Борис Леонов - размышления на закате - рассказы-

Сергей Сизов Омск
Борис Леонов: размышления на закате (рассказы,эссе,статьи)

Уже минуло более тридцати лет как ушёл из жизни один из малоизвестных омских литераторов и мыслителей - Борис Фёдорович Леонов (1900 - 1977)[i]. Между тем, убеждён, что подобное забвение (в прошлом для этого были политические причины) несправедливо: жизнь этого человека и его творческое наследие без сомнения представляют немалый интерес для историков, литературоведов, театральных деятелей.

Жизнь Леонова поначалу складывалась достаточно типично для той эпохи. Детство в семье деревенского священника, духовное училище и семинария в Орле, мечты о литературном поприще, первые стихи. Революционный вихрь 1917 г. захватил юного поэта: Борис вступает в Красную Армию и партию большевиков. После гражданской войны Борис Леонов возвращается в Орёл. Здесь он заканчивает 2 курса Орловского пролетарского университета, участвует в деятельности Тургеневского общества, пишет стихи и пьесы. Его произведения: стихотворение «Эскиз», поэма «Русь», пьеса «Угольки» отразили всю противоречивость мировоззрения автора.

С середины 1920-х гг. Леонов занимал должности в учреждениях культуры, профсоюзных организациях, партийных органах в Москве, Можайске, Коломне, Новосибирске, Ленинске-Кузнецком. В 1932 г. он приезжает в Омск и вскоре становится сотрудником, а позднее и завлитотделом «Омской правды». Все эти годы Леонов не оставляет занятие литературой.

В «Омской правде» в 1935-1936 гг. регулярно появляются его литературно-критические статьи и театральные рецензии. Леонов был одним из активных борцов с «формализмом» в искусстве. Осуждая разрыв с классической традицией, Борис Фёдорович негативно высказывался по поводу экспериментов омского «синтетического театра» Торского, пытавшегося объединить на омской сцене оперу, оперетту, драму. В 1937 г. Леонова исключают из ВКП(б) за «антипартийные разговоры». Ему ещё повезло, что удалось устроиться заведующим литчастью драмтеатра. Но в 1944 г. Б.Ф. Леонов был арестован и осуждён по статье 58-10 («контрреволюционная пропаганда и агитация») на 10 лет лишения свободы с поражением в гражданских правах на 5 лет. Кроме признаний обвиняемого (полученных под давлением) и показаний свидетелей следствие в качестве доказательства вины Леонова использовало рукописи его работ разных лет, которые были истолкованы как «антисоветские».

Свой срок Борис Фёдорович отбывал в Омске, на Урале и Колыме. По возвращении в Омск в 1956 г. он нигде не мог устроиться: в учреждения культуры и образования его не брали, а заниматься физическим трудом не давало возможности здоровье, подорванное в лагерях. Вынужденную безработицу недавний политээк использовал для литературного творчества, что обернулось для него новой бедой.

«Послевенгерское похолодание» конца 1950-х гг. привело к новому витку политических репрессий. Леонова вновь арестовали, конфисковали его архив и снова нашли в его высказываниях и рукописях “антисоветскую пропаганду”. В октябре 1958 г. он был приговорен к 10 годам лишения свободы по той же статье. Тяжелая работа в Озёрлаге (под Тайшетом) и мордовских лагерях, переживания вскоре привели к инвалидности: Борис Фёдорович был парализован. Лишь в январе 1965 г. дело Леонова пересмотрели и он был не только освобождён, но и полностью реабилитирован по обеим своим судимостям.

Вернувшись в Омск, Борис Фёдорович продолжал внимательно следить за литературным процессом и не оставлял занятия литературоведением и искусствоведением. Он не мог писать и поэтому все свои произведения и письма выстукивал на пишущей машинке левой рукой.

Наследие его 1966 – 1976 гг. действительно велико. Известно примерно три десятка рукописей. В основном это публицистические произведения, но есть и работы литературоведческого характера, мемуарные зарисовки и очерки, эссе. Ключевые его работы этого периода: «Мечта» (1966), «Мой современник» (21 января 1967 г.), «Интеллигенция и мещанство» (14 апреля 1967 г.), «Век нынешний и век минувший» (4 июня 1970 г.), «Мысли после съезда» (предположительно, апрель 1971 г.) «В часы раздумий» (17 - 20 июля 1972) и некоторые другие.

