Кто же наши деды?

Александр Жгутов
Фото из семейного архива автора.


Кто же наши деды?
               
     В детстве, интересуясь судьбой деда, со слов бабушки, матери и дядюшки,  я  знал, что мой дедушка Жгутов Иван Никитич в 1915 году был призван в царскую армию и направлен на фронт.  На войне он попал в плен, а потом бежал, а затем  участвовал в февральской и октябрьской революциях 1917 года.
     Но это были лишь скудные сведения об его участии в гражданской войне и почти ничего об его участии в Великой Отечественной войне,кроме того,что погиб он в Сталинграде.

      Вообще об участии родственников в Первой мировой войне в те годы люди вспоминали весьма неохотно.
      Только от самих участников войны и можно было услышать, как они замерзали в окопах,о том,что не хватало на всех винтовок, об отсутствии патронов и снарядов.

        Придя домой после концерта «Забытая война»,посвященного 100-летию начала Первой  мировой войны, я сразу же  достал  сохранившиеся у меня  фотографии деда Ивана  периода 1915-1920 годов и стал их внимательно изучать с лупой в руках.
      На одной фотографии деда, на его погонах я разглядел цифры «446».
 Как оказалось, это был номер полка, в котором он служил.

      Дальше, проще.
 Через Интернет я узнал, что служил он в 446 Цнинском полку 112-й пехотной дивизии, которая сформирована 18 июля 1914 года.
А полки входящие в её состав являлись формированиями второй очереди.   

     Со слов своего дяди Михаила Ивановича я знаю, что мой дедушка Иван Никитич родился в 1895 году. В семь лет он остался без отца.
     Он, как и большинство крестьян, смог окончить только 4 класса церковно-приходской школы.
В 1913 году Иван женился на моей бабушке Анне Игнатьевне.
     В его жизни всё происходило в точности как в  песне, только в вологодской деревне, окруженной со всех сторон глухими лесами.

 «Праздник престольный в казачьей станице,
Мирный тринадцатый год.
Ласточки кружат и солнышко светит,
В белом сады, как в снегу….

…Чинно стоят старики.
И невдомек им, что кончатся скоро
Вольные эти деньки.
Мир назовут этот глупым и старым,
Все, скажут, надо на слом,
И бесполезной бумагою станут
Деньги с двуглавым орлом….

…Трудно поверить, что скоро запляшет
Красный семнадцатый год.
Знают лишь на небе ангелы ваши,
Что вас, станичники, ждет…»

( Из песни «Эх-ма, лето не зима». Ундров Константин.

     Через год после свадьбы у деда и бабушки родился первенец Кельсий, а в 1915 году девочка  Лиза.
В это время в мире уже бушевала  мировая война.

     Опять же, из рукописи моего дяди, мне известно, что в 1915 году, когда деду исполнилось 20 лет его призвали в армию. В этом же году он попал на фронт в Восточной Пруссии. На фронте шли ожесточенные бои.
     В 1916 году в одном из боев он попал в плен, но ему с другом удалось бежать из плена. Пробираясь лесами и болотами,он заболел лихорадкой. В бессознательном состоянии его подобрала эстонская крестьянка и выходила.
     После болезни он добрался до Петрограда. Там его отпустили домой для поправки здоровья. Через некоторое время дед вернулся в свою часть и продолжил  службу в окрестностях Петрограда в воздухоплавательном подразделении.

     В это предреволюционное время в стране, в том числе и в военных частях,  бушевали политические страсти. Они не прошли мимо моего дедушки. Дед принимал активное участие  в февральской и октябрьской революции и даже был избран делегатом на съезд Советов
     Хотя  мой дядя и утверждает, что дедушка Ваня был избран делегатом от  партии эсеров, но я лично смею полагать, что в  этом он несколько заблуждался.
     От бабушки Анны и моей матери известно,что мой дед поехал на съезд Советов от партии большевиков, и не в 1917 году, а летом 1918 года, то есть, на 5-й  съезд Советов, который принял Конституцию РСФСР 1918 года.
     На этом съезде левые эсеры открыто выступили против большевиков и  6 июля подняли восстание, которое было быстро подавлено.
Если бы дед состоял в партии эсеров, то его бы потом «ни при какой погоде» не направили на курсы Красных командиров.
     Этому есть ещё одно определенное подтверждение.

     3 апреля 1983 года в газете «Звезда» №39 Шекснинского района Вологодской области опубликована статья «Эхо восемнадцатого года», которой приведены воспоминания моей матери;

    "О событиях  далекого 1918 года в нашей округе вспоминает и ветеран Великой Отечественной войны Елизавета Ивановна Жгутова, живущая сейчас в деревне Назарово Чаромского сельсовета. Статья «Тревожное эхо» ( о шекснинском восстании в 1918 году.-  А.Ж.) меня очень взволновала. События, которые произошли в те далекие годы, остались в памяти на всю жизнь. Мой отец Иван Никитич Жгутов, уроженец деревни Демино, был здесь одним из первых коммунистов. В 1915 году он был призван в царскую армию, направлен на фронт. В 1916 году попал в плен, но бежал из него и весной 1917 года из-за болезни приехал домой. Поскольку врачей не было, он проболел до осени. Выздоровев, ушел в Красную Армию и сражался под Петроградом. Как активный защитник молодой Советской республики в 1918 году был послан на Всероссийский съезд Советов ( к сожаления автор не указывает на который именно – редактор газеты- Н.Б.)
     На обратном пути он заехал домой. С каким вниманием слушали его крестьяне. Почти вся деревня перебывала в нашем дому. Разговоры о Советах, о новой народной власти не стихали до утра. Не по душе пришлись такие беседы кулакам, да затаившимся эсерам.

