Секреты долголетия - 3

Василий Чечель
       Предыдущие - http://www.proza.ru/2015/11/03/1815

  К изречению: «Жить хорошо, а хорошо жить – ещё лучше», можно добавить и такое: «Жить хорошо, а всю жизнь быть здоровым – ещё лучше».  Это, уже своё, дополнение я отношу и к преклонному времени нашей жизни. А чтобы жить при полном здравии, учёные мира с древних времён рекомендуют нам «Здоровый образ жизни».  Надеюсь, многие об этом знают и часто слышат с экрана телевизора, читают в газетах, журналах, книгах, в интернете.

  В дополнение к тому, что уже сказано, написано и ежедневно говорится на каналах телевизоров: «Жить здорово!» - на «Первом», «О самом главном» - на «Россия 1», и с разными названиями на других каналах, я хочу внести и свою «лепту» в этот весьма серьёзный вопрос.  Так сказать, поделиться своим личным долголетним опытом.  Если найдётся хоть один человек, которому мой опыт пригодится, буду считать, что трудился не зря.

  Начну со статистики.  По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50—55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18—20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8—10 % — от здравоохранения.  Главными составными частями здорового образа жизни, которые во многом зависят от самого человека, специалисты называют, чаще всего:
1. Движения - физически активная жизнь;
2. Здоровое питание - диета;
3. Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя;
4. Здоровый сон.

  В прошлом году по улицам Москвы путешествовал олимпийский огонь Сочинской зимней олимпиады.  Пробежал с факелом и девяностолетний ветеран.  На вопрос, как ему удалось сохранить здоровье, ветеран сказал, что ведёт здоровый образ жизни и назвал три главных составляющих своего здоровья, которыми он ежедневно пользуется.  Это – три «Д»: движение, диета и дыхание.

  А специалисты-геронтологи, когда говорят о долголетии, в последнее время к тому списку добавляют:
1. Диагностика и вакцинация;
2. Приём витаминов, БАД и лекарств.
  Не много ли этих составляющих здорового образа жизни, которые зависят от самого человека?  Многовато, конечно.  Но ещё, надеюсь, все знают, что на здоровье и продолжительность жизни влияет и окружающая среда, особенно, для жителя мегаполиса.

 Лично я стараюсь соблюдать только те составляющие здорового образа жизни, которые приведены в первом списке, да и то с большими оговорками.  Особенно это касается физической активности.  Возможно, это потому, что, как я уже говорил, думать о здоровом образе жизни я начал только тогда, когда оказался без ежедневной работы, когда вышел на пенсию.  Работа у меня была конторская, часто приходилось засиживаться и вечерами.  Да ещё восемь лет затратил на вечернюю и заочную учёбу в институте.  На физическую активность оставалось мало времени.

  А отсутствие достаточной физической активности оказывало влияние и на здоровый сон, отсутствие которого постепенно перешло в хроническое состояние до сего времени.  Так что, хотя я и знал песню: «Закаляйся,
если хочешь быть здоров!
Постарайся
позабыть про докторов.
Водой холодной обливайся,
если хочешь быть здоров!"
Тогда я только слушал эту песню, а бывало и - напевал, но на выполнение её советов времени у меня было мало.  Хотя, если честно, то видимо не обошлось и без лени, я так думаю о том времени сейчас.

  После такого вступления я начинаю раскрывать свои собственные «секреты» долгожителя, так как уже почти год живу в этом звании.  Это не значит, что я так уж горжусь этим званием, но и отказываться от него у меня нет никаких оснований.  Только начну я это делать уже со следующей работы, а на сегодня, с вашего позволения, для миниатюры достаточно.

     30.11.2015

     Продолжение - http://www.proza.ru/2015/12/18/777