Глава 4. Таверна Дядюшки Минуса. Пожар

Юлия Газизова
Пограничье. По ту сторону океана. Начало: http://www.proza.ru/2015/11/30/2014



Прошло несколько лет.

Гаяна сидела на заборе позади школы и ждала Рика. Она слышала, как часы на городском причале пробили двенадцать, значит, ракета Старины Бэка вот-вот встанет под разгрузку. Время поджимало, а мальчика все не было. Дольше ждать Гаяна не могла. Девочка ловко спрыгнула с забора и, расправив слегка помятое платье, побежала к причалу, насвистывая веселую мелодию.

Разгрузка почти завершилась. Бэк привез на хранение последнюю партию образцов редких жемчужин и теперь внимательно следил за тем, чтобы столь ценный груз был спущен на берег максимально бережно и аккуратно. Убедившись, что матросы работают на совесть, он поручил боцману передать груз Лендору, появления которого ожидали  с минуты на минуту, и направился в сторону маленькой портовой таверны Дядюшки Минуса, пропустить кружку другую холодного эля и рассказать старым знакомым последние новости Большого кольца.

Гаяна догнала капитана у таверны, ловко прошмыгнула следом и тихонько села в самом дальнем и темном уголке. Поприветствовав новых посетителей, Дядюшка Минус выставил на барную стойку кружки с элем, а Гаяне протянул стакан лимонада. Необычное прозвище хозяин таверны получил много лет назад, когда сменил за стойкой отца, ушедшего на покой, и завел толстую амбарную книгу, в которую записывал все доходы и расходы  от своей нехитрой торговли. Он часто наливал знакомым и друзьям без оплаты,  делая пометки в книге, а когда они расплачивались, приговаривал, вычеркивая долг красным карандашом: «Минус две кружки эля, запишем. Минус стакан лимонада… Следующий!» И вскоре, даже жена, приглашая его к столу,  кричала: «Минус, бросай все дела и садись ужинать!» Второй страстью Минуса были зубастые пираньи, огромный аквариум с которыми занимал всю стену напротив стойки. Каждый раз, с отвращением разглядывая безобразные морды, Гаяна удивлялась, за что этот добродушный и веселый крепыш любит своих прожорливых и кровожадных питомцев. Минус кормил пираний свежей рыбой и искренне переживал, когда по какой-то причине одна из его любимиц погибала.

Гаяна потягивала лимонад и посматривала по сторонам. Она знала, пока Старина Бэк не допьет свою третью кружку эля, новостей не будет. На своем любимом месте у окна сидел одноногий Билл. Выпив эля, он часто поминал недобрым словом зубастую акулу, в схватке с которой потерял ногу. Гаяна подозревала, что Билл врет, и никакой акулы не было и в помине, но чтобы не обижать старика в тысячный раз слушала его кровавую историю. Рядом с Билом сидел беззубый Дрю. В молодости этот высокий, сутуловатый мужчина был страшным забиякой: при малейшей возможности он ввязывался в драку и с упоением махал кулаками. В одном из очередных уличных боев ему выбили передние зубы, и теперь он сильно шепелявил. Со временем его боевой пыл слегка поутих, но лиха беда начало: Дрю оказался ужасным спорщиком. Он заключал пари при первой возможности и по любому поводу, поэтому круглый год ходил в старых штанах, украшенных заплатами всех форм и размеров, так как денег на новые у него попросту не было.

Таверна постепенно заполнялась. Прослышав, что капитан Бэк появился в городке, жители спешили на  причал, чтобы узнать последние новости и послушать свежие сплетни. Когда третья кружка опустела, Бэк вытер повлажневший лоб, раскурил трубку, оглядел притихших слушателей и, откашлявшись, начал рассказывать:

-  Со дня на день в Главном порту ожидают возвращения экспедиции Рихарда, отправленной для исследования затонувших кораблей, обнаруженных черными копателями близ мыса Доброй надежды. Все мы слышали, о таинственных районах океана, пользующихся печальной славой «гиблых мест». А о том, сколько судов затонуло в них по воле провидения, знает только могущественный Посейдон, по приказу которого «волны-убийцы» топят корабли и отправляют в царство мертвых команду и пассажиров.