Тезисы не дают возможность рассказать подробнее о всех произведениях, но сюжет одного я всё же изложу. В вышеприведенном списке лишь одна … сказка «Мечта» (1966)[ii]. Собственно, это больше похоже даже на притчу. Есть Иван, есть его невеста Мечта, а ещё есть Ватерпасов и иные товарищи. Невеста Ивана, его Мечта ставит условием их совместной жизни постройку невиданного в мире красивого дворца. И жить с ним будет не раньше, чем будет закончен последний этаж. Иван из любви своей к Мечте начинает строительство. И в один прекрасный день на первом этаже его дворца объявляется неизвестный толстяк и заявляет Ивану: «Меня прислали заведовать твоей Мечтой».

Иван по своему неразумению принял это, а толстяк (Ватерпасов) начинает обрастать секретарями, помощниками, бухгалтерами и каждый занимает комнату в строящемся дворце. Последним приходит пьянчуга-поэт, который заявляет Ивану, что будет слагать гимны о его замечательной Мечте.Ну, а дальше происходит трагедия. Невесту свою, любимую Мечту, Иван застаёт вместе с Ватерпасовым в чулане, но сделать ничего уже не может. Ни наказать, ни уйти: на него наставлены револьверы. И Иван продолжает строительство, напиваясь каждый выходной. Грустная сказка, что и говорить. Но ассоциации Леонова очень понятны. Иван символизирует народ, Мечта – это действительно мечта о царстве свободы, равенства и братства, ну, а Ватерпасов – это бюрократия, которая губит светлую мечту.

Публицистические статьи, эссе, дневник, письма – завещание провинциального диссидента. Из этих материалов видно, что по масштабам своих размышлений был вполне на уровне отечественной общественной мысли того времени. Прежде всего либерально-социалистической или социал-демократической мысли. В мировоззрении Б.Ф. Леонова сочетались демократические убеждения с идеей социальной справедливости. Он, как явствует из его произведений, продолжал в целом позитивно относиться к социалистической идее, к произведениям К. Маркса и В.И. Ленина. И это несмотря на долгие годы заключения и ссылки! Объясняется это просто: он был сильным человеком и не позволял своей личной трагедии перечеркнуть значение идей, которые он разделял.

У Бориса Леонова не было иллюзий ни относительно социализма, ни относительно капитализма. Леонов не забыл свою нелёгкую дореволюционную юность, он ненавидел всесилие денег, безудержное потребительство, мещанскую ограниченность. Вполне понятно, что, прожив такую судьбу, он вряд ли имел иллюзии по поводу социализма. Романтические иллюзии были изжиты за годы гражданской войны, «чисток», лагерей. Не сомневаюсь, что в ходе долгих размышлений, общения с другими инакомыслящими в лагерях, он переосмыслысливал свои представления о социализме. Сталинизм он не принимал, считал ленинский путь совершенно иным.

И всё-таки, несмотря на перенесённые страдания, Борис Леонов сохранил многие из прежних своих идеалов, в том числе и стремление к социальной справедливости. Он верил в человеческий разум, человеческое достоинство. Некоторые его оценки порой резки, но, в целом, в поздних своих произведениях он сохраняет спокойствие и объективность. Его суждения намного более взвешены, чем в годы юности. Он выработал свою философию – философию гражданина, в которой сочетаются и надмирность, и активная жизненная позиция. Более того, мне кажется, что некоторые леоновские наблюдения сохраняют свою актуальность и сегодня. Как современны до сих пор суждения и мыслителей других эпох, когда речь идёт о важнейших вопросах человеческого жизнеустройства.

[i] Подробнее о нём см.: Сизов С.Г. «Двадцатый век ; не для камина»: Историческая реконструкция судьбы репрессиролванного литератора Б.Ф. Леонова. ; Омск, 2008.–412 с.
[ii] Леонов Б. Мечта (10 сентября 1966 г.) // Архив НИЦ «Мемориал» (г. Санкт-Петербург). Ф. 4. Оп. 1. Ед.хр. 16.

-----------------------------------------------------
Первая публикация (ссылка РИНЦ):
Сизов С.Г. Борис Леонов: размышления на закате (рассказы, эссе, статьи 1966 – 1976) // Человек – Текст – Эпоха: Сб. науч. статей т материалов. Вып. 3: Социокультурные аспекты освоения Сибири. / Ред. В.П. Зиновьев, О.Н. Бахтина, Е.Е. Дутчак. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. – С. 242 –257. http://elibrary.ru/download/16397836.pdf