кино. Перечислим только некоторые из них.
1. 1957 — Девушка без адреса
2. 1961 — Человек ниоткуда
3. 1962 — Гусарская баллада
4. 1966 — Берегись автомобиля
5. 1968 — Зигзаг удачи
6. 1971 — Старики-разбойники,
7. 1973 — Невероятные приключения итальянцев в России
8. 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
9. 1977 — Служебный роман
Нет необходимости продолжать список. Каждый его фильм становился событием в культурной жизни страны.
Между тем в 70-е годы изменилась личная жизнь Эльдара Рязанова - он развелся со своей первой женой и женился на редакторше «Мосфильма» Нине Скуйбиной. Любовь послужила и очередным сюжетом для его нового фильма, которому суждено будет стать культовым. Речь идет о комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Судьба второй жены Эльдара Рязанова была трагичной. Нина Скуйбина заболела  и в 1994 году ее не стало. У нее был рак.
В 1995 году в личной жизни Рязанова происходит новый поворот - он женился в третий раз. На этот раз его избранницей стала Эмма Валерьяновна Абайдуллина. Они познакомились еще в 1987 году во время Международного кинофестиваля в Москве, куда Эмма Валерьяновна приехала из Свердловска в качестве телевизионного журналиста. Чуть позже она стала работать в Бюро кино пропаганды. Долгое время они с Эльдаром Рязановым дружили и совсем не рассчитывали соединять свои судьбы.
Мы познакомились с Эльдаром Александровичем, когда Эмма Валерьяновна только переехала к нему  в дачный поселок. В то время старожилы поселка, особенно женщины, ворчали в их адрес. Все очень любили и помнили Нину.
- Не успела жена умереть, а он новую привез. Не думали, что Эльдар так быстро забудет о Нине, - говорили мне.
Работая в то время заместителем директора дома отдыха «Подмосковные вечера» ФСБ России по режиму, я получил информацию о том, что некие кавказцы планируют ограбление дачи Эльдара Рязанова. Я позвонил ему и напросился на встречу.
Принял меня Эльдар Александрович любезно. Познакомил с женой. Она мне понравилась приветливостью и доброжелательностью. Я рассказал о полученной информации и просил их быть внимательнее и не оставлять дом надолго.
Неожиданно для меня Эльдар Александрович рассмеялся:
- У меня ведь воровать нечего. Денег нет. Золота или дорогих украшений также нет. Фильмов давно не снимаю. Откуда деньгам взяться. – Странная ситуация,  - продолжал он. При коммунистах не давали снимать так, как мне хотелось. Зато денег на кино не жалели. Сейчас можно снимать все, что угодно, но денег не дают. Говорят: «Ищи спонсоров». Где же мне их взять?
Все банкиры, к которым наведывался знаменитый режиссер, относились к нему с уважением. Предлагали сесть, угощали кофе, но денег так никто и не дал. Свой временный простой в кино Эльдар Рязанов компенсировал на телевидении. Но недавно все-таки нашлись добрые люди, которые не дали режиссеру унижаться дальше и выделили денег на съемки картины «Андерсен. Фантазии на тему». Половину фильма спонсировало государство, другую половину – добропорядочные богачи. Позже к российским инвесторам проекта подключились итальянские и германские. Высокобюджетный фильм стоимостью 12 миллионов долларов стал реальностью.
Такова ситуация сегодня. А тогда наш Эльдар Рязанов говорил мне:
- Чтобы как-то свести концы с концами я сдаю флигель, видели кирпичный домик у ворот, одному предпринимателю. На эти деньги мы с Эммой и живем.
Потом мы поговорили об органах КГБ-ФСБ, в которых я работаю. Рязанов рассказал, что пережил не мало неприятных эпизодов из-за деятельности нашей конторы. Во-первых, его отца – бывшего разведчика – репрессировали в 1938 году.  Он провел в лагерях семнадцать лет. Его отец вышел на свободу, когда Рязанов снимал «Карнавальную ночь». По фильму тот и нашел сына. Они встретились, но теплоты не получилось. Развитие контакта также не получилось. Тем более, что отца арестовали, когда он жил уже с другой женщиной.