Гаяна слушала байки капитана и вспоминала, что рассказывал Лендор о глубинных волнах, зарождающихся в толще океанских вод. Эти волны образуются на границе слоев воды разной плотности, вода сначала медленно поднимается, а затем резко падает вниз с огромной высоты. Подобные волны очень опасны для подводных судов: из-за попадания в подводную яму и неконтролируемого ухода на глубину давление воды может в несколько раз превысить прочность обшивки, и корабль будет безжалостно раздавлен.

Громкий голос старого капитана прервал размышления Гаяны:

- Рихард – известный ученый и подводный археолог – человек загадка. Как говорят знающие люди, он живет в уединенном месте где-то на окраинах Подводного Мира и в столице появляется редко. Ходят слухи, что его раздражает суматоха Большого кольца. Без острой необходимости он не появляется на публике, предпочитая светским раутам тишину морских просторов. На протяжении многих лет Рихард и его команда отправляются в археологические экспедиции, пытаясь пролить свет на таинственные события прошлого.

В этот день, сидя в портовой таверне, Гаяна впервые услышала об отважном путешественнике и исследователе морских глубин – Рихарде. Потягивая лимонад, она даже не подозревала, какую роль в ее судьбе сыграет этот человек.


Пока Гаяна слушала болтовню Старины Бэка, Эрик сидел в библиотеке и с упоением читал очередную книгу, быстро переворачивая страницы и внимательно разглядывая схемы и чертежи. Учеба доставляла ему истинное удовольствие. Он словно губка впитывал в себя новые знания, порой, забывая про еду и сон. Мальчик ценил тишину и спокойствие школьной библиотеки и сбегал в царство книг при первой возможности. За прошедшие годы обучения он стал лучшим учеником школы с момента ее основания. Лендор по праву гордился прилежным воспитанником и восхищался пытливым умом и феноменальной памятью мальчика.

Перевернув последнюю страницу, Рик стал подниматься по лестнице, чтобы вернуть книгу на полку. Стараниями Лендора в библиотеке царил идеальный порядок: выносить книги за пределы комнаты запрещалось, а прочитав, их следовало поставить на место. Мальчик вынул очередной том и уже собрался спуститься и продолжить чтение, как вдруг заметил, что задняя стенка стеллажа слегка отошла, открыв небольшую нишу. Сам того не желая, Рик привел в действие секретный механизм и открыл тайник, в котором был надежно скрыт от посторонних глаз сверток, обернутый старой парусиной. Осторожно развернув ткань, мальчик увидел древнюю книгу, на обложке которой виднелись таинственные знаки. Рик перевел дыхание и открыл книгу. Все ее страницы были исписаны непонятными и загадочными символами. Никогда раньше мальчик не встречал подобные письмена, этот древний язык был ему не ведом. Перевернув очередную страницу, Рик обнаружил фрагмент старой карты, на которой были указаны какие-то координаты и несколько цифр. Мальчик завернул книгу в парусину и аккуратно вернул на место, а карту, стараясь не измять, спрятал в карман куртки. Но как скрыть тайник? Внимательно изучив стену, он заметил небольшое углубление в форме ромба с правой стороны и такой же выступ с левой. Рик осторожно нажал на выступ, и проем бесшумно закрылся. Стало понятно: нажмешь на правый выступ - ниша откроется, на левый - стена вернется на место.

Теперь следовало разыскать Гаяну и рассказать ей о неожиданной находке. И только тут Эрик вспомнил, что в полдень они договаривались встретиться на заднем дворе и вместе идти на причал. Мальчик глянул на часы и выбежал из библиотеки. Он в очередной раз опоздал: часы показывали пять вечера.


Звон корабельной рынды набатом прорезал тишину. «Бум! Бум! Бум! Беда пришла!» - разносился по округе призывный бой колокола. - «Скорее! Скорее! Помощь нужна! Бум! Бум! Бум!»