     Уехав снова  на Петроградский фронт, он нередко бывал дома. Отпускали красноармейцев за сухарями, портянками и бельем. И вот однажды осенью отец приехал домой на сутки. После короткого свидания с семьей отец уехал с матерью на станцию. Вернулась мать поздно ночью, когда мы маленькие уже спали крепким сном.
 Вдруг кто-то сильно загромил в стены и ворота. Встревоженная мать вскочила спросить; кто рвется в дом и что ему надо. В ответ грозный голос приказал отпереть ворота.
     В избу валилось человек пять бородатых мужиков с винтовками. Стали спрашивать, где отец. Мать ответила, что уехал. Они не поверили, стали искать, сначала в доме ,потом на дворе ,затем на сеновале – все перерыли штыками и, разозлившись, ушли, пригрозив матери, что если она скрывала мужа-большевика, то смерти ей не миновать.
Когда они ушли, мама одела нас и отвела к дальней родственнице, так как сильно боялась за нашу безопасность.
     А на утро в деревне поднялась тревога. Кулаки и эсеры стали подбивать крестьян на выступление против советской власти. Но те, немногие, которые, собравшись в селе Чаромском, подались было в Усть-Угольское, вскоре прибежали оттуда, так как попытку мятежа, сказывают, сорвали посланные из Петрограда на бронепоезде красноармейцы.»

     Эти воспоминания дали мне основания внести пояснения к рукописи моего дяди Михаила Ивановича.

     В 1918 году, после создания Красной Армии, дедушку направили на курсы красных командиров.
     С 1918 по 1923 год он участвовал в боях на различных фронтах Гражданской войны,в том числе и в Туркестане.
      Для установления и укрепления Советской власти во всем  Туркестанском крае из РСФСР туда выдвинули дивизии бойцов-красноармейцев и кавалеристов.

       Руководил войскам в Средней Азии В.В. Куйбышев,

      М.В. Фрунзе был командующим Туркестанским фронтом и
 штурмом взял Бухару.
 
«…Шел отряд  по берегу,  шел издалека,
Шел под красным знаменем  командир полка.
Голова обвязана, кровь на рукаве,
След кровавый стелется по сырой траве.
Эх, по сырой траве!

«Хлопцы, чьи вы будете,  кто вас в бой ведет?
Кто под красным знаменем раненый  идет?»
«Мы сыны  батрацкие, мы — за новый мир,…»

слова М. Голодного, музыка М. Блантера.


    А наших хлопцев в бой за новый мир,за тысячи километров от России, вели;

    - Томилин Н.Д, командир кавалерийской бригады, погибший в бою с басмачами в Восточной Бухаре,
     - Ламанов И.И., помощник начальника Управления пограничной охраны и войск ОГПУ в Средней Азии,погибший в бою с басмачами в песках Каракумов.
    - Авксентьевский Константин Алексеевич. - соратник  М.В. Фрунзе, уроженец  Тотемского уезда, Вологодской губернии.
      Его именем ныне называется одна из улиц г. Вологды, но не все знают, что
«…С 1918 по 1919 годы он служил военным комиссаром Вологодской губернии и был членом бюро Вологодского губкома ВКП(б), а в 1919 году  его назначили на должность военного комиссара Ярославского военного округа.,
       С января по март 1920 года Авксентьевский работал заместителем командующего войсками Туркестанского фронта.

        Поэтому неслучайно что на Туркестанском фронте оказались  красноармейцы из Ярославских и Вологодских краев.Среди них и мой дед Иван Никитич.
        В Туркестане он командовал эскадроном,участвовавшим в борьбе с басмачеством.

       Кроме этих известных личностей в истории борьбы с басмачеством, было немало неизвестных отважных и смелых комэсков и рядовых бойцов чьи имена занесло песком времени.

     В 2012 году я посетил древнюю как мир Бухару и оказался на  площади около крепости Арк.
     И мне как мираж привиделся  1920 год, а на площади у ворот крепости Арк  на  буланом скакуне якобы гарцует мой дед- Жгутов Иван Никитич со своими «джигитами-нукерами» в ожидании приказа командарма Фрунзе о начале штурма последнего оплота Бухарского эмирата.
    Я со своей  не ленивой любознательностью оказался в 2012 году на этой самой площади Регистан у крепости Арк ровно через 90 лет после того, как оттуда со своими красными кавалеристами  ускакал  в вечность мой дед Иван Никитич.

     Вот такая наша жизнь.


От героев былых времён
Не осталось порой имён,
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним…


Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
Песня  из кинофильма «Офицеры»- автор  Агранович Е. Д.

 
     С первых дней Отечественной войны  мой дедушка Иван был на фронте в должности замполита начальника полевого госпиталя по материально-техническому снабжению. Погиб в 1943 году в городе Сталинграде.

продолжение
http://www.proza.ru/2015/11/30/1554