Во-вторых, Эльдар Александрович вспомнил не добрым словом  Пятое управление КГБ СССР, представители которого курировали культуру и кино. Оперативные сотрудники постоянно дышали ему в затылок и выискивали в его фильмах идеологически вредные, антисоветские фрагменты. Один ретивый оперативник даже вербовать его собирался. Пришлось пожаловаться чуть ли не в ЦК КПСС. После этого отстали.
На прощание Эльдар Александрович подписал и подарил мне свою книгу под названием «Предсказание». У героя этой книги умирает от рака жена с точно таким же диагнозом, от которого умерла Нина. С его слов, книга была написана за много лет до смерти жены.
Вскоре после встречи от местных жителей мне стало известно, что в задах дачного участка Рязанова видели чужих людей, похожих на кавказцев. Взяв двух  сотрудников их службы охраны дома отдыха, вышли на место, прочесали кустарники и обнаружили тайник. В пакете оказался целый набор приспособлений для грабежа: черная маска, перчатки, нож, удавка, наборы отмычек, плоскогубцы, отвертка и т.д. Я сфотографировал этот набор, а затем сдал в милицию.
Зашел к Эльдару Александровичу, показал ему фото и сказал, что опасность миновала, поскольку, обнаружив пропажу пакета со своим снаряжением, грабители поймут, что их замысел обнаружен и, вероятней всего, покинут эти места.  Так оно и случилось.
После этого мы встречались не более двух-трех раз.
Следующую попытку обворовать новую летнюю дачу Эльдара Рязанова, построенную им на Валдае, другие уже воры предприняли в 2003 году. Вот, что сообщили об этом российские СМИ.
«В деревне Долгие Бороды Валдайского района Новгородской области не установленные пока правоохранительными органами лица проникли на дачу Эльдара Рязанова.
Однако, несмотря на незаконное вторжение на частную территорию, по данным Валдайского районного отдела внутренних дел, по непонятным причинам на даче известного кинорежиссера ничего не пропало, передает передает РИА «Новости».
Как предполагают сотрудники правоохранительных органов, проникнув в летний дом на озере Валдай, злоумышленники поняли, в чей дом они попали, и у них, как говорят местные жители, "внезапно проснулась совесть".
Однако, по данным 'Известия.Ru', воры не были так благородны, их просто кто-то спугнул. При осмотре места происшествия милиция обнаружила внутри дома ближе к выходу аккуратно упакованные связки книг, посуду, личные вещи хозяина дачи».
Когда мы с Викторией Токаревой обсуждали именитых жителей дачного поселка, кого намеревались привлечь к подписанию письма о заборе, она сказала:
- Я сейчас позвоню Эмме. Все дела Рязанова ведет она. В том числе графики его встреч. Она тут же созвонилась с женой Эльдара Александровича и договорилась о моей встрече с ними.
Встретились мы только через неделю. У Эльдара Александровича был плотный график работы, дела в его клубе «Эльдар», что на Ленинском проспекте.
Он внимательно прочитал письмо, затем передал жене. Пока она читала, мы поговорили.
- Раньше я много гулял по берегу нашей речки, - сказал Рязанов.- Сейчас не хожу в ту сторону, но все равно не приятно сознавать, что мои соседи, жители нашего поселка не могут ходить по самым красивым местам Пахры.
- Знаете, я уверен, что чекисты не уберут забор. Они у власти.
Он вновь рассказал мне историю своего отца, обвиняя во всем органы государственной безопасности. Вспомнил, как сотрудники КГБ опекали его, не давали снимать фильмы так, как ему хотелось. Подводя итоги, он сказал, что деятельность органов не изменилась за последние годы.
Я ответил:
- Эльдар Александрович, Вы ведь помните, что я полковник ФСБ. Пусть на пенсии. Я пришел к Вам с письмом.
- Действительно. Я уже и забыл, что Вы  из этой же конторы. В таком случае действительно можно сказать, что ситуация в стране меняется к лучшему. Меня это радует.
Он взял авторучку и поставил свою подпись.
Я отправил письмо Председателю общественного совета при ФСБ  России Василию Титову в электронном виде согласно инструкции на сайте Совета. Разработчики программы вольно или не вольно упустили одну маленькую, но важную функцию: не предусмотрели подтверждение получения писем и обращений от граждан.
Таким образом, авторы письма и сегодня не ведают – дошло или не дошло  письмо к адресату.
Забор по-прежнему стоит.