Посетители таверны высыпали на улицу и побежали к причалу, где на старой башне кто-то бил в рынду: «Бум! Бум! Бум!» Горел старый деревянный склад, в котором рыбаки сушили и хранили сети. Его построили много лет назад из древесины, поднятой с затонувших судов. Огонь жадно пожирал сухое дерево, распространяя по округе удушливый дым. Около горевшего склада металась и страшно кричала женщина:

- Люди! Помогите! Мой сын остался внутри! Спасите ребенка!

Жители городка несли ведра и багры, пожарная команда тянула от причала шланги. Насосы, включенные на полную мощность, гудели и слегка вибрировали.

Гаяна и Рик подбежали к пылающему складу одновременно.
 
Огонь охватил почти все строение. Он словно раненый зверь метался, стремясь вырваться на свободу; кусался, рассыпаясь тысячами огненных искр и пожирая все на своем пути. Языки пламени жадными объятиями подбирались к крыше, грозя обрушить ее в любую минуту.

Гаяна мгновенно оценила ситуацию и, не раздумывая ни секунды, бросилась в пламя. Рик, выхватил у оторопевшего горожанина ведро с водой и, окатив себя с головы до ног, кинулся следом. Люди, собравшиеся на причале, замерли от ужаса,  а опомнившись, с удвоенной энергией принялись помогать пожарным. Мощные струи воды вырывались из брандспойтов, врезались в стену огня и отступали, огрызаясь клубами обжигающего пара. «Бум! Бум! Бум!» - гудел колокол.

Оказавшись в огненной ловушке, девочка стала пробираться в дальний угол, она чувствовала, что мальчик где-то рядом. Рика всегда восхищала способность Гаяны угадывать верный путь. Казалось, внутри девочки спрятан компас: она никогда не плутала в незнакомой местности и в любой ситуации точно знала, куда следует идти. Рик, зажав нос мокрым платком, старался не потерять Гаяну из вида. Дым разъедал глаза,  горло першило, приходилось уворачиваться от падающих обломков. Мальчик каждой клеточкой своего тела чувствовал раскаленное дыхание смерти. «Старуха» кружила их в вихрях огненного танца, сбивала со следа, дурманила головы, заставляя признать поражение и сдаться.

- Рик! Помоги мне! - Гаяна кричала, стараясь перевернуть каменное корыто, в котором рыбаки замачивали сети. – Мальчика придавило!

Напрягая последние силы, ребята откинули корыто в сторону и увидели малыша. Рик поднял ребенка и  успел сделать несколько шагов, как часть крыши за его спиной с грохотом обвалилась, превратив злополучное корыто в жертвенный алтарь разбушевавшегося пожара.

Рик упал, когда до спасительного выхода оставалось совсем немного, и уже не видел, как Гаяна вытащила малыша из огненного плена, как Капитан Бэк бросился на помощь девочке и спас его самого.


- Гаяна! Ты меня слышишь? – Капитан Бэк потряс девочку за плечо. - Руки-ноги целы? Идти сможешь?

Гаяна старалась понять, о чем говорит Бэк, но слова проносились мимо, и исчезали, едва коснувшись сознания. Двигаться не хотелось. Она перестала сопротивляться и закрыла глаза.

- Спит! – склонившись над девочкой, одноногий Билл с восхищением присвистнул. – Вот это нервы! Не девочка – черт в юбке, любого мальчишку за пояс заткнет.

- Билл, ты иди, куда шел, и не моли чепуху. Девочке и так досталось.
 
- Бэк, ты не видел Гаяну? – Лендор торопливо пробирался сквозь толпу, стараясь отыскать своевольную воспитанницу.

- Да, здесь она, Хранитель, - Билл отошел в сторону, - уснула прямо посреди улицы. Кому расскажи, не поверят…

- Спит?! – Лендор склонился над Гаяной и с тревогой коснулся перемазанного сажей лба.

- Вроде цела… А что уснула, так не мудрено: такой стресс пережила, хорошо еще жива осталась, - капитан Бэк неодобрительно покачал головой. – Лучше следить за детьми нужно, Лендор, так и до беды не далеко.

Оставив последнюю реплику капитана без ответа, Хранитель подхватил спящую девочку и медленно побрел в сторону школы.


Продолжение следует...